III. Наблюдение за образованием относительных имён прилагательных. | Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу; соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием; выполнять действия самоконтроля; оценивать и сравнивать с эталоном результаты деятельности чужой и своей; вносить изменения в работу с учётом возникших трудностей и ошибок. Познавательные УУД: конструировать слова в соответствии с заданным условием; применять схемы для получения информации и презентовать готовую информацию в наглядном и вербальном виде; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; анализировать вариант ответа на проблемный вопрос, логически рассуждать и доказывать; делать выводы и обобщение. Коммуникативные договариваться при решении познавательной задачи, работая в паре, группе; участвовать в диалоге, строить монологическое высказывание; владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка; слушать и понимать речь других; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание и желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; проявлять уважение, доброжелательность, доверие, внимательность и помощь в парной и групповой работах; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека. Предметные: - находить однокоренные слова; разбирать слова по составу; находить производящие слова; определять способы словообразования. | 1) Актуализация и расширение речевого опыта учащихся. - Ребята, для начала нам нужно выполнить упражнение 1. Прочитайте задание и посмотрите на значок рядом с упражнением. Что он обозначает? - Правильно. Но вы можете выбрать и другую форму работы, например, самостоятельно. Кто хочет выполнить это упражнение самостоятельно? А кто хочет в группе? - Ребята, очень хочется узнать, что же у вас получилось. Приглашаю к доске представителей от каждой группы. - Какие имена прилагательные вы образовали? Докажите. 2) Повторение материала об однокоренных словах, разбора слова по составу, способов словообразования на примере относительных прилагательных - Продолжим наблюдать за образованием относительных имен прилагательных. Прочитайте задание упражнения № 2. Рассмотрите образец. - Это упражнение выполняете самостоятельно по образцу. Кто выполнит упражнение №1, может приступать к упражнению № 3. А я бы хотела создать свою группу и приглашаю для работы Алису, Тимофея, Никиту, Рамиля и Аню. Поработаем вместе? - Посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание упражнения № 2. Если есть ошибки, исправьте. | - Работа в группе. Дети выбирают комфортную для них форму выполнения задания Проверка.Заслушиваются ответы представителей групп и детей, работавших самостоятельно - Относительные имена прилагательные, так как они всегда образуются от других слов, в данном случае – от имён существительных, и называют такой признак, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени.Например…) Самоконтроль. | ||||
| Слайд на доске
солома – соломенный, сосна – сосновый, бетон – бетонный, кожа - кожаный, капитан – капитанский, рис – рисовый, гусь - гусиный
| ||||||
| - Что представляют собой пары слов? - Назовите части слов, с помощью которых образованы относительные имена прилагательные. Каким способом они образованы?
«Ловушка» - Найдите и обозначьте в словах орфограмму «Проверяемый безударный гласный в корне».
- Да, верно. Над чем же мы сегодня работаем?
- Кто приступил к упражнению № 3 или выполнил его? - Предлагаю вам записать образованные прилагательные на доске по образцу, данному в упражнении, а все остальные ребята работают вместе с нами.
Запись на классной доске
Образец: находящийся под водой – (какой?) подводный находящийся при дороге – (какой?) – придорожный находящийся на столе – (какой?) - настольный находящийся за городом – (какой?) - загородный
- С помощью каких частей слова образовались относительные прилагательные? Как называется такой способ словообразования?
«Ловушка» - В упражнении вы образовывали относительные прилагательные приставочно-суффиксальным способом. Я бы предложила к этой модели прилагательное «бесшумный»: бес- + шум + н – прист.-суф. способ. Можно ли добавить это прилагательное к уже образованным нами прилагательным в упражнении?
- Вы хорошо справились с заданием. Правильно образовали относительные прилагательные. А о том, какие наиболее употребительные способы образования относительных прилагательных существуют, вы узнаете, прочитав рубрику «Тайны языка». - Какую же тайну языка открывает нам эта рубрика?
- Приведите примеры. | -Однокоренные слова…. - Относительные прилагательные образованы от существительных с помощью суффиксов: -енн-, -ов-, -н-, -ан-, -ск-, -ин-. Суффиксальный способ словообразования - На уроках блока «Как устроен наш язык» мы не учимся писать грамотно, без ошибок, не работаем с орфограммами На классной доске записаны словосочетания с вопросами – дети дописывают образованные относительные прилагательные и объясняют свои выводы. Остальныеучащиеся оценивают - Относительные прилагательные образовались от существительных с помощью суффиксов и приставок. Приставочно-суффиксальный способ словообразования - Нет, так как прилагательное «бесшумный» - качественное, а мы образовывали относительные прилагательные Самостоятельное чтение детьми рубрики «Тайны языка». - Относительные имена прилагательные образуются от имен существительных суффиксальным или приставочно-суффиксальным способами. Учащиеся приводят свои примеры и обосновывают ответы. | |||||
Активизация знаний. Создание проблемной ситуации(фиксирование затруднения в учебном действии). | 3) Работа с рубрикой «Давай подумаем» Прочитайте рубрику«Давай подумаем». Согласны ли вы с мнением Олега? Почему?
- Ребята, чтобы объяснить, как образовались прилагательные глаженый и гружёный, можете воспользоваться карточкой-помощницей, представленной на интерактивной доске. Кто желает объяснить образование слова «глаженый»? «гружёный»? | - Нет, так как относительные имена прилагательные образуются не только от существительных, но и от глаголов.Об этом мы говорили, когда знакомились с относительными прилагательными Дети работают на интерактивной доске, рассуждают над образованием прилагательных, доказывают | |||||
Слайд на интерактивной доске ен ён гладить ……. + ……. глаженый глажка грузить ……. + ……. гружёныйй груз | |||||||
Чтобы убедиться в образовании прилагательных от глаголов, а также, если возникнут затруднения у детей, следует обратиться к значению слов в толковом словаре. - Ребята, какое значение имеет слово «глаженый»? Глаженый – «тот, который гладили (например: г лаженое бельё)», значит прилагательное глаженый образовано от глагола гладить. Гружёный – «тот, который грузили (например: гружёные вагоны)», значит прилагательное гружёный образовано от глагола грузить.
- Как же образуются относительные имена прилагательные? Дополните рубрику «Тайны языка».
Обобщение учителем. - Вы правильно объяснили образование слов и получили более полную информацию о том, как образуются относительные прилагательные. Мы с вами уже знаем, что относительные имена прилагательные всегда образуются от других слов и обозначают признак, который относится к предмету (кожа - кожаный, дерево - деревянный) или действию (стирать – стиральный, гореть – горелый). | - Относительные имена прилагательные образуются от существительных и глаголов суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами | ||||||
IV. Наблюдение за суффиксами, участвующими в образовании относительных прилагательных и словами (основами), от которых относительные прилагательные не образуются. | Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу в течение урока; выполнять действия самоконтроля; ценивать и сравнивать с эталоном результаты деятельности; вносить необходимую коррекцию. Познавательные УУД: конструировать слова в соответствии с заданным условием; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; выполнять логические операции (сравнение, анализ), строить логическую цепь рассуждения. Коммуникативные: договариваться при решении познавательной задачи, работая в паре; владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка; слушать и понимать речь других. Личностные: проявлять уважение, доброжелательность и помощь в парной работе; применять правила делового сотрудничества. | - Продолжим нашу работу и выполним упражнение № 4. Прочитайте задание.
- Какие суффиксы помогут вам образовать относительные имена прилагательные? - Почему не назвали суффиксы -оват-, -еньк-?
- Какой значок расположен рядом с упражнением? Что он обозначает? - Кто хочет выполнить упражнение именно так? - Но вы можете выбрать и другую форму работы, например, самостоятельно. Кто хочет выполнить это упражнение самостоятельно? А кто хочет работать в парах.
Проверка.
| Самостоятельное чтение задания упражнения - Суффиксы -оват-, -еньк- образуют от качественных прилагательных другие качественные прилагательные - Работа в парах Дети выбирают комфортную для них форму выполнения задания Проверка. Пары зачитывают ответы. Остальные проверяют, дополняют, оценивают. Или самоконтроль. Посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание упражнения № 4. Если есть ошибки, исправьте, а недостающие слова – допишите. | ||||
V. Оценивание. VI. Рефлексия | Ребята, наш урок подошёл к концу. Вы проделали серьёзную работу. - Что нового узнали на уроке? - Как образуются относительные имена прилагательные? - Что вызвало особый интерес на уроке? Что показалось трудным? | ||||||
VII. Домашнее задание. | 1)стр.139 рубрика «Тайны языка» 2) стр. 140 упр.5 по выбору
| ||||||