Моргунова Светлана Викторовна
morgunova-lana@list.ru
Конспект урока литературы
Дата 28.04.20, 30.04.20
Группа 89 Мастер по ремонту автомобилей Курс 1
Тема урока: А.И. Солженицын. Своеобразие раскрытия «лагерной темы». Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Продолжительность 3 часа
Цель урока: исследовать своеобразие звучания «лагерной» темы в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», выявить идейный смысл повести;
показать роль «лагерной» темы на основе анализа фактов из биографии и творчества автора;
рассмотреть временную и пространственную характеристику организации места «заключённого».
Основные понятия:
Сталинская эпоха – период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этого периода обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926-1929 гг.).
Тоталитарный режим – (от фран. «totalitaire», лат. «totus» – весь, целый) – крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.
|
|
Репрессии – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.
Зона (лагерь) – общее название мест лишения свободы.
Используемая литература: Т.Ф. Курдюмова. Литература 11класс, часть 2, 2018 г.,
Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича: рассказы 60-х. СПб.: Азбука-классика, 2006. — 349 с.
Презентация к уроку
Интернет – ресурсы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5613/main/13768/ учебный фильм по теме урока
Ход урока
- Организационный этап.
Мотивационный модуль. Формулируется тема урока.
События одного дня главного героя А. И. Солженицына, описанные в рассказе – это не только композиционная основа сюжета. Это строгое время, определённое лагерным режимом, в котором существует Иван Денисович. Почему для героя этот день стал самым счастливым?
2. Основная часть.
План изучения
1. Идейный смысл повести;
2. Роль «лагерной» темы на основе анализа фактов из биографии и творчества автора;
3. Временная и пространственная организация места «заключённого».
Информационные революции и причины, обусловившие их
происхождение.
➢ Характеристика индустриального общества.
➢ Характеристика информационного общества.
➢ Информатизация и компьютеризация общества
|
|
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Среди новых тем, появившихся в литературе 50-х годов во время хрущёвской «оттепели», выделяется «лагерная» тема. Сталинское правление осталось в истории как время репрессий и жестоких ограничений свободы личности, но об этом стало возможно говорить только после смерти «вождя народов».
Послевоенное время исследователи считают апогеем сталинизма, когда количество политзаключённых резко возрастает. Филолог Михаил Голубков пишет: «Солженицын – пророк в своём отечестве. Можно без преувеличения сказать, что это центральная фигура современной русской литературы… Читать Солженицына – большой труд… Его осмысление и понимание – одна из самых актуальных задач, стоящих и перед каждым думающим человеком, которому небезразлична национальная судьба, и перед обществом, ищущим национальной идеи…».
В своей Нобелевской лекции Александр Исаевич Солженицын размышляет о двух типах писателей ХХ века: «Один художник мнит себя творцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира… – но подламывается, ибо нагрузки такой не способен выдержать смертный гений; как и вообще человек, объявивший себя центром бытия… Другой знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога, хотя ещё строже его ответственность за всё написанное, нарисованное, за воспринимающие души». Себя как художника он относит, безусловно, ко второму типу, что и определяет целиком его творческую позицию.
Одним из первых произведений в творческой биографии Солженицына становится повесть «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в журнале «Новый мир». Автор дебютирует в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявляет о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» – это самое первое впечатление Александра Твардовского, который прочитал произведение в рукописи.
Повесть «Один день Ивана Денисовича» привлекает внимание читателей не только новизной материала, но и своим художественным совершенством. «Вам удалось найти исключительно сильную форму», – пишет Солженицыну Шаламов. Сам автор относил своё произведение к жанру рассказа. Жанровое обозначение «повесть» появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу «больше весу». Повесть полностью соответствует основному эстетическому требованию Солженицына: выражать правду жизни во всей её полноте.
Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днём… достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё». Первоначальное название рассказа – «Щ – 854». Твардовский скажет: «Описан один день, но о тюрьме сказано всё».
В своём произведении Солженицын воссоздаёт подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят «заключённые», что курят, где достают это, как спят, во что одеваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются.
По признанию автора, «образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями». Рассказывая о лагере и о лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Кузёмина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».
|
|
В произведении есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, латыш Кильдигс, Сенька Клёвшин. Писатель выделяет ещё одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике»: «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля – инвалида, а до камня тёсаного, тёмного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком». «Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко.
Судьбы героев повести убеждают, что историю тоталитаризма Солженицын вёл не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет. Об этом говорят лагерные сроки «заключённых». Безымянный «высокий молчаливый старик» сидит с первых советских лет. Первый бригадир Шухов – Кузёмин был арестован в «год великого перелома», а последний – Тюрин – в 1933, в «год победы колхозного строя». Наградой за мужество в немецком плену стал десятилетний срок для Сеньки Клёвшина… Думая о них, Солженицын начал работу над главной своей книгой «Архипелаг ГУЛАГ».
Обобщение материала.
Тренировочный модуль
Задание 1.Впишите в таблицу недостающие даты и факты.
1918 | родился в Кисловодске, 11 декабря |
окончил школу в Ростове-на-Дону | |
1941 | |
1941–45 | в армии, от рядового до капитана |
арестован на фронте в Восточной Пруссии, 9 февраля; 7 июля осужден по ст. 58 на 8 лет лагерей | |
1953 | отправлен «навечно» в ссылку в аул Кок-Терек Джамбульской области Казахской ССР |
1953–56 | |
1956 | в апреле распущена ссылка по 58-й статье, в июне уезжает в Россию |
1956–57 | учительствует в Мезиновской средней школе во Владимирской области |
6 февраля реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР | |
1957–62 | учительствует в Рязани, в школе № 2 |
в мае-июне написал «Один день Ивана Денисовича» | |
в ноябре рассказ отнесен в «Новый мир» Твардовского | |
в ноябрьской книжке «Нового мира» опубликован «Один день...» | |
в январском «Новом мире» напечатаны рассказы «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кречетовка» | |
1965–68 | в несколько приёмов написан «Архипелаг ГУЛАГ» |
1966 | закончена повесть «Раковый корпус» |
в мае — открытое письмо Съезду советских писателей | |
1968 | окончательная редакция романа «В круге первом» |
в марте начал писать историческую эпопею «Красное Колесо»; в ноябре исключен из Союза писателей | |
в октябре присуждена Нобелевская премия по литературе | |
1971 | в Париже выходит по-русски «Август Четырнадцатого» |
1970–73 | рождаются три сына |
в конце августа рукопись «Архипелага ГУЛАГа» захвачена КГБ; в декабре первый том «Архипелага» вышел в Париже | |
1974 | |
1975 | в Париже выходит «Бодался телёнок с дубом» |
1976 | переезжает из Цюриха в США, штат Вермонт |
1975–89 | пишет «Красное Колесо»; выступает с публицистикой |
1989 | начало печатания «Архипелага» на родине |
1994 | |
1998 | публикует книгу «Россия в обвале»; 80-летний юбилей; на сцене «Театра на Таганке» премьера «Шарашки» |
1998–03 | публикует «Двучастные рассказы», очерки «Литературной коллекции», «Двести лет вместе», «Угодило зёрнышко между двух жерновов» |
в Москве прошла международная конференция: «Александр Солженицын: проблемы художественного творчества» | |
2007 | |
3 августа 2008 | Александр Исаевич Солженицын умер в Москве |
1. Ответьте на вопросы:
|
|
1)Какие эпизоды рассказа вам особенно запомнились? Постарайтесь дать им названия.
2)Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного дня?
3)Каково время и пространство в рассказе?
4)Расскажите о главном герое Иване Денисовиче? (о его прошлом, как он попал в лагерь?)
5) В чем суть противостояния "системы" и зэка в произведении? Приведите примеры.
6)Анализ эпизода "В конце рабочей смены не досчитались одного зэка из 32-ой". Как толпа зэков встретила его?
7) О ком из зэков автор пишет с симпатией?
8) Кого называет "дерьмом"?
9)Что символизирует образ Ивана Денисовича?
10) Какую главную проблему можно выявить в этом рассказе?
Домашнее задание. Дать письменно характеристику главному герою по плану
1. И.Д.Шухов – главный герой:
А) прототип
Б) номер
В) предлагерная биография
Г) арест и обвинение
Д) типичные и индивидуальные черты
Е) отношение к труду
2. Что он за человек и какое впечатление произвел на вас?
3. Как вы поняли авторское отношение к герою?
4. Что помогает герою устоять, остаться человеком?