Изъяснение апостольского чтения на литургии

Из Кни­ги Де­я­ний мы уз­на­ём, что пер­во­хри­сти­ан­ская Цер­ковь бы­ла по­ра­зи­тель­но дей­ст­вен­ной. Апо­сто­лы со­вер­ша­ли зна­ме­ния и чу­де­са. Да, в те да­лё­кие вре­ме­на, в от­ли­чие от на­шей со­в­ре­мен­но­сти, дей­ст­вия Цер­к­ви про­яв­ля­лись не толь­ко в про­по­ве­ди Сло­ва Гос­под­ня, но так­же в фи­зи­че­с­ком и ду­шев­ном ис­це­ле­нии боль­ных. Не сто­ит за­бы­вать, что и сей­час, хо­тя вре­ме­на и из­ме­ни­лись, глав­ная цель Цер­к­ви ос­та­ёт­ся пре­ж­ней – ис­це­лять греш­ных лю­дей. Ведь грех – та ро­до­вая бо­лезнь, ко­то­рая про­яв­ля­ет се­бя во мно­же­ст­ве сим­пто­мов. Это не толь­ко бо­лез­ни раз­но­го ро­да и про­ис­хо­ж­де­ния, но и вся­кое ума­ле­ние жиз­ни и сво­бо­ды че­ло­ве­ка от его ро­ж­де­ния до смер­ти вклю­чи­тель­но. И ес­ли, бла­го­да­ря раз­ви­тию ме­ди­цин­ско­го ис­кус­ст­ва, мно­гие фи­зи­че­с­кие и да­же пси­хи­че­с­кие бо­лез­ни се­го­д­ня ис­це­ля­ют­ся с по­мо­щью все­воз­мо­ж­ных ле­карств и ап­па­ра­ту­ры, то грех – как бо­лезнь то­таль­ную – не­воз­мо­ж­но из­ле­чить ни­ка­ки­ми ле­кар­ст­ва­ми и че­ло­ве­че­с­ки­ми ухищ­ре­ни­я­ми. Ис­це­лить от гре­ха со все­ми его сим­пто­ма­ми мо­жет толь­ко Бог. И Он на­чал это ис­це­ле­ние, по­слав на зе­м­лю Сво­его Сы­на, Ко­то­ро­го и вос­кре­сил из мёр­т­вых к но­вой Жиз­ни в свя­то­сти, сла­ве и сво­бо­де Бо­го­по­до­бия. И те лю­ди, ко­то­рые со­еди­ня­ют­ся с Вос­крес­шим Ии­су­сом Хри­стом в ве­ре и люб­ви, со­еди­ня­ют­ся с Ним в Его смер­ти и Вос­кре­се­нии. Они уже здесь, в мі­ре гре­ха и не­сво­бо­ды, по­лу­ча­ют за­лог ве­ч­ной жиз­ни – на­де­ж­ду на по­л­ное и окон­ча­тель­ное ос­во­бо­ж­де­ние, на ис­це­ле­ние от гре­ха со все­ми его убий­ст­вен­ны­ми след­ст­ви­я­ми. Это ос­во­бо­ж­де­ние в бо­го­сло­вии на­зы­ва­ет­ся «спа­се­ни­ем». На ори­ги­наль­ном язы­ке Но­во­го За­ве­та (а он на­пи­сан по-гре­че­с­ки) это, столь при­вы­ч­ное нам сло­во зву­чит, ес­те­ст­вен­но, ина­че. Ес­ли пе­ре­во­дить бу­к­валь­но, оно оз­на­ча­ет «це­ле­ние». Ина­че го­во­ря, во Хри­сте че­ло­век по­лу­ча­ет ис­це­ле­ние от бо­лез­ни гре­ха. Вот по­че­му и в Еван­ге­ли­ях, и в Кни­ге Де­я­ний та­кое боль­шое ме­с­то уде­ле­но ис­це­ле­ни­ям от все­воз­мо­ж­ных бо­лез­ней как зна­ме­ни­ям ко­не­ч­но­го и по­л­но­го ис­це­ле­ния че­ло­ве­ка от пер­во­род­но­го гре­ха Ада­ма.

Из Еван­ге­лий мы зна­ем, что Ии­сус ча­с­то тво­рил чу­де­са. К Его при­зва­нию и по­сла­нию от От­ца от­но­сит­ся ис­по­л­не­ние ве­ли­ких про­ро­че­с­ких обе­то­ва­ний. Вспом­ним про­по­ведь Ии­су­са Хри­ста в си­на­го­ге Его род­но­го На­за­ре­та, ко­г­да «Ему по­да­ли кни­гу про­ро­ка Иса­ии; и Он, рас­крыв кни­гу, на­шёл ме­с­то, где бы­ло на­пи­са­но: Дух Гос­по­день на Мне; ибо Он по­ма­зал Ме­ня бла­го­ве­ст­во­вать ни­щим, и по­слал Ме­ня ис­це­лять со­кру­шён­ных серд­цем, про­по­ве­ды­вать плен­ным ос­во­бо­ж­де­ние, сле­пым про­зре­ние, от­пу­с­тить из­му­чен­ных на сво­бо­ду, про­по­ве­ды­вать ле­то Гос­под­не бла­го­при­ят­ное» (Лк 4:17-19). Все эти про­ро­че­ст­ва Иса­ии от­но­сят­ся к Не­му, Ии­су­су, про­чи­тав­ше­му эти сло­ва: Это на Нём, на Ии­су­се, «Дух Гос­по­день». Это Он в Кре­ще­нии был по­ма­зан стать Мес­си­ей Из­ра­и­ля. Это Он был по­слан воз­ве­щать ни­щим Бла­го­ве­с­тие, Еван­ге­лие, ко­то­рое воз­ве­ща­ет ос­во­бо­ж­де­ние плен­ным, воз­вра­ща­ет зре­ние сле­пым, да­ёт сво­бо­ду из­му­чен­ным и про­воз­г­ла­ша­ет «ле­то Гос­под­не бла­го­при­ят­ное», то есть «юби­лей­ный год», ко­г­да ос­во­бо­ж­да­лись все ра­бы и про­ща­лись все дол­ги. То­г­да, к уди­в­ле­нию всех при­сут­ст­во­вав­ших Ии­сус ис­тол­ко­вал сло­во про­ро­ка так: «ны­не ис­по­л­ни­лось пи­са­ние сие, слы­шан­ное ва­ми». Или, ес­ли пе­ре­ве­с­ти бу­к­валь­но, «ны­не в ва­ших ушах ис­по­л­ни­лось это Пи­са­ние». То есть че­рез слу­ша­ние при­сут­ст­ву­ю­щих здесь и сей­час ис­по­л­ня­ет­ся обе­то­ва­ние все­об­ще­го ос­во­бо­ж­де­ния: плен­ных, сле­пых, из­му­чен­ных, глу­хих, всех! Смысл та­ков: где с ве­рой при­ни­ма­ет­ся спа­си­тель­ное Сло­во Жиз­ни в Бла­гой Ве­с­ти Ии­су­са Хри­ста, там на­чи­на­ет­ся эс­ха­то­ло­ги­че­с­кое спа­се­ние, ис­це­ле­ние, мно­го­сто­рон­нее ос­во­бо­ж­де­ние че­ло­ве­ка и об­ще­ст­ва. Еван­ге­лист Лу­ка и в сво­ём Еван­ге­лии, и в Кни­ге Де­я­ний свя­тых Апо­сто­лов при­да­ёт очень боль­шое зна­че­ние этой все­гда со­в­ре­мен­ной, спра­ве­д­ли­вой и се­го­д­ня дей­ст­вен­но­сти Сло­ва Бо­жия. Спа­се­ние у не­го все­гда в са­мом об­щем ви­де ха­ра­к­те­ри­зу­ет­ся как ос­во­бо­ж­де­ние! Сви­де­те­ли Сло­ва Гос­по­да, а глав­ное, – Его ис­це­ля­ю­щих де­я­ний – зна­ют, что вме­сте с при­ше­ст­ви­ем Ии­су­са и вме­сте с той вла­стью, ко­то­рая Ему да­на, Бог от­крыл в ми­ре но­вую эпо­ху, но­вый век, но­вую Жизнь, обе­щан­ное мес­си­ан­ское вре­мя спа­се­ния.

Бу­ду­чи ис­то­ри­ком, Еван­ге­лист Лу­ка в сво­ём двух­том­ном тру­де изо­б­ра­жа­ет рас­про­стра­не­ние спа­си­тель­но­го Сло­ва Жиз­ни от Ие­ру­са­ли­ма «во всей Иу­дее и Са­ма­рии и да­же до края зе­м­ли». Се­го­д­няш­нее чте­ние сви­де­тель­ст­ву­ет нам о пер­вых ша­гах это­го Сло­ва. В пре­дель­но крат­ких сло­вах пе­ред на­ми от­кры­ва­ет­ся за­ме­ча­тель­ная кар­ти­на со­сто­я­ния дел в пер­во­хри­сти­ан­ской Цер­к­ви. Мы уз­на­ём, где встре­ча­лась Цер­ковь. Апо­сто­лы со­би­ра­лись в Со­ло­мо­но­вом при­тво­ре, в од­ной из боль­ших га­ле­рей, ок­ру­жав­ших Ие­ру­са­лим­ский храм. Не за­бу­дем, что Дом Гос­по­день был для Апо­сто­лов са­мым свя­тым ме­с­том на зе­м­ле. Где как не в хра­ме Ца­ря дол­ж­ны бы­ли зву­чать сло­ва Еван­ге­лия Его Цар­ст­вия?! Но Гос­подь Ии­сус не­ко­г­да по­учал Сво­их по­с­ле­до­ва­те­лей: «Уче­ник не вы­ше учи­те­ля, и слу­га не вы­ше гос­по­ди­на сво­его» (Мф 10:24-25). Так Он пре­ду­п­ре­ж­дал Сво­их уче­ни­ков о том, что с ни­ми мо­жет про­изой­ти то же, что про­изош­ло с Ним. То­ч­но так же как Он дол­жен был не­сти Свой Крест, так и ка­ж­дый хри­сти­а­нин дол­жен не­сти свой. Ии­сус при­зы­вал Сво­их уче­ни­ков де­лить с Ним не толь­ко Его сла­ву, но и Его борь­бу и Его стра­да­ния. И вот уже пер­вые ша­ги Апо­столь­ской про­по­ве­ди со­про­во­ж­да­лись не толь­ко ве­ли­ким ус­пе­хом сре­ди на­ро­да, но и рев­ни­вой за­ви­стью про­тив­ни­ков Еван­ге­лия Хри­сто­ва.

Не пер­вый раз Апо­сто­лы по­ме­ща­ют­ся под стра­жу. Не­за­дол­го до опи­сан­ных в се­го­д­няш­нем чте­нии из Кни­ги Де­я­ний со­бы­тий к Пе­т­ру и Ио­ан­ну «при­сту­пи­ли свя­щен­ни­ки и на­чаль­ни­ки стра­жи при хра­ме и сад­ду­кеи, до­са­дуя на то, что они учат на­род и про­по­ве­ду­ют в Ии­су­се вос­кре­се­ние из мёр­т­вых. И на­ло­жи­ли на них ру­ки, и от­да­ли их под стра­жу». Вот и те­перь аре­сто­ва­ны бы­ли уже все Апо­сто­лы за то, что они воз­ве­ща­ли Сло­во Жиз­ни, в ко­то­рую ввёл Сво­их по­с­ле­до­ва­те­лей Вос­крес­ший Хри­стос. И не толь­ко воз­ве­ща­ли Сло­во, но так­же со­вер­ша­ли чу­де­са ис­це­ле­ний – зна­ме­ния ос­во­бо­ж­да­ю­щей си­лы но­вой Жиз­ни во Хри­сте. Весть об Апо­сто­лах рас­про­стра­ня­лась не толь­ко в Ие­ру­са­ли­ме, но и за его пре­де­ла­ми. Мно­же­ст­во боль­ных и одер­жи­мых не­чи­с­ты­ми ду­ха­ми по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние. Вто­рой арест Апо­сто­лов был не­из­бе­жен. Ведь си­не­д­ри­он за­пре­тил им учить лю­дей име­нем Ии­су­са, а они пуб­ли­ч­но на­ру­ши­ли этот за­прет.

Од­на­ко под стра­жей Апо­сто­лы бы­ли не дол­го. В ту же ночь Ан­гел Гос­по­день от­во­рил две­ри тем­ни­цы и, вы­ве­дя их, за­по­ве­дал им вер­нуть­ся в храм и без­бо­яз­нен­но про­дол­жать их про­по­ведь Слов этой Жиз­ни. – Ка­кой «этой Жиз­ни»? – Той, о ко­то­рой пи­сал Апо­стол Па­вел: «Уже не я жи­ву, но жи­вёт во мне Хри­стос. А что ны­не жи­ву во пло­ти, то жи­ву ве­рою в Сы­на Бо­жия, воз­лю­бив­ше­го ме­ня и пре­дав­ше­го Се­бя за ме­ня» (Гал. 2:20). Кем был Ан­гел, ос­во­бо­див­ший Апо­сто­лов, Еван­ге­лист Лу­ка не уто­ч­ня­ет. Мо­жет быть, и про­с­то че­ло­век, так как са­мо сло­во «ан­гел» оз­на­ча­ет «по­сла­нец», «ве­ст­ник». Од­на­ко, сам Еван­ге­лист яв­но же­ла­ет ска­зать, что это был не­бес­ный по­слан­ник, ко­то­рый не про­с­то вы­вел Апо­сто­лов из тюрь­мы, но и пре­по­дал им Бо­же­ст­вен­ное на­ста­в­ле­ние. Так что, в лю­бом слу­чае, их ос­во­бо­ди­те­лем был по­сла­нец Бо­жий. Из даль­ней­ше­го мы зна­ем, что Апо­сто­лы так и по­сту­пи­ли – они про­дол­жи­ли свою про­по­ведь в хра­ме. По­ра­зи­тель­ное му­же­ст­во. Апо­сто­ла­ми ру­ко­во­дил прин­цип: «Дол­ж­но по­ви­но­вать­ся боль­ше Бо­гу, не­же­ли че­ло­ве­кам» (Де­ян. 5:29).

 

Не­де­ля о Фо­ме (Ин 20:19-31)

Мо­ж­но ска­зать, что все лю­ди ра­ду­ют­ся, ко­г­да ус­лы­шат тро­парь Вос­кре­се­ния. Но ко­г­да его мно­го по­ют, им ино­гда ста­но­вит­ся ску­ч­но. Ме­ж­ду тем эта песнь дол­ж­на не­скон­ча­е­мо ра­до­вать лю­дей: — по­в­то­рять по­сто­ян­но о по­бе­де над смер­тью и ди­а­во­лом, это дол­ж­но быть не­скон­ча­е­мым ис­то­ч­ни­ком уте­ше­ния. По­э­то­му ес­ли ра­дость ско­ро про­хо­дит — это про­ис­хо­дит по­то­му, что ве­ра не так жи­ва и креп­ка. А ве­ро­вать лю­дям тру­д­но по­то­му, что ду­ша не так лю­бит эту по­бе­ду.

Но ска­жут: не ве­ро­вал и Фо­ма, ра­нее го­то­вый уме­реть за Хри­ста.

Нет, Фо­ма про­сил уве­ре­ния не по­то­му, что не ве­рил, а по­то­му, что хо­тел ве­ры не смут­ной, ибо жа­ж­дал вос­кре­се­ния и по­ни­мал его зна­че­ние.

Пе­ред вос­ше­ст­ви­ем во Ие­ру­са­лим, уз­нав, что не бу­дет ни­ка­ких внеш­них ус­пе­хов, а на­обо­рот, Спа­си­те­ля ждут стра­да­ния, уче­ни­ки ду­ма­ли, что вот в на­гра­ду за то, что они идут за Ним, их ожи­да­ет то­же смерть. Их ох­ва­тил ужас и страх и то­г­да Фо­ма ска­зал: «Пой­дём и мы, ум­рём с Ним». У Фо­мы серд­це пре­дан­ное. А сколь­ко их сму­ти­лось, ко­г­да уз­на­ли, что нет и не бу­дет внеш­не­го ус­пе­ха! Ко­г­да Он был пе­ред ни­ми ве­ли­ким чу­до­твор­цем, ис­це­лял их и да­вал хлеб, они ве­ро­ва­ли, а ко­г­да уз­на­ли, что Он го­тов при­нять и по­не­сёт ве­ли­кий под­виг тер­пе­ния и стра­да­ния ра­ди ду­хов­ных благ, — все они бе­жа­ли, ве­ра их ос­ла­бе­ла и, ес­ли со­весть и уко­ря­ла их, они лег­ко на­хо­ди­ли се­бе оп­рав­да­ния: «мы же на­де­я­лись, яко сей есть».

Го­во­рят лю­ди: ес­ли бы мы ви­де­ли Его, мы бы не от­ре­к­лись. Это не вер­но: боль­шин­ст­во от­рёк­ших­ся ви­де­ли Его, но от­ре­к­лись по­то­му, что не лю­би­ли цен­но­стей ду­хов­ных, по­бе­да над ди­а­во­лом ма­ло что го­во­ри­ла их серд­цам, и они хо­те­ли внеш­них ус­пе­хов.

Слу­ча­ев по­л­но­го от­ре­че­ния не так мно­го. Обы­ч­но ос­та­ёт­ся ос­та­ток ве­ры, но это по­лу­при­зна­ние, по­лу-ве­ру­ю­ще­го быть мо­жет ещё ху­же, а та­ко­вых по­лу­ве­ров боль­шин­ст­во. Ес­ли их ис­к­лю­чить из чи­с­ла так на­зы­ва­е­мо­го ве­ру­ю­ще­го об­ще­ст­ва, то мы бы уви­де­ли, что ис­тин­ных по­клон­ни­ков ма­ло. Храм и крест, — един­ст­во во Хри­сте, един­ст­во во имя под­ви­га люб­ви — вот на­чер­та­ние на­ших от­но­ше­ний ко Гос­по­ду, но по­лу­ве­ры и то и дру­гое, — и един­ст­во и Хри­сто­ву лю­бовь, ста­ра­ют­ся по­нять не так, как по­ни­ма­ет хри­сти­а­нин.

В по­лу­ве­рии есть мно­го сте­пе­ней, но од­но не­от­вяз­но сле­ду­ет за вся­ким по­лу­ве­ри­ем: от­ре­ка­ю­щий­ся зна­ет от че­го он от­рё­к­ся, но он зна­ет и к че­му вер­нуть­ся. У по­лу­ве­ра же нет та­кой яс­но­сти и он при­вы­ка­ет жить, ру­ко­во­дясь со­физ­ма­ми, по­лу­прав­дой и на­мё­ка­ми на ка­кую-то, яко­бы, ис­ти­ну.

Мы­с­ли Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та

Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го), вы­ска­зан­ные им в про­по­ве­дях.


Над выпуском работали:

Ар­хи­ман­д­рит СПИ­РИ­ДОН (со­ста­в­ле­ние, ре­дак­ция, вер­ст­ка)

Диакон Святослав Сёмак (техническое обеспечение)

Але­к­сей Морозенко (ре­дак­ция, изъяснение, перевод)

Ар­тём Во­дич (техническое обеспечение)

Любовь Сёмак (корректура)

Использованы материалы и переводы:

Митрополит Антоний (Храповицкий) (поучение)

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (толкование)

Ие­ро­мо­нах АМ­ВРО­СИЙ (Тимрот) (пе­ре­вод)

И.Н.Би­ру­ков, Е.Н.Би­ру­ко­ва (пе­ре­вод)

А.Ви­но­гра­до­ва (пе­ре­вод)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: