Способы мотивации школьников на творческую исследовательскую деятельность

Следует отметить, что после успешной работы (когда исследовательские работы наших обучающихся становились победителями конкурсов городского, регионального, всероссийского уровня) намного легче найти желающих, заниматься на наших курсах. В процессе использования исследовательской технологии были выявлены следующие мотивы, привлекающие школьников:

· Возможность приобщиться к увлекательной деятельности по исследовательской технологии;

· Возможность глубже освоить информационные компьютерные технологии;

· Работа над коллективным проектом дает возможность попробовать в различных профессиональных ролях: журналиста, аналитика, оформителя, Web-дизайнера, администратора, экскурсовода и т.д.

· Успешные выступления на конкурсах различного уровня дает бесценный опыт публичных выступления, общения с единомышленниками, хоть немного, но повышает шансы для поступления в Вузы.

· Материальное поощрение.

Для каждого обучающегося помочь найти ответ на вопрос «Каков я?», а отсюда дать компетентные рекомендации о наиболее благоприятном пути индивидуального развития.

В высшем учебном заведении функционируют два основных вида научно-исследовательской работы студентов: учебная научно-исследовательская работа, предусмотренная учебными планами, и научно-исследовательская работа студентов, которая осуществляется под руководством профессорско-преподавательского состава.

Учебная научно-исследовательская работа. Такой вид работы студентов в рамках учебного процесса является обязательным для каждого и охватывает почти все формы учебной работы:

- Написание рефератов по конкретной теме в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла, фундаментальных и профессионально ориентированных, специальных дисциплин, курсов специализации и по выбору;

- Выполнение лабораторных, практических, семинарских и самостоятельных задач, контрольных работ, которые содержат элементы проблемного поиска;

- Выполнение нетипичных задач исследовательского характера во время различных видов практики, индивидуальных заданий;

- Разработка методических материалов с применением исследовательских методов (наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия и т.д.);

- Подготовку и защиту курсовых и дипломных работ, связанных с проблематикой исследований кафедр.

Согласно учебным планам и программам общеобразовательных и профессиональных дисциплин каждый студент должен овладеть процессом научного познания, выполняя в течение всего периода обучения задачи, которые постепенно усложняются и углубляются.

Российские ученые В. Гаврилюк, Л. Гусейнова и Т. Исламишина на основе обобщения экспериментальных данных выделили возможные уровни самореализации студентов в учебно-исследовательской деятельности:

а) репродуктивно-стереотипный (решение проблемы осуществляется в соответствии с усвоенными алгоритмами размышлений, деятельности, общения). Студенты постоянно обращаются к преподавателю за подробным разъяснением требований задачи исследования, алгоритма деятельности, стремятся получить быстрый результат с минимальным приложением усилий. Они не проявляют стремления к овладению культурой учебного исследования, а следовательно, и к совершенствованию личностной культуры в целом;

б) адаптационный (студенты выполняют учебное исследование на основе разработанного преподавателем алгоритма). Этот уровень также предполагает отсутствие у студентов устойчивого стремления кличностно-ценностного самоопределения и самореализации в учебно-исследовательской деятельности, заинтересованного овладения ее культурологических аспектов;

в) творчески рефлексивный (студенты, актуализируя свой личностно-ценностный, креативный потенциал, выделяют сущность проблемы, моделируют исследовательскую ситуацию, варианты и способы ее решения). Используя рефлексию, студенты критически анализируют полученные в результате своей деятельности достижения, особенно в интеллектуальном, культурно-научному развитию, выделяют барьеры, которые им препятствуют.

Первые этапы приобретения научного опыта предусматривают ознакомление будущих специалистов с приемами, методами, видами научного исследования, основными понятиями научного аппарата, правилами подбора нужной информации и подготовки докладов, рефератов, рецензий и др. На втором курсе студенты полнее знакомятся с профессиональными направлениями работы кафедр, участвующих в кружках научного творчества студенческой молодежи, проблемных группах, а также лично выбирают конкретную тему для самостоятельной поисковой работы. На третьем курсе, кроме рефератов, студенты пишут курсовые работы по учебным дисциплинам. Они, как правило, имеют реферативный и прикладной (в отдельных случаях) характер. На четвертом курсе уровень подготовленности студентов уже достаточен для проведения значимых самостоятельных научных исследований, написания курсовых работ по профессиональным дисциплинам. Благоприятные условия для этого создает активная производственная практика. На пятом курсе, который приближает студентов к квалификационной рамки профессиональной подготовки, они выполняют и защищают дипломную работу, является итогом всей научно-исследовательской работы.

Инновационной технологии обучения является внедрение в учебный процесс индивидуальных учебно-исследовательских задач (ИНДЗ). Это вид внеаудиторной индивидуальной работы студента учебного, учебно-исследовательского или проектно-конструкторского характера, которая выполняется в процессе изучения программного материала учебного курса и завершается составлением итогового экзамена или зачета. ИНДЗ направлены на самостоятельное изучение части программного материала, систематизацию, углубление, обобщение, закрепление, практическое применение знаний студента по учебному курсу и развитие навыков самостоятельной работы.

Среди ИНДЗ наиболее распространены: конспект по теме (модуля) по заданному плану или плану, студент разработал самостоятельно; реферат по теме (модуля) или узкой проблематике; решения и составления расчетных или практических задач разного уровня по теме (модуля) или курса; разработка теоретических или прикладных (действующих) функциональных моделей явлений, процессов, конструкций и т.п.; комплексное описание строения, свойств, функций, явлений, объектов, конструкций и т.п.; аннотация прочитанной дополнительной литературы по курсу, библиографическое описание, исторические исследования и т.


 


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: