Модель тезисного плана сочинения. ЕГЭ по литературе (часть 2) № 1.
Судьба «маленького человека» (По поэме А.С. Пушкина «Медный всадник») | ||||
Вступление. Тема и образ «маленького человека» являются важными для писателей XIX века. Этот литературный тип, обозначенный Н.М. Карамзиным в повести «Бедная Лиза», получил широкое и разнообразное воплощение в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Писатели реалистического направления пристально изучали и художественно воплощали жизнь и духовный мир человека, на первый взгляд, обыкновенного, но в судьбе которого происходят события, связанные в важнейшими социальными, историческими процессами, изменениями духовно-нравственного мира людей. В «Повестях Белкина», созданных Болдинской осенью 1830 года, Пушкин вывел обширную галерею героев, которых можно отнести к типу «маленький человек». Это и станционный смотритель Вырин, и чиновник А.Г.Н., которому несчастный отец рассказал историю своей «бедной Дуни», и совестливый гробовщик Адриан Прохоров, и офицер в отставке И.Л.П., одиноко доживающий свой век в бедной деревеньке.
В 1833 году Пушкин работал над поэмой «Медный всадник», в сюжете которой главным конфликтом является бунт «маленького человека» против Петра I, «державца полумира», следовательно, против государства. | ||||
Основная часть. Первый тезис. Как автор создает образ «бедного Евгения»? Портрет, характеристика социального положения «маленького человека», его жилище; мечты и планы будущей жизни. «Портрет» духовного мира «маленького человека» в авторской оценке. | Основная часть. Второй тезис. Трагедия, постигшая Евгения. Его готовность пожертвовать жизнью во время наводнения, но не оставить свою возлюбленную. Психологический «портрет» героя в момент трагического испытания. Бессилие «маленького человека» перед неумолимой природной стихией. | Основная часть. Третий тезис. Бунт безумного «бедного Евгения»: кого и почему обвиняет «маленький человек»? В ком он видит виновника своей трагедии? Символичность жеста и реплики «маленького человека», посягнувшего на величие замысла «державца полумира». Значение психологических деталей в эпизоде бунта. Символичность и самого наказания, которому «Медный всадник», воплощение мощи государства, подвергает «маленького человека». Смирение и гибель «бедного Евгения». | ||
Заключение. Как автор относится к «бедному Евгению», чья судьба была сокрушена мощью государства? По наблюдению В.Г. Белинского, авторское отношение к героям произведений отмечено «лелеющей душу гуманностью». Пушкинское сочувствие и сопереживание трагедиям «маленьких людей» нашло продолжение в образе Акакия Башмачкина, героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» и в образах «униженных и оскорбленных», воплощенных в произведениях Ф.М. Достоевского.
|
Модель тезисного плана сочинения. ЕГЭ по литературе (часть 2) № 2.
Конфликт величественного исторического замысла «державца полумира» и «маленького человека» (По поэме А.С. Пушкина «Медный всадник») | ||
Вступление. Историческая тема всегда была близка А.С. Пушкину. Этой теме посвящены такие произведения автора, как трагедия «Борис Годунов», поэма «Полтава», роман «Капитанская дочка». Художественное осмысление личности и деяний Петра Великого, начатое в поэме «Полтава», было продолжено в незавершенном романе «Арап Петра Великого» и в поэме «Медный всадник». Над поэмой «Медный всадник» Пушкин работал в период второй Болдинской осени 1833 года. Основой сюжета произведения стали трагические события наводнения, постигшего жителей северной столицы в ноябре 1824 года. Но автор увидел в этой природной катастрофе глубокий социально-философский конфликт: историческую противоположность интересов частного, «маленького человека» великим интересам «державца полумира» и государства, созданного им. | ||
Основная часть. Первый тезис. Вступление к поэме - образ и замыслы Петра Великого. Автор дает и внутренний монолог государя, словно рисующего картину будущей великолепной столицы новой империи, и описывает блеск и державную мощь воплощенного замысла. Авторское отношение к великому преобразователю и его деянию. | Основная часть. Второй тезис. «Бедный Евгений» - образ «маленького человека», судьба которого была сокрушена трагическими событиями наводнения. Все душевные силы этого героя были отданы бедной девушке из петербургского предместья. Понимая, что она и ее матушка подвергаются страшной опасности и могут погибнуть, Евгений прилагает все возможные усилия, чтобы добраться до ветхого домика вдовы и спасти их. Разум Евгения помутился, когда он понял, что его возлюбленная, «его мечта, его Параша» погибла. «Маленький человек» не обвиняет природную стихию, а видит виновника своей трагедии в том, чьей волей основался город, чьи великие замыслы и свершения привели к гибели невинных людей. | Основная часть. Третий тезис. Кульминацией развития конфликта «маленького человека» и «державца полумира» является эпизод бунта безумного Евгения против основателя столицы. Евгений видит своего врага и противника в «кумире на бронзовом коне», в «Медном всаднике». Реплика и жест героя (цитирование). Безумец, обвиняющий государя и угрожающий ему, наказан: «медный всадник» преследует несчастного, не давая ему покоя. Изображение преследования построено на выразительных средствах поэтического языка (цитирование и объяснение, комментирование). В этом эпизоде символически выражена мысль автора о непримиримости интересов «маленького человека» и интересов великого преобразователя государства. Масштабы замыслов и свершений великого реформатора и созидателя не учитывают жизненные интересы таких обычных людей, как «бедный Евгений». Судьба «маленького человека» в поэме «Медный всадник» трагична, она овеяна сочувствием и состраданием автора. |
Заключение. Однозначно ответить на вопрос о том, на чьей стороне Пушкин в этом конфликте, невозможно. Автор повествует о страданиях и безвестной смерти безумного Евгения с явным состраданием и сочувствием (цитата из финала поэмы). Но и величие государства, по мысли автора, является безусловной ценностью. Эта мысль явно звучит в гимнической части Вступления к поэме. Пушкин, осмысливая конфликт государства и частного человека, видит непреложную историческую правду: их взаимоотношения трагичны. Но пути разрешения конфликта должны быть, по убеждению поэта, гуманистическими. |