Какие идеи Г. Сковороды Вы считаете оригинальными и актуальными для современной философии?

Григорий Саввич Сковорода — русский и украинский мыслитель, заслуживший репутацию первого в Российской империи самобытного философа, педагог, поэт и баснописец. Его многогранное философское и литературное творчество — это последнее звено в переходном периоде от древней украинской литературы к новой.

Г. Сковорода был всесторонне одаренным человеком: философом-мыслителем, писателем, педагогом, музыкантом, знатоком Античности и Средневековья, владел несколькими языками (латинским, древнегреческим, древнееврейским, польским, немецким, русским).

Особенности философии Г. Сковороды

На оригинальное философское учение Г. Сковороды повлияли три фактора: античная и средневековая европейская философия, отечественное просвещение и народная мудрость. Авторитетами для него были Пифагор, Сократ, Эпикур, Плутарх, Сенека, Платон, Аристотель, Эразм Роттердамский, немецкие мистики и пиетисты, Кирилл Транквилион Ставровецкий, Петр Могила, Симеон Полоцкий, Дмитрий Туптало, Феофан Прокопович, Михаил Козачинский, Георгий Конисский. Широко использовал он в своих произведениях мифы, легенды, сказки, предания, народные пословицы и поговорки, образные слова, выражения, сравнения.

Г. Сковорода создал собственную философскую систему, в которой, по мнению отдельных исследователей, ощутимые материалистические тенденции. Он признавал вечность материи. Природа, рассуждал он, развивается по своим законам и не требует никаких первопричин для своего развития. Однако в своих взглядах он не был последовательным. В первом философском произведении «Вступительные двери к христианской добронравности» учил, что существуют два мира, или две «натуры»: одна видимая, материальная, а вторая невидимая, духовная, то есть Бог («Эта невидимая натура, или Бог, все живое проходит и удерживает, везде всегда есть, был и будет»). Признавая Бога, он, однако, отрицал его сверхъестественную сущность, растворял в природе, то есть развивал пантеистические идеи, отдавая первенство форме. Божья мудрость является для него «силой и правилом всех наших движений и дел».

Продолжением учения Г. Сковороды о двух натурах является его теория о трех мирах — одном большом и двух малых.

Признавая Библию за отдельный мир, мир символов, высоко поднимая авторитет и опираясь на библейское учение во всем своем творчестве, Г. Сковорода скептически высказывался о ее священности, подвергал сомнению ее «бабьи истории» и выдумки.

Свое понимание и толкование Библии и библейских образов Г. Сковорода изложил в трактате «Кольцо». Он признает двойственный характер этой книги книг, отмечает, что ее все читают, но не все понимают. По его мнению, Библия «самый мудрый орган», она есть «аптека, приобретенная Божьей мудростью для лечения душевного мира, неизлечимого никакими земными лекарствами», «человек домовитый, что приготовил семена в закромах своих».

Сковорода видел сложность и запутанность библейских текстов, однако восхищался их большой внутренней силой, образностью и поэтичностью, вниманием к человеку. «Библия ничего не говорит, что бы ни касалось человека», — говорится в трактате «Асхань».

Отношение к Библии, ее понимание и использование у Г. Сковороды однозначно. Она была одним из источников его творчества, активно присутствует во всей его философской системе. Он не отрицал Библию, а утверждал ее как источник знаний, мудрости, векового опыта объяснения и познания мира.

Ведущее место в философской системе Г. Сковороды занимает разработанная им теория познания. Он считал, что мир можно познать, человек может познать обе «натуры» — внешнюю и внутреннюю.

Учение Г. Сковороды о самопознании не было оригинальным, повторяло концепции других философов. Его значение в том, что, модифицированное на украинской почве, оно искало хоть какой-то выход из того положения, в котором оказалось украинское общество в XVIII в. Учение о самопознании Г. Сковороды имело определенное влияние на общественное развитие страны, отрицало существующие порядки и взгляды, выбивалось из имперского понимания человеческих ценностей.

В центре философии Г. Сковороды — вопрос о счастье человека и пути его достижения. Счастье человека Г. Сковорода видел в работе. Он прославлял труд как источник изобилия, радости и удовольствия.

Г. Сковорода отрицательно относился к богатству и роскоши, считал, что богатство само по себе является злом и порождает зло.

В критике Сковородой высших слоев общества присутствует немалая доля религиозного морализаторства, к критике мира он подходил с позиций раннего христианства, отстаивал всеобщее равенство, уважал бедных за их моральную чистоту, трудолюбие и сердечную радость.

В целом взгляды Г. Сковороды на богатство и бедность имеют конкретное содержание, спроектированное на реальную действительность.

В своем учении Г. Сковорода отрицал богатство, боролся с искушениями, которые оно несет человеку. Его идеалом было богатство духа, чистота сердца, душевный покой, цельный и не распущенный мерзостями мира человек. Сковорода стал обличителем конкретных явлений тогдашней жизни, и целью его критики было не спасение души, а достижение человеком счастья и душевного покоя на земле, воспитание честной и сильной человеческой личности, не ослепленной жаждой наживы, блеском золота, славой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: