Метр – это пульс музыки, равномерное чередование сильных и слабых долей

Класс Сольфеджио. Музыкальный словарь от Гудиновой В.В.  

В первый год обучения очень важно освоить «музыкальный алфавит», а во 2-м классе уметь бегло читать ноты:

1. Ноты  скрипичного и басового  ключа.

 

Знаки альтерации:

 диез повышает звук на полутон

 

}

 

Без изменения названия ноты

 

бемоль понижает звук на полутон
 бекар – знак, который отменяет действие предшествующих знаков альтерации.
дубль диез повышает ноту на тон
дубль бемоль понижает ноту на тон

 

2. Длительности нот и соответствующие им паузы.

 

 Из этих длительностей и пауз складывается все разнообразие ритмов.

3. Метр. Ритм.

В музыке, как и в речи, есть ударные и безударные звуки. Их принято называть сильными и слабыми долями.  

В этом примере размер такта 2/4, где верхняя цифра обозначает количество долей в такте (еще можно назвать шагов, ударов музыкального пульса, хлопков), а нижняя – длительность доли. Чередование долей можно сравнить со стихами.

Метр – это пульс музыки, равномерное чередование сильных и слабых долей.

В какой связи находятся метр и ритм? Метр вносит порядок, а ритм наполняет доли метра ритмическим рисунком.

 

4. Тональности.

Мы знаем, что нот всего семь. Если назовем их подряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – получится гамма До мажор. В тональности До мажор нота до – первая ступень, самая главная, ее должность называется Тоника.

I III V –  работают устойчивыми ступенями II IV VI VII - неустойчивыми

 

 

Неустойчивые ступени притягиваются к устойчивым, это притяжение называется разрешение.

А бывает еще опевание устойчивых ступеней – два неустойчивых звука окружают один устойчивый и в него разрешаются. Опеть звук – это значит спеть его соседей сверху и снизу.

 

Каждая нота может стать I ступенькой, тоникой своей собственной тональности. Когда вы вырастите, то тоже захотите иметь собственную семью. Так образовали свои тональности Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор и др.

В новых тональностях так же семь ступенек, но отсчет ведется от ноты, которая дала ей название. Например, в соль мажоре мы начинаем с ноты соль: соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль. Вы заметили, что когда нота До находится в до мажоре - она I ступень, но в соль мажоре  - она IV. Ваша мама, для вашей бабушки – дочь, и вы, оставаясь детьми своих родителей, являетесь сестрами или братьями, учениками, друзьями и подругами, - у каждого из вас может быть несколько «ролей».

В каждой тональности остаются те же законы, есть устойчивые (I III V) и неустойчивые ступени.

Важная отличительная черта каждой тональности – знаки, которые стоят в начале произведения, при ключе. Это как флаги разных государств.

Каждая мажорная тональность имеет параллельную минорную. Параллельными называются две тональности, которые имеют одинаковые знаки, их тоники находятся на расстоянии м3.

До мажор Ля минор Не имеют знаков
Соль мажор Ми минор 1 диез - фа♯
Ре мажор Си минор 2 диеза - фа♯ до♯
Фа мажор Ре минор 1 бемоль - сиb
Си бемоль мажор Соль минор 2 бемоля - сиb  миb

5. Интервалы.

То, что мы напеваем, слушая музыку, является мелодией. Каждая мелодия имеет свой рисунок. Мелодический рисунок может развиваться плавно шагая по ступенькам вверх или вниз – гаммообразно. Может перепрыгивать сразу через несколько ступенек – скачок на интервал.

Интервал  - расстояние между двумя звуками.

  Эти расстоянияизмеряются ступенями, которые охватывает интервал. Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервалы имеют итальянские названия.

 Если оба звука в интервале звучат одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический, ведь любая мелодия – это последовательность интервалов.

 

 

Помимо ступеневой величины, интервалы имеют еще тоновую величину. Тоновая величина показывает количество тонов в интервале и обозначается словами большой, малый, чистый, увеличенный, уменьшенный. Например, между I и II ступенями в мажоре целый тон, поэтому секунда будет большая (б2), а между VII и I всего пол тона, поэтому секунда будет малая (м2).

 

Трезвучие.

         Если для любого интервала нужно два звука, то для трезвучия, как вы уже догадались – три.

Трезвучие – три звука, взятые по терциям. Если они звучат одновременно, - то это аккорд,  в нотной записи он выглядит как «снеговик».

 

Мелодия тоже может шагать по звукам трезвучия.  Самое главное трезвучие – это тоническое трезвучие, которое состоит из устойчивых ступеней I III V. Но есть еще два   главных трезвучия: субдоминантовое S, которое строится на IV ступени и доминантовое D, которое строится на V ступени.

 

Существует два типа записи ритма – инструментальная и вокальная группировка. Они не перемешиваются в одном произведении.

 

7. И еще некоторые сведения по музыкальной грамоте, которые мы с вами используем:

Секвенция: повторение музыкального мотива от разной высоты.

Регистры: нижний, средний, верхний

Темп (скорость): быстрый, умеренный, медленный

Динамические оттенки:   f (форте) - громко mf (меццо-форте)  - не очень громко

p (пиано) – тихо mp (меццо-пиано) – не очень тихо

 

8. Несколько практических советов для записи музыки:

· Когда мы записываем музыкальное произведение, каждая строчка начинается с музыкального ключа и знаков тональности.

· Размер пишется один раз, только в начале произведения, при ключе, после знаков.

· В последнем такте произведения ставится двойная тактовая черта.

· Штили у нот пишутся с правой стороны вверх, и с левой стороны вниз.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: