Выявление коммуникативного намерения автора

Конспект урока обучающего сжатого изложения (8 класс)

Тема урока: Сжатое  изложение по тексту С.В. Гиацинтовой «Что значит быть воспитанным?»

Тип урока: открытие нового знания (урок обучающего изложения)

Цели урока:

воспроизвести знания об основной мысли текста, типах речи, стиле речи, об орфографических и пунктуационных правилах;

проверить сформированность у школьников умений сохранять при пересказе основную мысль и тему текста, тип речи, стиль речи, составлять план, находить языковые средства, характерные для публицистического стиля, развивать навыков сжатого пересказа текста на нравственную тематику,

формировать логическое мышление, воспитывать заинтересованное отношение к нравственной проблеме, затронутой в тексте, формировать навыки работы с аудиотекстом.

 

Средства обучения: распечатанный текст из «Сборника текстов для изложения с лингвистическим анализом: 5-9 классы: Пособие для учителя». (М., 1991).

План урока:

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия (2 м.)

II. Вступительное слово учителя (2 м.)

III. Выразительное чтение текста учителем (3 м.).

IV. Речеведческий анализ текста (10 м.)

V. Повторное чтение текста (3 м.)

VI. Составление плана. Работа над сокращением текста (10 мин)

VII. Языковой разбор (10 мин)

VIII. Чтение текста (3)

IX. Самостоятельная работа учащихся (написание изложения) Редактирование текста. (второй урок)

 

Ход урока:

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия

Беседа

- Сегодня мы посвятим два урока работе над сжатым изложением. Вспомним, что значит - написать текст сжато? (Ответы учащихся)

- Верно. Что является важным при написании сжатого изложения? (необходимо передать содержание текста, сохранить авторское изложение событий, фактов, композиционное построение текста, но убрать второстепенную информацию, дополнительные сведения).

- Я буду читать три раза текст.

- Скажите, что вы будете делать, когда я буду читать текст первый раз? (Необходимо определить тему и основную мысль текста, услышать микротемы.)

 

II. Вступительное слово учителя

Текст изложения представляет собой отрывок из статьи народной артистки СССР Софьи Владимировны Гиацинтовой. Софья Владимировна играла на сцене Малого Художественного театра в Москве. В статье «Что значит быть воспитанным?» она обращается к молодежи, желая привлечь внимание к проблемам воспитания и воспитанности.

Внимательно прослушайте текст, подготовьтесь к ответу: о чем он, какова основная мысль текста.

III. Выразительное чтение текста учителем

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.

Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными и очень нужными.

Однажды вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил свои услуги, проводил их до трамвая и помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

Как-то я прочла такой рассказ. В Лувр по утрам приходили бездомные и нищие. Они становились к отоплению, отогревались. Стояла так старушка. Рядом художница работала над копией. Художница вдруг встала, принесла тяжелый бархатный стул и предложила его старушке. Та низко поклонилась и села. Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что-то шепнула сынишке. Он подошел к художнице и сказал: «Мерси, мадам!» – и со счастливым лицом вернулся к матери. (217 сл.)

После чтения текст может быть роздан учащимся (или некоторым учащимся).

IV. Речеведческий анализ текста

Беседа по содержанию текста.

- Какие чувства вызвал у вас текст?

- Какие проблемы подняты в тексте? Как вы думаете, почему автор обратился к проблеме воспитанности? (Дефицит воспитанности в наше время.)

- О чем этот текст? (Какова тема текста?) (О том, что значит быть воспитанным человеком).

- Что такое основная мысль текста? Давайте вместе определим основную мысль нашего текста? Выражена ли она в тексте? (Это ответ на вопрос – что значит быть воспитанным? По мнению Гиацинтовой С.В., быть воспитанным – значит быть внимательным к людям, деликатным, тактичным и скромным.)

- Да, автор текста С.В. Гиацинтова высказала прямо эту мысль. Развивает ли она ее на каких-то конкретных примерах? (Да, она рассказывает о Качалове и о случае, который произошел в Лувре.)

- Обобщите, что такое воспитанность в понимании автора текста. (Воспитанность – это в первую очередь проявление сердечности, внутренней доброты и уважения к людям, а не только знание норм поведения. Это поступки добра, заботы и внимания к другому человеку).

Работа над заголовком текста

- Обратимся к заголовку текста. Что представляет собой заголовок? (Это вопросительное предложение). Что отражает название: тему или основную мысль? (Заголовок отражает основную мысль, которая раскрывается в тексте.)

Выявление коммуникативного намерения автора

- Продолжим наши размышления. Как вы думаете, с какой целью автор обращается к нам, к своим собеседникам с проблемой воспитанности людей: сообщить читателям о проблеме, поделиться своими мыслями и чувствами или вызвать отклик, заинтересованность в воображаемом читателе – собеседнике? (Ответы учащихся).

- Я думаю, вы правы, С.В. Гиацинтовой важно привлечь внимание читателя к проблеме воспитанности, задуматься над своим поведением и поведением окружающих людей и, наверное, извлечь из этого нравственный урок. В чем, по-вашему, автор видит проявление воспитанности человека? (Не в выполнении норм поведения, а в сердечности, доброте к людям.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: