Модель тезисного плана сочинения. ЕГЭ по литературе (часть 2) № 2

Модель тезисного плана сочинения. ЕГЭ по литературе (часть 2) № 1.

Судьба «маленького человека» (По поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»)

Вступление.   Тема и образ «маленького человека» являются важными для писателей XIX века. Этот литературный тип, обозначенный Н.М. Карамзиным  в повести «Бедная Лиза», получил широкое и разнообразное воплощение в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Писатели реалистического направления пристально изучали и художественно воплощали  жизнь и духовный мир человека, на первый взгляд, обыкновенного, но в судьбе которого происходят события,  связанные в важнейшими социальными, историческими процессами, изменениями духовно-нравственного мира людей.

В «Повестях Белкина», созданных Болдинской осенью 1830 года, Пушкин вывел обширную галерею героев, которых можно отнести к типу «маленький человек». Это и  станционный смотритель Вырин, и чиновник А.Г.Н., которому несчастный отец рассказал историю своей «бедной Дуни», и совестливый гробовщик Адриан Прохоров, и офицер в отставке И.Л.П., одиноко доживающий свой век в бедной деревеньке.

 В 1833 году Пушкин работал над поэмой «Медный всадник», в сюжете которой главным конфликтом является бунт «маленького человека» против Петра I, «державца полумира», следовательно, против государства.   

Основная часть. Первый тезис. Как автор создает образ «бедного Евгения»? Портрет, характеристика социального положения «маленького человека», его жилище; мечты и планы будущей жизни. «Портрет» духовного мира «маленького человека» в авторской оценке. Основная часть. Второй тезис. Трагедия, постигшая Евгения. Его готовность пожертвовать жизнью во время наводнения, но не оставить свою возлюбленную. Психологический «портрет» героя в момент трагического испытания. Бессилие «маленького человека» перед неумолимой природной стихией. Основная часть. Третий тезис. Бунт безумного «бедного Евгения»: кого и почему обвиняет «маленький человек»? В ком он видит виновника своей трагедии? Символичность жеста и реплики  «маленького человека», посягнувшего на величие замысла «державца полумира». Значение психологических деталей в эпизоде бунта. Символичность и самого наказания, которому «Медный всадник», воплощение мощи государства, подвергает «маленького человека». Смирение и  гибель «бедного Евгения».

Заключение. Как автор относится к «бедному Евгению», чья судьба была сокрушена мощью государства? По наблюдению В.Г. Белинского, авторское отношение к героям произведений отмечено «лелеющей душу гуманностью». Пушкинское сочувствие и  сопереживание трагедиям «маленьких людей» нашло продолжение в образе Акакия Башмачкина, героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» и в образах «униженных и оскорбленных», воплощенных в  произведениях Ф.М. Достоевского.

Модель тезисного плана сочинения. ЕГЭ по литературе (часть 2) № 2.

Конфликт величественного исторического замысла «державца полумира» и «маленького человека» (По поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»)

Вступление. Историческая тема всегда была  близка А.С. Пушкину. Этой теме посвящены такие произведения автора, как трагедия «Борис Годунов», поэма «Полтава», роман «Капитанская дочка». Художественное осмысление личности и деяний Петра Великого, начатое в поэме «Полтава», было продолжено в незавершенном романе «Арап Петра Великого» и в поэме «Медный всадник».

Над поэмой «Медный всадник»  Пушкин работал в период второй Болдинской осени 1833 года. Основой сюжета произведения стали трагические события наводнения, постигшего жителей северной столицы в ноябре 1824 года. Но автор увидел в этой природной катастрофе  глубокий социально-философский конфликт: историческую противоположность интересов частного, «маленького человека» великим интересам «державца полумира» и государства, созданного им.

Основная часть. Первый тезис. Вступление к поэме - образ и замыслы Петра Великого. Автор дает и внутренний монолог государя, словно рисующего картину будущей великолепной столицы новой империи, и описывает блеск и державную мощь воплощенного замысла. Авторское отношение к великому преобразователю и его деянию. Основная часть. Второй тезис. «Бедный Евгений» - образ «маленького человека», судьба которого была сокрушена трагическими событиями наводнения. Все душевные силы этого героя были отданы бедной  девушке из петербургского предместья. Понимая, что она и ее матушка подвергаются страшной опасности и могут погибнуть, Евгений прилагает все возможные усилия, чтобы добраться до ветхого домика вдовы и спасти их. Разум Евгения помутился, когда он понял, что его возлюбленная, «его мечта, его Параша» погибла. «Маленький человек» не обвиняет природную стихию, а видит виновника своей трагедии в том, чьей волей основался город, чьи великие замыслы и свершения привели к гибели невинных людей.   Основная часть. Третий тезис. Кульминацией развития конфликта «маленького человека» и «державца полумира» является эпизод бунта безумного Евгения против основателя столицы. Евгений видит своего врага и противника в «кумире на бронзовом коне», в «Медном всаднике». Реплика и жест героя (цитирование). Безумец, обвиняющий государя и угрожающий ему, наказан: «медный всадник» преследует несчастного, не давая ему покоя. Изображение преследования построено на выразительных средствах поэтического языка (цитирование и объяснение, комментирование). В этом эпизоде символически выражена мысль автора о непримиримости интересов «маленького человека» и интересов великого преобразователя государства. Масштабы замыслов и свершений великого реформатора и созидателя не учитывают жизненные интересы таких обычных людей, как «бедный Евгений». Судьба «маленького человека» в поэме «Медный всадник» трагична, она  овеяна сочувствием и состраданием автора.

Заключение. Однозначно ответить на вопрос о том, на чьей стороне Пушкин в этом конфликте, невозможно. Автор повествует о страданиях и безвестной смерти безумного Евгения с явным состраданием и сочувствием (цитата из финала поэмы). Но и величие государства, по мысли автора, является безусловной ценностью. Эта мысль явно звучит в гимнической части Вступления к поэме. Пушкин, осмысливая конфликт государства и частного человека, видит непреложную историческую правду: их взаимоотношения трагичны. Но пути разрешения конфликта должны быть, по убеждению поэта, гуманистическими.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: