План занятия (практическое) № 7
Тема занятия: Определение белка в моче количественными методами
Дисциплина: МДК 01.01Теория и практика лабораторных общеклинических исследований
Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика
Цели занятия:
Образовательные:
· Изучить этапы лабораторных исследований
· Определить основные методы общеклинических исследований.
Ход занятия
1.Составить схемы по материалам лекций 7, 8.
|
Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):
а) проверка знаний (контролирующие материалы с эталонами ответов и критериями оценки прилагаются к плану). \
1. Вопросы по пройденному материалу (см. приложение)
а) строение и функции почек
б) клеточное строение нефрона
в) правила сбора хранения и анализа мочи
г) клиническая оценка физических свойств мочи и пробы Зимницкого
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы «Строение мочевыделительной системы», «Физические свойства мочи», «Химическое исследование мочи» «Протеинурии» таблицы, схемы, презентации по темам - защита
в) подведение итогов контроля:
Оценивание, замечания по работе.
Практическая часть:
а) подготовка студентов к самостоятельной работе (проведение инструктажа по выполнению заданий):
б) самостоятельная работа студентов - (алгоритмы определения белка в моче качественными методами в приложении)
Задание студентам для выполнения лабораторной работы:
В) подведение итогов самостоятельной работы
Оформление в рабочей тетради выводов о проделанной работе
Итоговый контроль
Проверка преподавателем работ студентов
Задание на дом
Подготовка по темам «лекция 1-8 и п/з № 1-6
- Составление вопросников с ответами по темам лекций 7,8
- Составление схем по химическому исследованию мочи, видам протеинурий, качественным методам определения белка в моче. - подготовить сообщение на тему «Виды исследований в КДЛ»
Преподаватель оценивает работу студентов, корректирует ошибки, отвечает на вопросы студентов
Приложение 1
I модуль. Теоретическая часть с элементами самостоятельной работы
Задание №1. Изучите и законспектируйте учебный материал в рабочие тетради.
Моча здорового человека обычно содержит менее 0,002 г/л и редко до 0,012 г/л белка и как правило такое содержание белка в моче называют «в виде следов» и общепринятыми (унифицированными) химическими методами в моче здорового человека не определяется.
Содержание белка в порциях мочи, собранной в разное время суток, может колебаться в значительных пределах.
Появление белка в моче называется протеинурия.
В зависимости от суточной потери белка различают следующие степени протеинурии: умеренная - до 1 г; средняя - от 1 до 3 г; выраженная - более 3 г.
Существует два основных вида протеинурии:
· Протеинурии, обусловленные заболеваниями мочевыводящих путей;
· протеинурии, при поражениях (заболеваниях) почек.
Протеинурии, связанные с воспалительными процессами мочевыводящих путей, сопровождаются появлением в моче значительного количества лейкоцитов или эритроцитов, что, однако, не позволяет исключить одновременного попадания белка в мочу из почечной паренхимы; содержание белка редко превышает 1 г/л.
Почечная протеинурия в большинстве случаев связана с повышенной проницаемостью гломерул и делится на 2 группы:
· физиологическая протеинурия;
· патологическая протеинурия.
К физиологической протеинурии относят случаи временного появления белка в моче, не связанные с заболеваниями:
· после приема большого количества пищи, богатой не денатурированными белками (сыр ое мясо, сырые яйца);
· при интенсивной мышечной работе (продолжительные походы, спортивные соревнования);
· при приеме холодной ванны или душа;
· при сильных эмоциональных переживаниях;
· при эпилептических приступах.
Различают ортостатическую, или юношескую, протеинурию, встречающуюся у детей и подростков и проходящую с возрастом. В дифференциально - диагностическом отношении имеет практическое значение то, что ортостатическая альбуминурия обнаруживается нередко в период выздоровленияпосле острого гломерулонефрита.
Патологическая почечная протеинурия может быть следствием органических заболеваний почек и других органов и систем: острые гломерулонефриты; хронические гломерулонефриты; острые пиелонефриты; хронические пиелонефриты; нефропатии беременных; различные заболевания, сопровождающиеся лихорадкой; выраженная хроническая сердечная недостаточность; амилоидоз почек; липоидный нефроз; туберкулез почки; геморрагические лихорадки; геморрагический васкулит; выраженная анемия; гипертоническая болезнь и др.
Задание №2. Перепишите и зарисуйте схемы лабораторных методов определения белка в моче.
Лабораторные методы определения белка в моче
Существуют качественные и количественные методы определения белка в моче, они основаны на коагуляции белка в объеме мочи или на границе сред (моча и кислота); при этом измерение степени коагуляции делает пробу количественной.
Качественные методы
1. проба с 20% сульфосалициловой кислотой (унифицированная);
2. кольцевая проба Геллера (в настоящее время не используется);
3. обнаружение белка с помощью индикаторной бумаги (полосок) и тест-полосок.
Количественные методы
1. унифицированный метод Брандберга-Робертса-Стольникова;
2. с 3% сульфосалициловой кислотой.
Качественные методы определения белка в моче
Задание №3. Определение белка в моче с помощью унифицированной пробы с 20% сульфосалициловой кислотой
Принцип метода: основан на коагуляции белка в объеме мочи или на границе сред (моча и кислота)
Посуда, оборудование и реактивы:
· 20% сульфосалициловой кислоты (2-гидрокси-5-сульфобензойная кислота C7H506S).
· фильтровальная бумага
· 3мл профильтрованной мочи
· 2 шт. химические пробирки
Ход исследования:
В две пробирки вносят по 3 мл профильтрованной мочи, в одну из них (опытную) прибавляют 6—8 капель сульфосалициловой кислоты. На темном фоне сравнивают обе пробирки.
Интерпретация полученных результатов:
Помутнение в опытной пробирке свидетельствует о наличии в моче белка — проба положительна.
Примечание. Мочу со щелочной реакцией перед исследованием подкисляют добавлением нескольких капель 10% раствора уксусной кислоты