Конец XV-XVI вв. – крупнейший собственник.
Определяет идейную жизнь страны Þ
1) стремление государства подчинить себе церковь;
2) внутрицерковная борьба по вопросам веры
XIV в., Новгород – ересь стригольников [1]. Вера станет крепче, если она будет опираться на разум.
XV в., Новгород, Москва – ересь жидовствующих [2]. Отрицали власть священников и требовали равенства людей Þ отсутствие власти монастырей над крестьнами; отутствие права монастрей на землю.
Какое-то время ИIII поддерживал еретиков.
Воинствующие церковники (глава – Иосиф Волоцкий, основатель Успенского собора в Волоколамске) выступили резко против еретиков.
Иосифляне (впоследствии – стяжатели) отстаивали праов церкви за власть над землей и крестьянами.
Нестяжатели, сореане (Нил Сорский, скитник на р. Соре) – против еретиков, против права церкви на землю и крестьян.
1502 г. – на церковном сборе ИIII поддержал стяжателей. Еретики казнены.
Русская церковь – и государственная, и национальная.
Самодержец = царь земной, богомпомазанный.
Церковное и монастырское землевладение сохранялось.
[1] При пострижении на голове выстригаетя крест.
[2] Зачинателем считали еврейского купца.