Эксперимент проводился в шахматной школе «Дебют» МБУ ДО «Дом детского творчества» г Осинники Кемеровской области. Всего в экспериментальном, исследовании было вовлечено 3 преподавателя и более 50 школьников.
период сентябрь 2017 г по май 2018 г.Исследование было проведено в три этапа
Первый этап: сентябрь 2017г.- ноябрь2017 г.
На данном этапе была определена область исследования, а также изучена и проанализирована педагогическая и спортивно-методическая литература по теме исследования. Проведен анализ состояния проблемы в практике педагогического образования. Разработаны, и апробированы компьютерные программы развития логики, пространственного воображения и других качеств интеллекта.
Второй этап декабрь 2017г.- февраль 2018.Были проведены предварительные эксперименты, проанализированы полученные результаты. Разработана методика обучения игре в шахматы с применением компьютерных технологий.
Третий этап март 2018г. – май 2018г. Проведен основной педагогический эксперимент с обучающимися в 2017-2018 учебном году и подготовлена окончательная редакция курсовой работы.
Научная новизнаисследования, определяемая комплексным подходом к изучению
проблемы успеваемости по общеобразовательным предметам, развития личности, становления спортивных навыков и умений, а также овладения основами компьютерных технологий, заключается в следующем:
• разработана и обоснована методика обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий,
• установлено, что разработанная методика обучения игре в шахматы с применением
компьютерных технологий является комплексным средством повышения успеваемости,
развития определенных интеллектуальных качеств и совершенствования шахматных умений и навыков младших школьников,
• выявлены педагогические условия, повышающие эффективность обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий,
• разработаны методические приемы и специфические шахматные тесты с применением компьютерных технологий для обучения игре в шахматы учащихся начальных классов общеобразовательных школ,
• разработан комплекс обучающих компьютерных программ, каждая из которых является дидактическим материалом для проведения специального урока обучения
младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании педагогического
подхода к совместному применению компьютерных технологий и обучению игре в шахматы как комплексному средству повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников Разработана система обучения игре в шахматы с применением компьютерных технологий на основе дидактических принципов
Практическая значимость исследования: Предложенная методика обучения игре
в шахматы с применением компьютерных технологий позволяет полнее и достаточно точно составить психолого-педагогические характеристики младших школьников. Разработанная методика показала свою эффективность, что продемонстрировано значительным улучшением успеваемости учащихся по основным предметам школьной программы - математике, русскому языку и окружающему миру Разработанный комплект упражнений и заданий для развития умений и совершенствования навыков игры в шахматы младших школьников способствовали выполнению нормативов ЕВСК и успешному овладению основами информационных компьютерных технологий на шахматном материале.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1 Обучение младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий
- является действенным средством повышения успеваемости и отдельных интеллектуальных способностей - внимания, оперативной памяти, логического мышления и пространственною воображения,
- служит средством популяризации шахмат как вида спорта и становления спортивной квалификации младших школьников,
- способствует гармоничному развитию личности
2 Реализация отдельных принципов спортивной подготовки младших школьников в
процессе обучения и совершенствования приемов игры в шахматы с применением
компьютерных технологий открывает возможность подготовки шахматистов-
спортсменов 3 юношеского разряда в сравнительно короткий период времени (один учебный год)
3 Методические приемы и специфические шахматные тесты, используемые в обучении младших школьников, способствуют не только становлению и развитию знаний, умений и навыков игры в шахматы с применением компьютерных технологий, но и оказывают положительное влияние на общее развитие детей.