Божественная литургия

 

Ди­а­кон (вый­дя на ам­вон): Бlгослови2, вLко.

Свя­щен­ник (тво­ря Еван­ге­ли­ем крест над Пре­сто­лом): Бlгословeно цrтво, nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, нhнэ и3 при1снw, и3 во вё­ки вэкHвъ.

Хор: Ґми1нь.

По­с­ле че­го воз­гла­ша­ет­ся Ек­те­ния ве­ли­кая (или «мир­ная»). Она ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от та­ких же ек­те­ний на ве­чер­не и ут­ре­ни.

Во вре­мя этой ек­те­нии Свя­щен­ник про се­бя чи­та­ет мо­лит­ву 1 Ан­ти­фо­на, ко­то­рой мо­ж­но мо­лить­ся и ос­таль­ным ве­ру­ю­щим, од­на­ко, по­сколь­ку во вре­мя ек­те­нии ну­ж­но мо­лить­ся вме­сте со все­ми все­объ­е­м­лю­щей мо­лит­вой «Гос­по­ди, по­ми­луй!», эту мо­лит­ву луч­ше все­го про­чи­тать или в кон­це 6 ча­са, или вме­сте с мо­лит­вой 2 Ан­ти­фо­на во вре­мя пе­ния Пред­на­чи­на­тель­но­го псал­ма.

+ Эту мо­лит­ву мо­ж­но чи­тать вме­сте со свя­щен­ни­ком, но толь­ко про се­бя и толь­ко в хра­ме.  

Гос­по­ди Бо­же наш, Ко­то­ро­го дер­жа­ва не­изъ­я­с­ни­ма и сла­ва не­по­сти­жи­ма, Ко­то­ро­го ми­лость без­мер­на и чело­ве­ко­лю­бие не­из­ре­чен­но, Ты, Вла­ды­ка, по Тво­е­й бла­го­сти воз­зри на нас и на этот храм и ока­жи нам и мо­ля­щим­ся с на­ми Твои бо­га­тые ми­ло­сти и ще­д­ро­ты.

 

В конце священник возглашает:

Ћкw подобaетъ тебЁ всsкаz слaва, чeсть и3 поклонeніе, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Те­бе по­до­ба­ет вся сла­ва, честь и по­кло­не­ние, От­цу и Сы­ну и Свя­то­му Ду­ху, и сей­час, и все­гда, и в ве­ч­но­сти.

Хор: Ґми1нь.

И по­ёт Пред­на­чи­на­тель­ный 102 пса­лом. К со­жа­ле­нию, в на­ше вре­мя пса­лом уже не по­ёт­ся по­л­но­стью, тем бо­лее на два пе­ре­кли­ка­ю­щих­ся кли­ро­са (то есть ан­ти­фон­но), а ис­по­л­ня­ют­ся толь­ко не­к­ото­рые из­бран­ные сти­хи. Мы по­ме­ща­ем наи­бо­ле ча­с­то по­емые (хо­тя это за­ви­сит от ре­ген­та – со­чи­не­ние ка­ко­го ком­по­зи­то­ра он вы­бе­рет для ис­по­л­не­ния).

Благослови2, душE моS, гDа. Блгcвeнъ є3си2, гDи. Бла­го­сло­ви, ду­ша моя, Гос­по­да! Бла­го­сло­вен ты, Гос­по­ди!
Благослови2, душE моS, гDа, и3 вс‰ внyтрєннzz мо‰, и4мz с™0е є3гw2. Бла­го­сло­ви, ду­ша моя, Гос­по­да! Бла­го­сло­ви, моё серд­це1), имя свя­тое Его!
Благослови2, душE моS, гDа, и3 не забывaй всёхъ воздаsній є3гw2. Бла­го­сло­ви, ду­ша моя, Гос­по­да, и не за­бы­вай2) всех бла­го­де­я­ний Его!
Њчищaющаго вс‰ беззакHніz тво‰, и3зцэлsющаго вс‰ недyги тво‰. Про­ща­ет Он все гре­хи твои, ис­це­ля­ет все не­ду­ги твои3).
И#збавлsющаго t и3стлёніz жив0тъ тв0й, вэнчaющаго тS млcтію и3 щедр0тами. Спа­сёт от ги­бе­ли жизнь твою, ми­ло­стью и ще­д­ро­та­ми ок­ру­жа­ет те­бя!
И#сполнsющаго во бlги1хъ же­лa­ніе твоE: њбнови1тсz ћкw џр­­лz ю4ность твоS. На­сы­ща­ет те­бя да­ра­ми Сво­и­ми – и, как орёл, ты вновь мо­ло­да4) (вы­но­с­ли­ва и пол­на сил)!
Щeдръ и3 млcтивъ гDь, долго­тер­пэли1въ и3 многомлcтивъ. Щедр и ми­ло­стив Гос­подь, дол­го­тер­пе­лив, ми­ло­серд5).

Слaва, и3 нhнэ:

Благослови2, душE моS, гDа. Блгcвeнъ є3си2, гDи. Бла­го­сло­ви, ду­ша моя, Гос­по­да! Бла­го­сло­вен Ты, Гос­по­ди!

1)Букв. «то, что вну­т­ри ме­ня». Псал­мо­пе­вец опи­са­тель­но гов­рит о сво­ей ли­ч­но­сти, сло­ва­ми ду­ша и серд­це он да­ёт по­нять, что весь че­ло­век как од­но це­лое бла­го­сло­в­ля­ет Бо­га (та­кой же спо­соб вы­ра­же­ния в за­по­ве­ди: «Лю­би Гос­по­да, Бо­га тво­е­го, всем серд­цем тво­им, и всею ду­шею тво­ею и все­ми си­ла­ми тво­и­ми» Втор. 5:5).

2)Это пре­ду­п­ре­ж­де­ние не­од­но­крат­но по­в­то­ря­ет­ся в За­ко­не Мо­и­се­е­вом («Смо­т­ри, что­бы не над­ми­лось серд­це твоё и не за­был ты Гос­по­да, Бо­га тво­е­го, Ко­то­рый вы­вел те­бя из зе­м­ли Еги­пет­ской, из до­ма раб­ст­ва» Втор. 8:14; 4:9, 23; 6:12; 8:11).

3)Бо­лезнь есть след­ст­вие гре­ха, по­э­то­му за про­ще­ни­ем гре­ха сле­ду­ет ис­це­ле­ние от бо­лез­ни.

4)По­хо­жий об­раз см.: Ис. 40:31.

5)Ср. Пс. 85:15; 144:8; Исх. 34:6; Не­ем. 9:17; Ио­ил. 2:13;. Ио­на 4:2.

Во время пения антифона священник про себя молится:

+ Эту мо­лит­ву мо­ж­но чи­тать вме­сте со свя­щен­ни­ком, но толь­ко про се­бя и толь­ко в хра­ме.
Гос­по­ди Бо­же наш, спа­си лю­дей Тво­их и бла­го­сло­ви насле­дие Твоё, со­хра­ни по­л­но­ту Тво­ей Цер­к­ви, ос­вя­ти лю­бя­щих бла­го­ле­пие Тво­е­го до­ма; Ты про­сла­ви их Тво­ею бо­же­ст­вен­ною си­лой и не ос­тавь нас, на­де­ю­щих­ся на Те­бя.

 

Ма­лая ек­те­ния:

Ди­а­кон: Пaки и3 пaки (опять и опять) ми1ромъ гDу пом0лимсz.

Хор: ГDи поми1луй.

Ди­а­кон: Заступи2, спаси2, поми1луй и3 сохрани2 нaсъ б9е, твоeю бlгодaтію.

Прес™yю, пречcтую, пребlгословeнную, слaвную вLчцу нaшу бцdу и3 приснодв7у мRjю со всёми с™hми помzнyвше, сaми себE, и3 другъдрyга, и3 вeсь жив0тъ нaшъ хrтY бGу предади1мъ.

Хор: ТебЁ гDи.

Свя­щен­ник:

Ћкw твоS держaва, и3 твоE є4сть цrтво и3 си1ла и3 слaва, nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ибо Твоя власть, и Твои – Цар­ст­во, и си­ла, и сла­ва, От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, и сей­час, и все­гда, и в ве­ч­но­сти.

Хор: Ґми1нь.

Поётся второй антифон (псалом 145).

Хвали2, душE моS, гDа, вос­хва­лю2 гDа въ животЁ моeмъ. Пою2 бGу моемY, д0ндеже є4смь. Не надёйтесz на кнsзи, на сh­­ны человёчєскіz, въ ни1хже нёсть спасeніz. И#зhдетъ дyхъ є3гw2, и3 возврати1тсz въ зeмлю свою2, въ т0й дeнь поги1бнутъ вс‰ помышлє1ніz є3гw2. Блажeнъ, є3мyже бGъ їaкwвль пом0щникъ є3гw2, ўповaніе є3гw2 на гDа бGа своего2, сотв0ршаго нб7о и3 зeм­лю, м0ре и3 вс‰, ±же въ ни1хъ, хра­­нsщаго и4стину въ вёкъ, Тво­­рsщаго сyдъ њби6димымъ, даю1щаго пи1щу ѓлчущымъ. ГDь рэ­ши1тъ њков†нныz, гDь ўму­д­рs­етъ слэпцы2, гDь воз­в0дитъ низвeржєнныz, гDь лю1битъ првd­­ники, гDь храни1тъ при­шeль­цы, си1ра и3 вдовY пріи1метъ, и3 пyть грёшныхъ погуби1тъ. Во­цRи1­тсz гDь во вёкъ, бGъ тв0й, сі­Hне, въ р0дъ и3 р0дъ. Хва­ли, ду­ша моя, Гос­по­да. Я бу­ду петь хва­лу Гос­по­ду, по­ка я жив; по­ка су­ще­ст­вую, бу­ду петь Бо­гу мо­е­му. Не на­дей­тесь на бо­га­тых и силь­ных, на че­ло­ве­ка — не при­не­сёт он спа­се­нья. Дух по­ки­нет его, и вер­нёт­ся он в зе­м­лю свою, и в тот день раз­ру­шат­ся все его за­мы­с­лы. Бла­жен, ко­му по­мо­га­ет Бог Иа­ко­ва, кто упо­ва­ет на Гос­по­да, Бо­га сво­его, со­тво­рив­ше­го не­бо и зе­м­лю, и мо­ре, и всё, что их на­по­л­ня­ет; хра­ня­ще­го вер­ность во­век; тво­ря­ще­го пра­во­су­дие оби­жен­ным; по­да­ю­ще­го хлеб го­лод­ным. Гос­подь ос­во­бо­ж­да­ет уз­ни­ков, Гос­подь да­ёт зре­ние сле­пым, Гос­подь под­ни­ма­ет со­гбен­ных до зе­м­ли, Гос­подь лю­бит пра­вед­ни­ков. Гос­подь хра­нит пришельцев из чужих краёв*, вдо­ве и си­ро­те по­мо­га­ет, а не­че­с­ти­вых за­ста­в­ля­ет блу­ж­дать. Цар­ст­во­вать бу­дет Гос­подь во ве­ки, Бог твой, Си­он, — из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

*Бе­ре­ж­ное от­но­ше­ние к пе­ре­се­лен­цам бы­ло тре­бо­ва­ни­ем Мо­и­се­е­ва За­ко­на (Исх. 23:9).

И вслед за ним сразу поётся главный богослужебный тропарь Богу-Сыну.

Слaва, и3 нhнэ: Е#ди­нор0дный сн7е, и3 сл0ве б9ій, безсмeртенъ сhй, и3 и3зв0­ли­вый сп7сeніz нa­ше­гw рaди во­­­п­л­­о­ти1тисz t с™hz бцdы, и3 при­снодв7ы мRjи, не­­­пре­л0ж­нw во­чlвё­чивыйсz: рас­п­нhй­­сz же хrтE б9е, смeртію смeрть по­прa­вый, є3ди1нъ сhй с™hz трbцы, спро­славлsемый nц7Y и3 с™0му д¦у, сп7си2 нaсъ. Сла­ва, и сейчас:Еди­но­род­ный Сын и Сло­во Бо­жие! Бес­смерт­ный и бла­го­во­лив­ший спа­се­ния на­ше­го ра­ди во­пло­тить­ся от Свя­той Бо­го­ро­ди­цы и При­сно­де­вы Ма­рии, не­из­мен­но во­че­ло­ве­чив­ший­ся и рас­пя­тый, Хри­сте Бо­же, смер­тью смерть по­прав­ший, Один из Свя­той Тро­и­цы, про­сла­в­ля­е­мый со От­цом и Свя­тым Ду­хом, спа­си нас!

В это время священник читает молитву:

+ Эту мо­лит­ву мо­ж­но чи­тать вме­сте со свя­щен­ни­ком, но толь­ко про се­бя и толь­ко в хра­ме.
Ты, да­ро­вав­ший нам эти об­щие и со­г­ла­с­ные мо­лит­вы, и двум или трем, со­г­ла­с­но про­ся­щим во имя Твое, про­си­мое по­да­вать обе­щав­ший, Сам и ны­не про­ше­ния ра­бов Тво­их к по­лез­но­му ис­по­л­ни, по­да­вая нам в ны­неш­нем ве­ке по­з­на­ние Тво­ей ис­ти­ны, и в бу­ду­щем жизнь ве­ч­ную да­руя.

Ектения малая: «Паки и паки» (снова и снова)

Свя­щен­ник:

Ћкw бlгъ и3 человэколю1бецъ бGъ є3си2, и3 тебЁ слaву возсы­лa­емъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нh­нэ и3 при1снw, и3 во вёки вэ­кHвъ. Ибо Ты – бла­гой и че­ло­ве­ко­лю­би­вый Бог, и Те­бе сла­ву вос­сы­ла­ем, От­цу и Сы­ну и Свя­то­му Ду­ху, и сей­час, и все­гда, и в ве­ч­но­сти.

Хор: Ґми1нь.

Сле­ду­ет пе­ние и чте­ние 3 ан­ти­фо­на. Он со­ста­в­лен из За­по­ве­дей Бла­женств. По­пе­ре­мен­но с ним чи­та­ют­ся тро­па­ри бла­женн.

Во цrтвіи твоeмъ помzни2 нaсъ гDи. Во Цар­ст­вии Тво­ём по­мя­ни нас, Гос­по­ди*.

*Эти сло­ва пе­ре­кли­ка­ют­ся со сло­ва­ми раз­бой­ни­ка, ко­то­рый был рас­пят по пра­вую ру­ку от Спа­си­те­ля (Лк 23:39-43). По пре­да­нию, раз­бой­ни­ка зва­ли Рах, он уже встре­чал Ии­су­са, ко­г­да с то­ва­ри­ща­ми на­пал на Свя­тое Се­мей­ст­во, убе­га­ю­щее в Еги­пет, с це­лью ог­ра­бить. Кра­со­та Бо­го­мла­ден­ца так по­ра­зи­ла его, что он по­ме­шал то­ва­ри­щам обо­б­рать бег­ле­цов. Кро­ме то­го, счи­та­ет­ся, что ни­ж­няя ко­сая пе­ре­кла­ди­на Кре­ста Хри­сто­ва то­же сви­де­тель­ст­ву­ет об ис­по­л­не­нии слов Гос­по­да: рас­пя­тый спра­ва раз­бой­ник от­пра­вил­ся «вверх», в Рай, рас­пя­тый сле­ва (ру­га­ю­щий Хри­ста) — «вниз», в ад. Так и рас­по­ло­жи­лись кон­цы пе­ре­кла­ди­ны Кре­ста по­с­ле смер­ти Спа­си­те­ля. Так они и изо­б­ра­жа­ют­ся до на­ших дней.

Бlжeни ни1щіи д¦омъ, ћкw тёхъ є4сть цrтво нбcное. Как сча­ст­ли­вы те, что бед­ны* ра­ди Гос­по­да! Цар­ст­во Не­бес — для них.

*Как сча­ст­ли­вы (евр. ашр) — это не по­же­ла­ние че­го-то еще не су­ще­ст­ву­ю­ще­го. В гла­зах Бо­га сча­ст­ли­вы не бо­га­чи, а бед­ня­ки — те, кто все­це­ло по­ла­га­ет­ся на Не­го. Бед­ны — в биб­лей­ской тра­ди­ции бед­ня­ки вос­при­ни­ма­лись как лю­ди уг­не­тен­ные, обез­до­лен­ные, стра­да­ю­щие, ко­то­рые по­ла­га­ют­ся толь­ко на Бо­га, так что сло­во «бед­ный» со вре­ме­нем при­об­ре­ло до­по­л­ни­тель­ный смысл: «бла­го­че­с­ти­вый, сми­рен­ный, крот­кий, пре­дан­ный Бо­гу». Под бед­ны­ми про­ро­ки на­чи­на­ют по­ни­мать «свя­той ос­та­ток» Из­ра­и­ля, с ко­то­рым Бог за­клю­чил Свой До­го­вор. Это сло­во ста­ло са­мо­на­зва­ни­ем бла­го­че­с­ти­вых ев­ре­ев ме­ж­ду­за­вет­но­го пе­ри­о­да и ие­ру­са­лим­ской цер­к­ви. Что бед­ны ра­ди Гос­по­да, бу­к­валь­но: «что бед­ны ду­хом, или в Ду­хе, или ра­ди, по при­чи­не Ду­ха». По­ни­ма­ние этих слов за­ви­сит от то­го, ка­кой дух име­ет­ся в ви­ду: дух че­ло­ве­че­с­кий или Дух Бо­жий. Ес­ли это че­ло­ве­че­с­кий дух, то речь идет о крот­ких, скром­ных, сми­рен­ных лю­дях, со­з­на­ю­щих свою гре­хов­ность и безпо­мощ­ность, свою не­зна­чи­тель­ность и ну­ж­ду в по­мо­щи Бо­га. Ес­ли это Дух Бо­жий, то воз­мо­ж­но зна­че­ние: «бед­ные, ко­то­рых та­ки­ми сде­лал Бо­жий Дух» или «до­б­ро­воль­но от­ка­зав­ши­е­ся от иму­ще­ст­ва ра­ди Ду­ха, ра­ди Бо­га». Ведь Ии­сус об­ра­ща­ет­ся здесь пре­ж­де все­го к Сво­им уче­ни­кам, ко­то­рые ра­ди Не­го всё ос­та­ви­ли и ста­ли бед­ня­ка­ми. Ср. Лк 6:20: «Как сча­ст­ли­вы бед­ные». Воз­мо­ж­но, текст Лу­ки пер­во­на­ча­лен, а Мат­фей до­ба­в­ля­ет сло­во «Дух», что­бы под­черк­нуть ре­ли­ги­оз­ное зна­че­ние этих слов и ука­зать не толь­ко на внеш­ние ус­ло­вия жиз­ни че­ло­ве­ка, но и на его вну­т­рен­ний на­строй. Этим не ис­к­лю­ча­ет­ся ма­те­ри­аль­ная бед­ность, но уто­ч­ня­ет­ся смысл слов и из эко­но­ми­че­с­кой пе­ре­во­дит­ся в ре­ли­ги­оз­ную сфе­ру.

Бlжeни плaчущіи ћкw тjи ўтё­шатсz. Как сча­ст­ли­вы те, что скор­бят*! Бог их уте­шит.

*Те, что скор­бят — это еще од­но опи­са­ние бед­ня­ков, ко­то­рых за­ста­в­ля­ют стра­дать уг­не­та­те­ли. Ср. Ис. 61:1-3

Бlжeни кр0тцыи, ћкw тjи на­­слёдzтъ зeмлю. Как сча­ст­ли­вы крот­кие*: Бог им от­даст во вла­де­ние зе­м­лю.

*Крот­кие — в ев­рей­ском язы­ке од­но и то же сло­во зна­чит и «бед­ный», и «крот­кий»; оно под­ра­зу­ме­ва­ло та­кие чер­ты бед­ня­ков, как без­за­щит­ность, без­ро­пот­ность, тер­пе­ли­вое пе­ре­не­се­ние стра­да­ний. Ср. Пс. 36:11: «Крот­кие на­сле­ду­ют зе­м­лю». Под зе­м­лей по­ни­ма­ет­ся уже не обе­то­ван­ная зе­м­ля, но весь мiр.

Бlжeни ѓлчущіи и3 жaждущіи прaвды, ћкw тjи насhтzтсz. Как сча­ст­ли­вы те, что жа­ж­дут ис­по­л­не­ния во­ли Гос­под­ней*! Жа­ж­ду их Бог уто­лит.

а­ж­дут ис­по­л­не­ния во­ли Гос­под­ней — до­слов­но: «кто ис­пы­ты­ва­ет го­лод и жа­ж­ду по от­но­ше­нию к пра­вед­но­сти»; воз­мо­ж­но по­ни­ма­ние: «жа­ж­дут ис­по­л­не­ния во­ли Гос­под­ней боль­ше, чем еды и пи­тья».

Бlжeни млcтивіи, ћкw тjи по­ми1ловани бyдутъ. Как сча­ст­ли­вы ми­ло­серд­ные! И к ним бу­дет Бог ми­ло­серд.
Ўтверди2 менE хrтE, на недви1жимомъ кaмени зaпо­вэ­дей твои1хъ, и3 просвэти1 мz свётомъ лицA твоегw2: нёсть бо с™ъ пaче тебE чlвэколю1бче. Ут­вер­ди ме­ня, Хри­сте, на не­зыб­ле­мом кам­не за­по­ве­дей Тво­их и про­све­ти ме­ня све­том ли­ца Тво­е­го: ибо нет столь свя­то­го, кро­ме Те­бя, Че­ло­ве­ко­лю­бец.
Бlжeни чи1стіи сeрдцемъ, ћкw тjи бGа ќзрzтъ. Как сча­ст­ли­вы те, у ко­го чи­с­тое серд­це! Они Бо­га уви­дят.
НHвыz вмёстw вeтхихъ, вмёстw же тлённыхъ не­тлBн­ныz, кrт0мъ твои1мъ хrтE со­вер­ши1въ нaсъ, во њбновлeніи жи1з­ни жи1тельствовати дост0й­нw повелёлъ є3си2. Но­вы­ми вме­сто вет­хих, а вме­сто тлен­ных – не­тлен­ны­ми Кре­стом Тво­им, Хри­сте, со­де­лав нас, в об­но­в­лён­ной жиз­ни жить Ты до­с­той­но по­ве­лел.
Бlжeни ми­ротв0рцы, ћкw тjи сhнове б9іи нарекyтсz. Как сча­ст­ли­вы те, что до­би­ва­ют­ся ми­ра! Бог на­зо­вет их Сво­и­ми сы­на­ми.
Во гр0бэ заключeнъ њпи1сан­ною пл0тію твоeю, неwпи1санный хrтE воскрeслъ є3си2: двeремъ же за­ключє1ннымъ, предстaлъ є3си2 твои6мъ ўченикHмъ всеси1льне. Во гро­бе за­клю­чён­ный ог­ра­ни­чен­ною пло­тию Тво­ею, Ты вос­крес, бес­пре­дель­ный Хри­сте, и при за­пер­тых две­рях пред­стал Тво­им уче­ни­кам, Все­силь­ный.
Бlжeни и3згнaни прaвды рaди, ћкw тёхъ є4сть цrтво нбcное. Как сча­ст­ли­вы те, ко­го го­нят за ис­по­л­не­ние во­ли Гос­под­ней! Цар­ст­во Не­бес — для них.
Ћзвы твоS хrтE, ±же в0лею претерпёлъ є3си2 за нaсъ, ўче­ни­кHмъ твои1мъ сохрани1въ, сви­дё­тельство показaлъ є3си2 тво­е­гw2 слaвнагw воскресeніz. Яз­вы Твои, Хри­сте, ко­то­рые Ты до­б­ро­воль­но пре­тер­пел за нас, для уче­ни­ков Тво­их со­хра­нив, по­ка­зал их как сви­де­тель­ст­во Тво­е­го слав­но­го вос­кре­се­ния.
Бlжeни є3стE, є3гдA пон0сzтъ вaмъ, и3 и3жденyтъ, и3 рекyтъ всsкъ ѕ0лъ глаг0лъ, на вы2 лжy­ще менE рaди. Будь­те же сча­ст­ли­вы, ко­г­да вас ос­корб­ля­ют, пре­сле­ду­ют и кле­ве­щут на вас, об­ли­вая вас гря­зью из-за Ме­ня!
Прор0ка спaслъ є3си2 t ки1­та чlвэколю1бче, и3 менE и3з8 глу­бины2 прегрэшeній возведи2, мо­лю1сz. Про­ро­ка спас Ты от ки­та, Че­ло­ве­ко­лю­бец, и ме­ня из глу­би­ны со­гре­ше­ний воз­ве­ди, мо­лю.
Рaдуйтесz и3 ве­се­ли1тесz, ћкw мздA вaша мн0га на нб7сёхъ. Ра­дуй­тесь и ли­куй­те! Ве­ли­ка ва­ша на­гра­да на не­бе­сах*.

* на не­бе­сах — в Цар­ст­ве Не­бесном.

Fwмы2 не њстaвилъ є3си2 вLко, погружaема глубин0ю невёріz, дл†ни простeръ на и3спытaніе. Фо­му не ос­та­вил Ты, Вла­ды­ка, по­­гр­у­­ж­ае­мого в глу­би­ну не­ве­рия, про­тя­нув ему ру­ки Свои для ис­пы­та­ния.

Слaва:

Сп7съ нaшъ глаг0лаше: њсz­зaв­ше мS ви1дите кHсти пл0ть но­сsща, ѓзъ не премэни1хсz. Спа­си­тель наш воз­гла­шал: «Ося­зай­те и по­смо­т­ри­те на Ме­ня, име­ю­ще­го плоть и ко­с­ти, Я не из­ме­нил­ся!»

И# нhнэ:

Рє1бра њсzзA, и3 вёровавъ по­знA fwмA, не сhй въ пeрвомъ вх0дэ твоeмъ, сп7се нaшъ. Рё­б­ра ося­зал и, уве­ро­вав, ве­де­ние стя­жал Фо­ма, не быв­ший при пер­вом Тво­ём при­хо­де, Спа­си­тель наш.

Во вре­мя пе­ния 3 ан­ти­фо­на ду­хо­вен­ст­во со­вер­ша­ет Ма­лый вход (с Еван­ге­ли­ем).

Во время входа священник тайно творит молитву входа.

Поётся «входное»:

Пріиди1те, поклони1мсz и3 при­па­дeмъ ко хrтY. Сп7си1 ны сн7е б9ій, воскRсhй и3з8 мeртвыхъ по­­ю1щыz ти2: ґллилyіа. При­ди­те, по­кло­ним­ся и при­па­дём ко Хри­сту. Спа­си нас, Сын Бо­жий, воскресший из мёртвых, нас, по­ющих Те­бе: Ал­ли­лу­иа.

Ес­ли служ­бу со­вер­ша­ет ар­хи­е­рей, он со­вер­ша­ет ка­ж­де­ние ал­та­ря и мо­ля­щих­ся при пе­нии «Ис пол­ла эти дэ­с­по­та» («на мно­гая ле­та, гос­по­дин»). И поются тропарь и кондак праздника.

Если же нет, тропарь и кондак поются сразу после входного.

В эту Неделю поются:

 

Праздничный тропарь.

Запечaтану гр0бу, жив0тъ t гр0ба возсіsлъ є3си2 хrтE б9е, и3 двeремъ заключє1ннымъ, ўчени­кHмъ предстaлъ є3си2, всёхъ вос­кре­сeніе: д¦ъ прaвый тё­ми њб­нов­лsz нaмъ, по ве­ли1цэй твоeй ми1­лости. Хо­тя гроб и был опе­ча­тан, Ты – Жизнь, Хри­сте Бо­же, из гро­ба вос­си­ял. И хо­тя дверь бы­ла за­пер­та, Ты — Вос­кре­се­ние всех, пред­стал пе­ред Сво­и­ми уче­ни­ка­ми, че­рез них воз­ро­ж­дая в нас пра­вед­ный дух по Сво­ему ве­ли­ко­му ми­ло­сер­дию.

Слaва, и3 нhнэ:

Праздничный кондак.

Любопhтною десни1цею, жизно­по­дaтєльнаz тво‰ рeбра fwмA и3спытA хrтE б9е: со­зак­лю­чє1н­нымъ бо двeремъ ћкw вшeлъ є3си2, съ пр0чими ґпcлы вопіsше те­бЁ: гDь є3си2 и3 бGъ м0й. Лю­бо­зна­тель­ной ру­кою жизнь ис­то­ча­ю­щие рё­б­ра Твои ис­сле­до­вал Фо­ма, Хри­сте Бо­же; и то­г­да, как Ты во­шёл при за­пер­тых две­рях, он с про­чи­ми Апо­сто­ла­ми стал взы­вать Те­бе: «Ты – Гос­подь и Бог мой!»

Диакон: ГDу пом0лимсz.

Хор: ГDи поми1луй.

Свя­щен­ник:

Ћкw с™ъ є3си2 б9е нaшъ, и3 те­бЁ слaву возсылaемъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1­с­нw. Ибо свят Ты, Бо­же наш, и Те­бе сла­ву вос­сы­ла­ем, От­цу и Сы­ну и Свя­то­му Ду­ху, и сей­час, и все­гда.

Ди­а­кон об­ра­ща­ет­ся к Бо­гу: Гос­по­ди, спа­си бла­го­че­с­ти­выя и по­ми­луй ны.

Хор по­в­то­ря­ет.

Ди­а­кон, по­ка­зы­вая ора­рём на всех мо­ля­щих­ся: и3 во вё­ки вэкHвъ.

Хор: Ґми1нь. И поёт Трисвятое.

Если службу совершает архиерей, во вре­мя пе­ния Трис­вя­то­го он мо­лит­ся за всю Цер­ковь Хри­сто­ву, про­из­но­ся сло­ва кня­зя Вла­ди­міра, ска­зан­ные им при Кре­ще­нии Ру­си: «По­смо­т­ри с Не­бес, Бо­же, и увидь, и по­се­ти этот ду­хов­ный сад, и ук­ре­пи его, по­сколь­ку его на­са­ди­ла Твоя пра­вая ру­ка!»

После Трисвятого призносится Прокимен.

Прокjменъ, глaсъ G: Вeлій гDь нaшъ, и3 вeліz крёпость є3гw2, и3 рaзума є3гw2 нёсть числA. Ве­лик Гос­подь наш, ве­ли­ка си­ла Его, и ра­зу­му Его нет пре­де­ла!
Стjхъ: Хва­ли1те гDа ћкw бlгъ pал0мъ: бGови нaшему да ўс­ла­ди1тсz хвалeніе. Вос­хва­ляй­те Гос­по­да, ибо вос­пе­вать псал­мы — бла­го для нас. Бо­гу на­ше­му да бу­дет угод­на хва­ла!

Со­вер­ша­ет­ся чте­ние Апо­сто­ла. Про­из­во­дит­ся ка­ж­де­ние ал­та­ря и мо­ля­щих­ся.

Чтение из Деяний святых Апостолов,

14 зачало, глава 5, стихи 12-20.

Во дни2 џны, рукaми ґпcль­с­ки­ми бhша знaмєніz и3 чудесA въ лю1дехъ мнHга: и3 бsху є3дино­дyш­нw вси2 въ притв0рэ соло­мH­ни. T пр0чихъ же никт0же смёzше прилэплsтисz и5мъ, но величaху и5хъ лю1діе. Пaче же при­лагaхусz вёрующіи гDви, мн0­­жество мужeй и3 жeнъ. Ћкw и3 на ст0гны и3зноси1ти не­д{ж­ныz, и3 полагaти на пос­тe­лzхъ и3 на nдрёхъ: да грzдyщу петрY, понE сёнь є3гw2 њсэни1тъ нёкоего t ни1хъ. Схождaше же сz и3 мн0жество t nкрeстныхъ гра­дHвъ во їеrли1мъ, приносsще нед{жныz и3 стрaждущыz t д{хъ нечи1стыхъ, и5же и3сцэ­лэ­вa­хусz вси2. Востaвъ же ґрхіерeй, и3 вси2 и5же съ ни1мъ, сyщаz є4ресь саддукeйскаz, и3сп0лнишасz зa­вис­ти. И# возложи1ша рyки своS на ґпcлы, и3 послaша и5хъ въ со­блю­дeніе џбщее. ЃгGлъ же гDнь н0щію tвeрзе двє1ри темни1цы, и3звeдъ же и5хъ, речE: И#ди1те, и3 стaв­ше глаг0лите въ цeркви лю1­демъ всS глаг0лы жи1зни сеS.   В те вре­ме­на мно­го зна­ме­ний и чу­дес тво­ри­ли в на­ро­де сво­и­ми ру­ка­ми Апо­сто­лы. И все они дру­ж­но со­би­ра­лись в Со­ло­мо­но­вой га­ле­рее. Ни­кто из по­сто­рон­них при­со­е­ди­нить­ся к ним не ре­шал­ся, хо­тя на­род го­во­рил о них с боль­шим ува­же­ни­ем. И к Гос­по­ду при­ба­в­ля­лось всё боль­ше и боль­ше ве­ру­ю­щих, мно­же­ст­во как муж­чин, так и жен­щин, – а боль­ных да­же вы­но­си­ли на ули­цы, кла­ли их на ци­нов­ки и но­сил­ки, что­бы, ко­г­да при­дёт Пётр, на не­ко­то­рых из них упа­ла хо­тя бы его тень. При­хо­ди­ло так­же мно­же­ст­во лю­дей из го­ро­дов во­к­руг Ие­ру­са­ли­ма, при­но­си­ли боль­ных и при­во­ди­ли одер­жи­мых не­чи­с­ты­ми ду­ха­ми, и все они по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние. То­г­да взво­л­но­вал­ся пер­во­свя­щен­ник. Он и все его при­бли­жён­ные, при­на­д­ле­жав­шие к пар­тии сад­ду­ке­ев, ис­по­л­ни­лись рев­но­сти, схва­ти­ли Апо­сто­лов и от­пра­ви­ли их в об­ще­ст­вен­ную тем­ни­цу. Но сре­ди но­чи Ан­гел Гос­по­день, от­во­рив две­ри тюрь­мы и вы­ве­дя их, ска­зал им: «Сту­пай­те, стань­те в хра­ме и воз­ве­щай­те на­ро­ду все Сло­ва этой Жиз­ни!»

По­с­ле чте­ния Апо­сто­ла про­из­но­сит­ся Ал­ли­лу­и­а­рий. Со­вер­ша­ет­ся ка­ж­де­ние ал­та­ря и мо­ля­щих­ся.

Ґллилyіа: Пріиди1те возрaдуем­сz гDви, воскли1кнемъ бGу сп7си1­те­лю нaшему. При­ди­те, в ра­до­сти вос­по­ём Гос­по­да, воз­зо­вём к Бо­гу, Спа­си­те­лю на­ше­му.
Стjхъ: Ћкw бGъ вeлій гDь, и3 цRь вeлій по всeй зе­м­ли2. Ибо ве­лик Бог наш, Гос­подь, Царь Ве­ли­кий на всей зе­м­ле.

После Аллилуария читается Евангелие.

Перед чтением Евангелия священник молится:

+ Эту мо­лит­ву мо­ж­но чи­тать вме­сте со свя­щен­ни­ком, но толь­ко про се­бя в хра­ме.*
Вос­си­яй в на­ших серд­цах, че­ло­ве­ко­лю­би­вый Вла­ды­ка, не­тлен­ный свет Тво­е­го Бо­го­ра­зу­ме­ния и от­вер­зи очи на­ше­го ума к ура­зу­ме­нию Тво­их еван­гель­ских про­по­ве­дей; вло­жи в нас и страх Тво­их бо­же­ст­вен­ных за­по­ве­дей, что­бы мы, пре­одо­лев плот­ские по­хо­ти, ве­ли ду­хов­ную жизнь, ду­мая и со­вер­шая вс¸ к Тво­е­му бла­го­уго­ж­де­нию. Ибо Ты — про­све­ще­ние на­ших душ и тел, Хри­сте Бо­же, и Те­бе сла­ву воз­но­сим: От­цу и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху.
*Дома можно читать эту молитву перед чтением Евангелия.

Чтение Евангелия от Иоанна, зачало 65, глава 20, стихи 19-31.

Сyщу п0здэ въ дeнь т0й во є3ди1ну t суббHтъ, и3 двeремъ за­творє1ннымъ, и3дёже бsху ўче­ницы2 є3гw2 с0брани стрaха рaди їудeйска, пріи1де ї}съ, и3 стA посредЁ, и3 глаг0ла и5мъ: ми1ръ вaмъ. И# сіE рeкъ, показA и5мъ рyцэ и3 н0зэ и3 рє1бра своS. Воз­рaдовашасz же ўченицы2 ви1­дэв­ше гDа. Речe же и5мъ ї}съ пa­ки: ми1ръ вaмъ. ћкоже послa мz nц7ъ, и3 ѓзъ посылaю вы2. И# сіE рeкъ, дyну, и3 глаг0ла и5мъ: прі­ими1те д¦ъ с™ъ. И%мже tпус­ти­тE грэхи2, tпyстzтсz и5мъ: и3 и5мже держитE, держaтсz. Fw­мa же, є3ди1нъ t nбоюнa­де­сz­те, глаг0лемый близнeцъ, не бЁ тY съ ни1ми, є3гдA пріи1де ї}съ. Глаг0лаху же є3мY друзjи ўче­ницы2: ви1дэхомъ гDа. џнъ же речE и5мъ: ѓще не ви1жу на ру­кY є3гw2 ћзвы гвозди6нныz, и3 вложY пeрста моегw2 въ ћзвы гвозди6нныz, и3 вложY рyку мою2 въ рeбра є3гw2, не и3мY вёры. И# по днeхъ nсми1хъ пaки бsху внyтрь ўченицы2 є3гw2, и3 fwмA съ ни1ми. пріи1де ї}съ двeремъ за­творє1ннымъ, и3 стA посредЁ и4хъ, и3 речE: ми1ръ вaмъ. По­т0мъ глаг0ла fwмЁ: принеси2 пeрстъ тв0й сёмw, и3 ви1ждь рyцэ мои2, и3 принеси2 рyку твою2, и3 вложи2 въ рeбра моS, и3 не бyди невёренъ, но вёренъ. И# t­вэ­щA fwмA, и3 речE є3мY: гDь м0й, и3 бGъ м0й. Глаг0ла є3мY ї}съ: ћкw ви1дэвъ мS, вёрова, блажeни не ви1дэвшіи, и3 вёро­вав­ше. МнHга же и3 и4на знa­мє­ніz сотвори2 ї}съ пред8 ўченики2 свои1ми, ±же не сyть пи1сана въ кни1гахъ си1хъ. Сі‰ же пи1сана бhша, да вёруете, ћкw ї}съ є4сть хrт0съ сн7ъ б9ій: и3 да вё­ру­юще, животA и4мате во и4мz є3гw2. Ве­че­ром то­го же пер­во­го дня не­де­ли, ко­г­да уче­ни­ки со­бра­лись (в до­ме) и, из-за стра­ха пе­ред иу­де­я­ми, за­пер­ли две­ри, вдруг по­я­вил­ся Ии­сус и, встав по­сре­ди них, ска­зал им: мир вам! По­с­ле этих слов Он по­ка­зал им (ра­ны) на ру­ках и ме­ж­ду рё­бер Сво­их. Уче­ни­ки же об­ра­до­ва­лись, уви­дев Гос­по­да. А Ии­сус вновь ска­зал им: мир вам! Как Ме­ня по­слал Отец, так и Я по­сы­лаю вас (в мір). Ска­зав это, Он ду­нул на них и го­во­рит им: при­ми­те Дух Свя­той. От­ны­не ко­му вы про­сти­те гре­хи, то­му они про­ще­ны бу­дут, а ко­му не про­сти­те, тот с ни­ми и ос­та­нет­ся. Фо­мы же, од­но­го из две­на­д­ца­ти, на­зы­ва­е­мо­го Близ­не­цом, не бы­ло с ни­ми, ко­г­да при­хо­дил Ии­сус. И вот дру­гие уче­ни­ки ска­за­ли ему: мы ви­де­ли Гос­по­да. Фо­ма же от­ве­тил им: по­ка я сам не уви­жу на ру­ках Его ра­ны от гво­з­дей и не до­т­ро­нусь паль­цем сво­им до ран от гво­з­дей, и по­ка не до­т­ро­нусь ру­кой до ра­ны ме­ж­ду рё­бер Его, — до тех пор не по­ве­рю. Че­рез во­семь дней* уче­ни­ки Его вновь бы­ли до­ма, и Фо­ма вме­сте с ни­ми. Две­ри бы­ли за­пер­ты, и вдруг по­я­вил­ся Ии­сус и, встав по­сре­ди них, ска­зал: мир вам! За­тем Он го­во­рит Фо­ме: по­дой­ди сю­да и по­тро­гай паль­цем сво­им ру­ки Мои; по­дой­ди же и до­т­ронь­ся ру­кой сво­ей до рё­бер Мо­их, и будь не не­ве­ру­ю­щим, но ве­ру­ю­щим. Фо­ма вос­кли­к­нул, об­ра­ща­ясь к Не­му: Гос­подь мой и Бог мой! И ска­зал ему Ии­сус: ты по­ве­рил, по­то­му что уви­дел Ме­ня; бла­жен­ны же те, ко­то­рые не ви­де­ли и по­ве­ри­ли! Ии­сус же со­вер­шил мно­же­ст­во дру­гих чу­дес, ко­то­рые ви­де­ли уче­ни­ки Его, но о них не на­пи­са­но в этой кни­ге. Об этих же чу­де­сах на­пи­са­но, что­бы вы уве­ро­ва­ли в Ии­су­са как в Хри­ста, Сы­на Божь­е­го, и, уве­ро­вав, на­сле­до­ва­ли Жизнь (Ве­ч­ную) име­нем Его.

* че­рез во­семь дней — счёт в дан­ном слу­чае ве­дёт­ся с при­со­е­ди­не­ни­ем то­го дня, от ко­то­ро­го ве­дёт­ся от­счёт, то есть Ии­сус вто­рой раз явил­ся уче­ни­кам в тот же са­мый «пер­вый день не­де­ли».

 

Ход даль­ней­шей служ­бы не­од­но­крат­но в раз­ных ва­ри­ан­тах на­ми пред­ла­гал­ся в дру­гих из­да­ни­ях на­ших бро­шюр. С ним вы мо­же­те оз­на­ко­мить­ся как в них, так и в книж­ке «Все­нощ­ное бде­ние и Ли­тур­гия», ко­то­рая име­ет­ся в сво­бод­ной про­да­же в цер­ков­ных икон­ных лав­ках.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: