Формирование элементарных математических представлений

Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерий оценки
1 2 3 4
Количество и счет      
1.Различать, из каких частей составлена группа предметов, назвать их характерные особенности цвет. Форма, величина. Игра «Найди и раскрась» Предложить детям раскрасить только квадраты. -Сколько квадратов раскрасили?(3) -Какого размера квадраты? -Каким цветом разукрасили?  (Большой, поменьше, самый маленький)   1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2.Уметь считать и отсчитывать, в пределах 5 знать итог счета. Игра «Отгадай загадку»  -Нарисуйте в прямоугольнике кружков столько, сколько птиц на картинке.   1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога. 2 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется, сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не пони-мает инструкции). Может опреде лить, каких предметов больше, меньше, равное количество. 3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество
3.Уметь воспроизводить количество по образцу и числу  Игра «Сосчитай и нарисуй» Нарисуйте столько кружков в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем. Нарисуйте столько мячей в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем. 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
4.Уметь устанавливать связь между числом и количеством  Игра «Найди и раскрась»  Раскрась столько квадратов,сколько обозначает число.   1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
5.Умение устанавливать связи увеличения (уменьшения) количество меньше (больше) Упражнение «Короткий и длинный» Ребенку дается набор полосок одинаковый ширины, но разной длины. -Разложи полоски от самой длинной до самой короткой. Вопросы: -Какая полоска длинная (короткая)? -Какие из полосок длиннее зеленой? -Какие из полосок короче красной? 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
6.Умение самостоятельно видеть и называть размеры и свойства предметов (длина, высота, ширина, толщина) Игра «Широкая, узкая» Закрасить широкую дорожку желтым карандашом, а узкую зеленым. -Кто идет по широкой дорожке? (Зайка) -По узкой? 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

 Свойства

1.Умение группировать предметы по размеру (1 – 2 признаков)   Упражнение «Сравни дорожки»   Две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик. Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине. -      Покажи длинную дорожку (короткую). -      Что можно сказать о ширине дорожек? -      Покажи широкую дорожку (узкую). -      Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке. 1 балл - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их,  друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче. 2 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. 3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения
2.Уметь самостоятельно находить способ сравнения размера предметов (наложения, приложения) Упражнение «Круги и квадраты» 1.Ребенку предлагается на верхнюю полоску с четной линейки выложить все круги, а на нижнюю- все квадраты. Вопросы: -Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов? -Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (поровну) - Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов? 2. Перед ребенком ставится коробка с фигурами. -Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать) -А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами)   1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

Геометрические фигуры

1.Знать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Геометрические тела: шар, куб, цилиндр.  Игра «Найди и раскрась».                                                                     -Назовите геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник). -Назовите объемные тела: шар, куб, цилиндр. Раскрасьте шар красным карандашом, куб- синим, цилиндр- зеленым. Что раскрасили красным цветом? Синим? Зеленым? 1 балл - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами. 2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами. 3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими  фигурами.
2.Самостоятельно определять форму предметов. Самостоятельно использовать зрительный и осязательно – двигательный способы обследования для выделения признаков геометрических фигур Игра «Найди и назови»  На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».                                             1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
3. Уметь соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Игра «Найди и назови»  Предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, цилиндр, прямоугольник и др.).  Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.   1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
Ориентировка в пространстве Игра «Куда пойдешь, что найдешь?».   Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь — мишку найдешь, назад пойдешь — матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. («Я пошел назад и на полочке нашел матрешку».)  Примечание. Вначале ребенку предлагают выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений (вперед — назад, налево -направо), а позднее — из 4. Постепенно увеличивают количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям. 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
1. Уметь самостоятельно определять расположение предметов по отношению к себе. Игра «Поручение». Материал:набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка. Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.  Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа 1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого. 2 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки. 3 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
2. Умение ориентироваться на листе бумаги, на плоскости стола Упражнение «Что где находится»   В правом прямоугольнике нарисуй: -в середине – круг; -в правом верхнем углу- овал; -в левом нижнем углу –треугольник; Расскажи, как расположены в прямоугольнике фигуры.   1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
3. Уметь ориентироваться в групповой комнате Игра «Назови, что видишь».  По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки. 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
4. Уметь выделять пространственные отношения (вверх – вниз, направо – налево, назад - вперёд) Обозначать словами пространственные отношения Упражнение «Влево, вправо» Предложить детям раскрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, влево-красным. В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (Влево) В синей одежде? (вправо) 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

Ориентировка во времени

1.Различать и правильно называть контрастные и смежные части суток, их последовательность Игра «Когда это бывает?». Картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.  Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                               - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п.    Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                               - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п 1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра. 2 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели. 3 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.
2.Понимать временные отношения в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра. Упражнение «Ответь правильно» Поговорите с детьми о том, что им предстоит делать сегодня? (гулять, обедать, спать) -Чем они занимались вчера? (рисовали, играли, смотрели телевизор) -Что собираются делать завтра? (Прийти в детский сад, пойти в бассейн, поехать в гости) 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
3.Сформированность понятий быстро – медленно.  Игра «Угадай, кто быстрее»   . Лев и черепаха поспорили, кто первым добежит до пальмы. -Раскрасьте того, кто первым прибежит к пальме. (Лев) -Кого раскрасили? (Льва) -Почему? (Потому что черепаха ходит медленно, а лев бегает быстро)   1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: