Возрастные особенности мозжечка

РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Высший отдел нервной системы – кора головного мозга – осуществляет постоянную регуляцию всех физиологических процессов, обеспечивает единство организма с внешней средой.

С первых месяцев жизни у ребенка начинают образовываться условные рефлексы (от лат. «рефлексус» – отраженный повернутый назад). Это реакции организма на раздражение рецепторов (от. лат. «рецептор» – принимающий), т. е. чувствительных нервных волокон или специализированных клеток, которые преобразуют раздражения, воспринимаемые извне (экстеро-рецепторы) или из внутренней среды организма (интерорецепторы), в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему. Она в свою очередь отвечает на него тем же возбуждением, которое двигательными, секреторными и другими нервами передается к различным органам.

Возбуждение – это активный процесс, представляющий собой ответную реакцию ткани на раздражение и характеризующийся повышением функций ткани.

Торможение – это активный процесс, представляющий собой ответную реакцию ткани на раздражение и характеризующийся снижением функций ткани.

Иррадиация – растекание нервных процессов.

За 3 месяца до рождения нервная система полода достаточно развита,что бы обеспечить функционирование организма во внешней среде,сформированы все отд. Мозга, включая кору больших полушарий.К моменту рождения центральная нервная система оказывается еще далеко не развитой, хотя общее количество нервных клеток остается неизменным от первых дней жизни и до ее конца.

С первого дня жизни у ребенка обнаруживаются защитные и ориентировочные рефлексы на болевые, световые, звуковые и др.раздражители.Однако эти реакции плохо координированы,нередко беспорядочны и, как правило, медленно протекают и легко распространяются на большое кол-во мышц. Возбуждение легко иррадинирует. Иррадиация возбуждения,сопровождается криком, особенно легко возникает под воздействием голода,охлаждения, а так же болевых раздражений. В течении первых 2-х лет жизни гол.мозг интенсивно растет,причем рост идет за счет разветвлений аксонов и дендритов. Увеличивается и толщина коркового слоя б.полушарий. У новорожденных процессы,протекающие в нерв.клетках замедлены: медленей возникает возбуждение, медленнее распространяется по нерв.волокнам. Длит.и сильней раздр.нерв.клеток,легко приводит её в состояние торможения. Скорость проведения возбуждения увеличивается по мере миелинизации и к 2-3 годам становится как у взрослого человека.

 Скорость возникновения возбуждения увеличивается более постепенно и достигает величины,хар-ной для взрослых лишь к 10-12 годам. Раннии условные рефлексы ребенка нестойки,длительней формируются, требуют большее число повторений.

Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.
У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость...

Высший отдел нервной системы – кора головного мозга – осуществляет постоянную регуляцию всех физиологических процессов, обеспечивает единство организма с внешней средой.

С первых месяцев жизни у ребенка начинают образовываться условные рефлексы (от лат. «рефлексус» – отраженный повернутый назад). Это реакции организма на раздражение рецепторов (от. лат. «рецептор» – принимающий), т. е. чувствительных нервных волокон или специализированных клеток, которые преобразуют раздражения, воспринимаемые извне (экстеро-рецепторы) или из внутренней среды организма (интерорецепторы), в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему. Она в свою очередь отвечает на него тем же возбуждением, которое двигательными, секреторными и другими нервами передается к различным органам.

  Нервная система- это совокупность специальных скульптур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма, в постоянном взаимодействии с внешней средой.(единство организма с внешней средой).

Строение: Нервная система

Центральная нервная система Периферическая нервная система

1. головной мозг(черепная коробка) 1. нервные окончания

2.спинной мозг (позвоночный канал) 2. нервные узлы (ганглии. вдоль скопление

спинного мозга,

нейронов).

3. Нервы (нервные волокна)

   Нервы - скопление отростков нервных клеток вне ЦНС заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.

Чувствительные нервы – образованы дендритами (короткие отростки нейрона) чувствительных нейронов.

Двигательные нервы- образованы аксонами (длинные отростки нейронов) и двигательных нейронов.

Смешанные нервы – образованы и аксонами и дендритами.

   Нервные узлы – скопление тел нейронов вне ЦНС.


Нервные окончания.

   Рецепторы- концевые образования дендритов, они воспринимают раздражение и преобразуют в нервный импульс.

   Эффективные- концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.

Нервный импульс- электрический сигнал, распространяющийся по клеточным мембранам.

  Нервная система – это совокупность специальных структур объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

  Нейрон- нервная клетка. Аксон- нервное волокно. Дендриты- как правило короткие и сильно разветвленные отростки, служащие главным местом обрабатывания влияющих на нейрон возбуждающих и тормозных сигналов.

 

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЗЖЕЧКА

Мозжечок мало развит по сравнению с мозгом, и особенно это каса­ется полушарий, но на первом году жизни он развивается больше других отделов мозга. В конце первого года жизни он достигает окончательной величины, составляющей 10% по отношению к мозгу.

Отмечается большое увеличение мозжечка в периоде между пятым и одиннадцатым месяцами жизни, когда ребенок учится сидеть и ходить. К рождению масса мозжечка составляет 20 г в среднем, в 3 месяца она удваи­вается, в 5 месяцев увеличивается в 3 раза, к концу девятого месяца - в

4 раза. Затем наступает период медленного роста, но до 6 лет его масса достигает нижней границы массы у взрослого (у мальчиков 142 - 150 г, у девочек 125 - 135 г). По отношению к массе тела он имеет наибольшую массу на девятом месяце жизни, а по отношению к длине тела - на втором году

 

Возраст Масса мозжечка на 100 г тела Масса мозжечка на 1 см длины тела
Новорожденный 0,61 0,40
3 месяца 0,91 0,82
6 месяцев 1,09 1,11
9 месяцев 1,10 1,19
12 месяцев 0,97 1,25
2 года 0,92 1,29
3 года 0,86 1,29
4 года 0,79 1,28
5 лет 0,75 1,28
Взрослый 0,21 0,85

В эмбриональный период сначала созревает червь, а затем полушария, в которых образуются борозды и извилины. У новорожденного червь более развит, чем полушария. Масса мозжечка к моменту рождения равна 20,5—25 г, к 3 мес масса удваивается, а к 6 —утраивается. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5 до 11-го месяца Как раз в это время ребенок учится сидеть и ходить. В период полового созревания развитие мозжечка вновь ускоряется и функциональное его созревание завершается к 16 годам. Формирование функций мозжечка зависит от его связей с продолговатым, средним и промежуточным мозгом. Ножки мозжечка развиваются неодновременно и неравномерно. Нижние ножки усиленно растут на первом году жизни. С 1 до 7 лет происходит значительное увеличение связи нижних ножек с полушариями мозжечка. Средние ножки (самые развитые), переходящие в варолиев мост, интенсивно растут до 2 лет. Верхние ножки, связывающие мозжечок со зрительными буграми, полосатыми телами и корой головного мозга, полностью формируются в школьном возрасте. Завершение развития ножек мозжечка наступает к 7 годам жизни, что обеспечивает установление связей с другими отделами ЦНС.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: