Задание 1.Впишите в таблицу недостающие даты и факты

Моргунова Светлана Викторовна

morgunova-lana@list.ru

Конспект урока литературы

Дата 28.04.20, 30.04.20

Группа 89 Мастер по ремонту автомобилей Курс 1

Тема урока: А.И. Солженицын. Своеобразие раскрытия «лагерной темы». Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Продолжительность 3 часа

Цель урока: исследовать своеобразие звучания «лагерной» темы в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», выявить идейный смысл повести;

показать роль «лагерной» темы на основе анализа фактов из биографии и творчества автора;

рассмотреть временную и пространственную характеристику организации места «заключённого».

 

Основные понятия:

Сталинская эпоха – период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этого периода обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926-1929 гг.).

Тоталитарный режим – (от фран. «totalitaire», лат. «totus» – весь, целый) – крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.

Репрессии – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

Зона (лагерь) – общее название мест лишения свободы.

Используемая литература: Т.Ф. Курдюмова. Литература 11класс, часть 2, 2018 г.,

Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича: рассказы 60-х. СПб.: Азбука-классика, 2006. — 349 с.

Презентация к уроку   

Интернет – ресурсы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5613/main/13768/ учебный фильм по теме урока

 Ход урока

  1. Организационный этап.

Мотивационный модуль. Формулируется тема урока.

 

События одного дня главного героя А. И. Солженицына, описанные в рассказе – это не только композиционная основа сюжета. Это строгое время, определённое лагерным режимом, в котором существует Иван Денисович. Почему для героя этот день стал самым счастливым?

 

2. Основная часть.

План изучения

1. Идейный смысл повести;

2. Роль «лагерной» темы на основе анализа фактов из биографии и творчества автора;

3. Временная и пространственная организация места «заключённого».

 

Информационные революции и причины, обусловившие их

происхождение.

➢ Характеристика индустриального общества.

➢ Характеристика информационного общества.

➢ Информатизация и компьютеризация общества

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Среди новых тем, появившихся в литературе 50-х годов во время хрущёвской «оттепели», выделяется «лагерная» тема. Сталинское правление осталось в истории как время репрессий и жестоких ограничений свободы личности, но об этом стало возможно говорить только после смерти «вождя народов».

Послевоенное время исследователи считают апогеем сталинизма, когда количество политзаключённых резко возрастает. Филолог Михаил Голубков пишет: «Солженицын – пророк в своём отечестве. Можно без преувеличения сказать, что это центральная фигура современной русской литературы… Читать Солженицына – большой труд… Его осмысление и понимание – одна из самых актуальных задач, стоящих и перед каждым думающим человеком, которому небезразлична национальная судьба, и перед обществом, ищущим национальной идеи…».

В своей Нобелевской лекции Александр Исаевич Солженицын размышляет о двух типах писателей ХХ века: «Один художник мнит себя творцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира… – но подламывается, ибо нагрузки такой не способен выдержать смертный гений; как и вообще человек, объявивший себя центром бытия… Другой знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога, хотя ещё строже его ответственность за всё написанное, нарисованное, за воспринимающие души». Себя как художника он относит, безусловно, ко второму типу, что и определяет целиком его творческую позицию.

Одним из первых произведений в творческой биографии Солженицына становится повесть «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в журнале «Новый мир». Автор дебютирует в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявляет о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» – это самое первое впечатление Александра Твардовского, который прочитал произведение в рукописи.

Повесть «Один день Ивана Денисовича» привлекает внимание читателей не только новизной материала, но и своим художественным совершенством. «Вам удалось найти исключительно сильную форму», – пишет Солженицыну Шаламов. Сам автор относил своё произведение к жанру рассказа. Жанровое обозначение «повесть» появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу «больше весу». Повесть полностью соответствует основному эстетическому требованию Солженицына: выражать правду жизни во всей её полноте.

Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днём… достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё». Первоначальное название рассказа – «Щ – 854». Твардовский скажет: «Описан один день, но о тюрьме сказано всё».

В своём произведении Солженицын воссоздаёт подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят «заключённые», что курят, где достают это, как спят, во что одеваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются.

По признанию автора, «образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями». Рассказывая о лагере и о лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Кузёмина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

В произведении есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, латыш Кильдигс, Сенька Клёвшин. Писатель выделяет ещё одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике»: «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля – инвалида, а до камня тёсаного, тёмного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком». «Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко.

Судьбы героев повести убеждают, что историю тоталитаризма Солженицын вёл не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет. Об этом говорят лагерные сроки «заключённых». Безымянный «высокий молчаливый старик» сидит с первых советских лет. Первый бригадир Шухов – Кузёмин был арестован в «год великого перелома», а последний – Тюрин – в 1933, в «год победы колхозного строя». Наградой за мужество в немецком плену стал десятилетний срок для Сеньки Клёвшина… Думая о них, Солженицын начал работу над главной своей книгой «Архипелаг ГУЛАГ».

Обобщение материала.

Тренировочный модуль

Задание 1.Впишите в таблицу недостающие даты и факты.

1918 родился в Кисловодске, 11 декабря
  окончил школу в Ростове-на-Дону
1941  
1941–45 в армии, от рядового до капитана
  арестован на фронте в Восточной Пруссии, 9 февраля; 7 июля осужден по ст. 58 на 8 лет лагерей
1953 отправлен «навечно» в ссылку в аул Кок-Терек Джамбульской области Казахской ССР
1953–56  
1956 в апреле распущена ссылка по 58-й статье, в июне уезжает в Россию
1956–57 учительствует в Мезиновской средней школе во Владимирской области
  6 февраля реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР
1957–62 учительствует в Рязани, в школе № 2
  в мае-июне написал «Один день Ивана Денисовича»
  в ноябре рассказ отнесен в «Новый мир» Твардовского
  в ноябрьской книжке «Нового мира» опубликован «Один день...»
  в январском «Новом мире» напечатаны рассказы «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кречетовка»
1965–68 в несколько приёмов написан «Архипелаг ГУЛАГ»
1966 закончена повесть «Раковый корпус»
  в мае — открытое письмо Съезду советских писателей
1968 окончательная редакция романа «В круге первом»
  в марте начал писать историческую эпопею «Красное Колесо»; в ноябре исключен из Союза писателей
  в октябре присуждена Нобелевская премия по литературе
1971 в Париже выходит по-русски «Август Четырнадцатого»
1970–73 рождаются три сына
  в конце августа рукопись «Архипелага ГУЛАГа» захвачена КГБ; в декабре первый том «Архипелага» вышел в Париже
1974  
1975 в Париже выходит «Бодался телёнок с дубом»
1976 переезжает из Цюриха в США, штат Вермонт
1975–89 пишет «Красное Колесо»; выступает с публицистикой
1989 начало печатания «Архипелага» на родине
1994  
1998 публикует книгу «Россия в обвале»; 80-летний юбилей; на сцене «Театра на Таганке» премьера «Шарашки»
1998–03 публикует «Двучастные рассказы», очерки «Литературной коллекции», «Двести лет вместе», «Угодило зёрнышко между двух жерновов»
  в Москве прошла международная конференция: «Александр Солженицын: проблемы художественного творчества»
2007  
3 августа 2008 Александр Исаевич Солженицын умер в Москве

1. Ответьте на вопросы:

1)Какие эпизоды рассказа вам особенно запомнились? Постарайтесь дать им названия.

2)Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного дня?

3)Каково время и пространство в рассказе?

4)Расскажите о главном герое Иване Денисовиче? (о его прошлом, как он попал в лагерь?)

5) В чем суть противостояния "системы" и зэка в произведении? Приведите примеры.

6)Анализ эпизода "В конце рабочей смены не досчитались одного зэка из 32-ой". Как толпа зэков встретила его?

7) О ком из зэков автор пишет с симпатией?

8) Кого называет "дерьмом"?

9)Что символизирует образ Ивана Денисовича?

10) Какую главную проблему можно выявить в этом рассказе?

Домашнее задание. Дать письменно характеристику главному герою по плану

 

1. И.Д.Шухов – главный герой:

А) прототип

Б) номер

В) предлагерная биография

Г) арест и обвинение

Д) типичные и индивидуальные черты

Е) отношение к труду

2. Что он за человек и какое впечатление произвел на вас?

3. Как вы поняли авторское отношение к герою?

4. Что помогает герою устоять, остаться человеком?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: