Междисциплинарные связи дисциплины

Требования к результатам освоения дисциплины

Знать

- место и роль рекреационной деятельности в жизнедеятельности человека;

региональные экологические проблемы и роль рекреационного природопользования в их решении;

- роль рекреационных технологий в экологизации личности и общества, в осуществлении концепции социо-эколого-экономического развития.

Уметь:

- использовать теоретические и практические знания курса при анализе туристско-рекреационных районов;

- пользоваться картографическими источниками (географическими и туристскими атласами, картами), выделять и характеризовать эколого-туристско-рекреационные районы;

- пользоваться нормативно-правовой и методической документацией по рекреационному природопользованию;

Владеть

- терминологией рекреационной деятельности и рекреационного природопользования;

- методиками оценки состояния и уровня воздействия на окружающую природную среду (водные, лесные ресурсы, горные ландшафты) в результате рекреационной деятельности;

практическими навыками разработки ОВОС в результате рекреационной деятельности.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Трудоемкость в часах   Семестр 8
Аудиторные занятия: 6 6
Лекции (ЛК) 2 2
Практические занятия (ПЗ) 4 4
Лабораторные работы (ЛБ) - -
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) - -
Самостоятельная работа: Конспектирование Реферат Творческое задание 30 30
Промежуточная аттестация

-

ИТОГО: 36 36

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1 Природные рекреационные ресурсы и их оценка. Методологические и методические подходы к оценке ПРР Природно-рекреационные ресурсы. Надежность и емкость природных комплексов. Оценка рельефа, водных объектов, растительного покрова. Оценка рельефа, климата, водных объектов, характера растительного покрова, экологического состояния для развития различных видов рекреационной деятельности. Рекреационное использование лесных ресурсов ОСТ 56-100-95 «Методы и единицы измерения рекреационных нагрузок на лесные природные комплексы», утвержденным приказом Рослесхоза от 20.07.1995 г. № 114. Рекреационное использование водных ресурсов. Рекреационное использование природных горных ландшафтов. Городская и пригородная рекреация: методики исследования Насимович, Чижова.
2 Культурно-исторические рекреационные ресурсы, их оценка. Методологические и методические подходы к оценке КИРР Основные типы историко-культурных комплексов. Объекты историко-культурного наследия территории. Понятие о рекреационном кадастре, территориальном балансе отдыха Понятие о необходимом и достаточном времени осмотра. Надежность и емкость ИКК.
3 Система экоменежмента: ОВОС, экосертификация, экомаркетинг, экополитика Особенности и принципы организации рекреационной деятельности зеленой экономики. Виды и классификация рекреационных комплексов. Инфраструктура рекреационной деятельности: экостроительство, экогостиница, экодом. Экологическая сертификация пляжей, сертификация ГЛЦ, система экологических знаков (Голубой флаг). Экологические движения, общественная экспертиза
4 Рекреационная деятельность и экологическое просвещение Рекреационная деятельность и экологическое просвещение на территории ООПТ. Мировой опыт развития экопросвещения и экологического туризма в США, Канада, Австралия. ЭкоЦентр «Заповедники» как методический и научный центр развития экологического просвещения на территории заповедников России. Концепция эколого-просветительской работы в заповедниках и национальных парках.
5 Методологические и методические подходы к эколого-экономической оценке ресурсного потенциала Природный комплекс (рекреационная площадь, емкость, плотность, нагрузка, устойчивость, аттрактивность, надежность) и его подсистемы. Земли рекреационного назначения и типы рекреационного землепользования. Четыре типа природопользования. Рекреационное землепользование и охрана природы. Рекреационное районирование и зонирование как метод регулирования рекреационных нагрузок. Рекреационные нагрузки на ПК и методики их определения. Рекреационная дигрессия. Методики по нормированию рекреационных нагрузок. Индекс раздражения по Г.Докси. Технологическая и психолого-эстетическая емкость природных комплексов. Методики оценки ресурсного потенциала, рекреационная емкость, рекреационные возможности, ТРП, рекреационные нагрузки. Экологическое право. Эколого-экономические показатели природопользования.

 

Разделы дисциплины и виды учебных занятий

Наименование раздела дисциплины

Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий

ЛК ПЗ СРС Всего
1. Природные рекреационные ресурсы и их оценка. Методологические и методические подходы к оценке ПРР   2 6 8
2. Культурно-исторические рекреационные ресурсы, их оценка. Методологические и методические подходы к оценке КИРР -   6 6
3. Система экоменежмента: ОВОС, экосертификация, экомаркетинг, экополитика - - 6 6
4. Рекреационная деятельность и экологическое просвещение - 2 6 8
5. Методологические и методические подходы к эколого-экономической оценке ресурсного потенциала 2   6 8
  Итого 2 4 30 36

6.3. Практические занятия.

Занятие 1 (2 часа).

Тема: Природные рекреационные ресурсы и их оценка.

Вопросы для обсуждения: Природно-рекреационные ресурсы. Надежность и емкость природных комплексов. Оценка рельефа, водных объектов, растительного покрова. Оценка рельефа, климата, водных объектов, характера растительного покрова, экологического состояния для развития различных видов рекреационной деятельности.

Занятие 2 (2 часа).

Тема: Рекреационное природопользование

Вопросы для обсуждения: Рекреационное районирование и зонирование как метод регулирования рекреационных нагрузок. Рекреационные нагрузки на ПК и методики их определения. Рекреационная дигрессия. Нормирование рекреационных нагрузок.

 

Междисциплинарные связи дисциплины

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1 2 3 4 5
1 Производственная практика Х   Х Х Х

       6.5. Требования к самостоятельной работе студентов

Организация самостоятельной работы предполагает создание учебно-методического комплекса, определение перечня тем для самостоятельного изучения, обеспечивающего возможность самостоятельной работы, определение графика индивидуальных и групповых консультаций по изучаемым проблемам, предложение студентам различных форм организации самостоятельной работы, контроля со стороны преподавателя и форм самоконтроля.

1. Конспектирование и ответы на вопросы: материалов по учебному пособию Серова О.В. Рекреационные технологии: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / О.В.Серова, А.Ю.Кулагин. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. – 170 с. (высшее образование: Бакалавриат. Магистратура) https://e.lanbook.com/book/99955

ТЕМА 1. Понятие о туристско-рекреационных ресурсах.

ТЕМА 3. Методы рекреационной географии и методики расчета рекреационно-ресурсного потенциала.

Выполнение реферата и творческих заданий. Для понимания и лучшего раскрытия темы реферата вам предложены материалы пособия тем 4,5 Методики расчета допустимых нагрузок на природные комплексы. Рекреационное природопользование на территории ООПТ

Перечень заданий для самостоятельной работы (Реферат):

1. Объекты природного наследия на территории РФ их состояние и развитие рекреации.

2. Объекты историко-культурного наследия РФ: подходы по сохранению и организации туристской деятельности.

3. Особенности и принципы организации зеленой экономики.

4. Инфраструктура рекреационной деятельности: экогостиница, экодом.

5. Экологическая сертификация пляжей мира. Система экологических знаков (Голубой флаг)

6. Экологическая сертификация в РФ. Система сертификации Зеленый листок

7. Экологические движения на территории регионов РФ для рекреации и туризма

8. общественная экспертиза.

9. Рекреационное лесопользование: рекреационные леса.

10. Рекреационное лесопользование: зеленые зоны городов и поселков.

11. Использование водных объектов для рекреации "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

12. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

13. Рекреационное водопользование: морская акватория, опыт стран.

14. Рекреационное водопользование: реки, опыт территорий.

15. Рекреационное водопользование: водохранилища, опыт территорий.

16. Рекреационное водопользование: озера, пруды, опыт регионов.

17. Мировой опыт развития экопросвещения и экологического туризма в Германии.

18. Мировой опыт развития экопросвещения и экологического туризма в США.

19. Мировой опыт развития экопросвещения и экологического туризма в Канаде.

20. Мировой опыт развития экопросвещения и экологического туризма в Австралии.

21. ЭкоЦентр «Заповедники» как методический и научный центр развития экологического просвещения на территории заповедников России.

22. Концепция эколого-просветительской работы в заповедниках и национальных парках.

23. Нормативные документы, регламентирующие рекреационную деятельность в РФ.

24. Рекреационное использование ООПТ (заповедники).

25. Рекреационное использование ООПТ (национальные парки).

26. Специфика организации туристско-рекреационной деятельности на ООПТ (природные парки РБ).

27. Геопарки Китая и организация рекреационного природопользования.

28. Экополитика РФ и рекреационное природопользование.

 

Выполнение творческих заданий (самостоятельная работа ОДО):

Занятие 1. Ознакомиться с

- Методическими рекомендациями по организации мест массового отдыха населения на участках прибрежных зон водных объектов Республики Башкортостан

- Системой классификации пляжей (Приказ №1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями») и требованиями к пляжам.

По конкретному варианту водного объекта подготовить картосхему организации пляжа и провести анализ соответствия пляжа в соответствии с категорией (на ватмане).

Варианты водных объектов: побережье оз.Банного, побережье оз. Кандрыкуль, побережье оз. Аслыкуль, р.Белая (пляж Солнечный – ост. Монумент дружбы), р. Белая туристские базы, р. Дема, зона отдыха о. Кашкадар, побережье Павловского водохранилища, побережье Нугушского водохранилища.

Занятие 2.

1. Ознакомиться с классификацией горнолыжных центров (Приказ №1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями») и требованиями к горнолыжным трассам, системе обозначений на горнолыжных трассах, со шкалой риска схода лавин.

Разобрать конкретный пример горнолыжной трассы на соответствие требованиям.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: