Знакомьтесь: балерина Надежда Павлова

Ее имя вписано золотыми буквами в историю чувашской культуры.

Чудо-девочкой называли Надю Павлову, поразившую всех при первом же появлении на большой сцене. Она стала самой юной в истории балетных конкурсов обладательницей Гран-при, получив высшую награду на престижнейшем Московском международном конкурсе артистов балета, и самой молодой народной артисткой СССР – это высокое звание балерина получила в 28 лет.«Фирменный знак» Павловой – ее огромный, легкий, казавшийся нереальным шаг. Нарушая академические традиции, он напоминал сказочно-волшебное мановение, как взмах рукавом или удар в ладони. Появление Павловой становится не только балетным, но и социальным феноменом, привлекающим внимание людей, далеких от балета.


Надежда Павлова родилась и выросла в Чебоксарах. Ее отец – рентгенотехник, мать – Мария Ильинична работала воспитательницей в детском саду.

 С 7 лет начала заниматься хореографией в Доме пионеров, где ее заметила комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одаренных детей, и Наде предложили учиться в Перми. На вступительных экзаменах педагоги высоко оценили ее исключительные профессиональные данные, и за новой воспитанницей закрепилась памятная характеристика: «если не произойдет ничего непредвиденного, она станет второй Павловой».

Семь лет – со 2-го класса и до выпуска – Надя Павлова училась у Людмилы Павловны Сахаровой, в методике которой московская и ленинградская школы классического танца соединились с новыми веяниями, возникшими в конце 1960-х годов в гимнастике, образовав некий сплав спортивно-театрального танца.

Самая одаренная ученица Сахаровой, принесшая международную известность Пермской школе, Надежда Павлова воплотила все характерные особенности сахаровской школы, с помощью продолжительных тренингов добивавшейся от воспитанниц крепкой пальцевой техники, уверенного вращения, апломба, выносливости и даже акробатичности.

Со 2-го класса Надя Павлова участвует в концертах со специальными номерами, поставленными для нее М. Газиевым: «Девочка и эхо», «Маленькая балерина», «Озорница», – а также исполняет все существующие детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета. Узнаваемой становится ее Кукла в «Коппелии», зрители с нетерпением ждут ее Амурчика в «Дон Кихоте» и Красную Шапочку в «Спящей красавице». В 1970 году во время гастролей Пермского театра в Москве особое внимание рецензентов привлекает «еще ученица и даже не выпускного класса» Надя Павлова, у которой, как отмечает журнал «Театр», «кажется, есть всё – и внешние данные, и профессиональные, и недетская внутренняя наполненность.

Уже в 15 лет она становится лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год спустя завоевывает свой легендарный Гран-при. Знаменитый гран батман Павловой, этот роскошный шаг необычайной легкости и красоты, в 1973 году буквально поверг в шок публику и жюри балетного конкурса. Можно сказать, что техника юной балерины стала и шагом в новое измерение классического танца. Именно с того времени классический балет стремится к большему размаху в шаге и большим прыжкам.
У Надежды Павловой не закружилась голова от обрушившейся на нее славы. Даже после того, как легендарный импресарио Сол Юрок, когда-то познакомивший Запад с Анной Павловой, повез ее, вторую Павлову, в Нью-Йорк и сказал, что теперь может и отдохнуть, познакомив мир с золотыми страницами балета, она признается, что не понимала тогда, почему он «так носится с ней».

В эти годы Надежда Павлова особенно часто гастролирует по стране и за рубежом, покоряя зрителей Италии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Франции и США легким дыханием своего танца. Ее участие в гастролях Большого театра на Американском континенте в 1973 году заставляет балетных критиков признать в ней «первого представителя нового, пока еще не оформившегося и никак не квалифицированного стиля, который в дальнейшем мы будем называть «стилем Большого театра 70-х годов».

В сентябре 1975 года Надежда Павлова открывает свой второй театральный сезон уже как солистка Большого театра. Ее постоянным партнером на протяжении десятилетия будет Вячеслав Гордеев, дуэт с которым сложился во время подготовки к международному конкурсу.

Надежда Павлова вызывала на редкость щедрые отзывы коллег. «Она слишком хороша», – отмечает Майя Плисецкая. «Надежда Павлова – необыкновенная, выдающаяся балерина», – подтверждает Ролан Пети. Нечто необъяснимо стоящее над профессионализмом поражает в ее танце Владимира Васильева. «Редким обаянием подлинного искусства» балерина покоряет балетмейстеров Петра Гусева и Юрия Григоровича, восхищенного ее «тонким вкусом, прирожденной грацией, естественным ощущением себя в танце». «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счету, какой только есть в искусстве», – констатирует Асаф Мессерер.

В 1984 году Надежде Павловой присвоено звание народной артистки СССР. Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор, она дает мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.

С 1992 по 1994 год Надежда Павлова – художественный руководитель Театра балета Надежды Павловой, а в 1995 году – Ренессанс-балета. Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996).

Среди серьезных премьер балерины 1990-х годов – завораживающие, оригинальные и неожиданные трактовки Кармен (хореография А. Алонсо, вместе с «Московским городским балетом В. Смирнова-Голованова», 1992), Никии («Баядерка», редакция Ю. Григоровича, 1992), Сильфиды (хореография А. Бурнонвиля, 1996).

В 1999 году Надежда Павлова принимает участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне, становится лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.

Сейчас она опять работает в Большом, балетмейстером и педагогом-репетитором, и очень рада, что вернулась в «родной дом», продолжая там творческую жизнь уже в ином качестве.
Землякам посчастливилось впервые увидеть балерину на сцене уже через три года после ее блистательного выступления на международном конкурсе. В 1976 году Надежда Павлова вышла на сцену Чувашского театра оперы и балета в балете «Жизель». Она была не только гостем первых международных балетных фестивалей в Чебоксарах, но и избрана президентом пятого по счету балетного форума в республике, давала мастер-класс воспитанникам хореографического отделения Чебоксарского музучилища имени Ф.П. Павлова.

  Ее связь с малой родиной не прерывается.

Надежда Павлова снялась в главной роли советско-американского фильма «Синяя птица» (режиссер Дж. Кьюкор) и детективной киноленте «Сицилианская защита» (режиссер – В. Грахов). Танец Н. Павловой запечатлен в документальном фильме «Асаф Мессерер» (1981, режиссер Ф. Слидовкер), «Дочери Отчизны» (1976, режиссер Н. Орлов), в телеверсии балета «Дон Кихот» (1978, режиссер Е. Мачерет) и телефильме-балете Слидовкера «Поэмы» на музыку Листа (1981). Балерине посвящены фильмы «Танцует Надя Павлова» (1973, режиссер Баранов), «Джульетта» (1974, режиссер Галантер), «Дуэт молодых» (1977, режиссер Граве), «Надежда Павлова» (1992, режиссер Конончук).

Портреты Надежды Павловой в разное время создавали скульпторы Игорь Васильев и Любовь Лондон, художники Евгений Широков, Илья Глазунов, Валерий Косоруков.

Надежда  Павлова – народная артистка СССР, народная артистка Чувашии, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, профессор Российской академии театрального искусства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: