Официальная литература Неофициальная литература

Рыдай, огневая стихия,

 В столбах громового огня!

 Россия, Россия, Россия –

 Безумствуй, сжигая меня!

 В твои роковые разлуки,

 В глухие твои глубины, –

 Струят крылорукие духи

 Свои светозарные сны.

 Не плачьте: склоните колени

 Туда, в ураганы огней,

 В грома серафических пений,

 В потоки космических дней!

 Сухие пустыни позора,

 Моря неизливные слез –

 Лучом безглагольного взора

 Согреет сошедший Христос.

 Пусть в небе – и кольца Сатурна,

 И млечных путей серебро, –

 Кипи фосфорически бурно,

 Земли огневое ядро!

 И ты, огневая стихия,

 Безумствуй, сжигая меня,

 Россия, Россия, Россия –

 Мессия грядущего дня.

 

Это стихотворение Андрея Белого было написано в 1917 году. Оно как нельзя лучше характеризует ту обстановку, которая царила в стране, в творчестве.

Рассмотрим литературные объединения того времени.

                   

                     Литературные объединения, группировки.

Пролеткульт и «Кузница».

Пролеткульт – это культурно-просветительные организации, студии литераторов, художников и актеров.

«Кузница» - группа поэтов, вышедшая из Пролеткульта (Д.Бедный, Ю. Лебединский).

Идейный руководитель Пролеткульта – А.Богданов.

Цель организаций: создать эстетическую систему, которая противостоит буржуазной. «Выработка самостоятельной духовной культуры».

Образы – символы: «кузницы», «легионы труда», «порванные цепи», «тревожный набат», «ураган воли»…

Коллективная личность, скрепленная единством мировоззрения, тем, мотивов, приемов, была важнее индивидуальной.

 

ЛЕФ (Левый фронт искусства) 1923 – 1929г.

Идейные вдохновители – поэты-футуристы: В.Маяковский, О.Брик, Н.Чужак, А.Крученых, Б.Арватов, В.Каменский.

Цель организации: утверждали союз искусства с производством, пропагандировали веру в технический прогресс, а в искусстве – «литературу факта», репортажа, монтирования вместо вымысла, отменяемого как пережиток прошлого.

1.Прямое отрицание искусства: «Надо ежедневно плевать на алтарь искусства».

2.Литература факта: «Содержание=Факт=Бытие». Отрицание художественного вымысла, литература приравнивается к ремеслу.

3.Понятие «метод» не возникало. Главное для художника – выполнение социального заказа, он предполагает уход от творческой индивидуальности.

 

 

Перевал».

Возникли в противовес другим группам (1923-1924г.) Уважительное отношение к классикам («У них нужно учиться»), психологизм – главное понятие, художник максимально должен использовать интуицию.

Идейные вдохновители: А.Воронский, Э.Багрицкий, М.Светлов, М.Пришвин и др.

Цель организации: искренность творца, т. е свобода, нравственность творчества; большое внимание к эстетике, а не к партийным директивам; изображение полноценного человека.

Крайность: психологизм рассматривался на уровне подсознательного, интуитивного.

 

 

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей).

Идейный вдохновитель: Л.Овербах.

Участники: А.Фадеев, А.Серафимович, Д.Фурманов.

Цель организации: управлять литературным процессом, Заменить вдохновение социальным заказом, стремление рассадить писателей по классовым нишам, «скамейкам».

Главное: ориентация на массового пролетарского читателя, утверждение партийной пролетарской литературы.

 

 

                      Анализ поэзии 20-х годов.

Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику.

                                            ПОЭЗИЯ 20-х ГОДОВ.

Пролетарская поэзия                                               Романтическая поэзия

  1. Традиционный герой –                                Представители: Н.Тихонов,

герой «МЫ» (массовый герой)                          Э.Багрицкий, М.Светлов

  1. Ситуация – защита революции;                  

построение нового мира

  1. Жанры – гимн, марш                                      Культурологическая поэзия
  2. Штампы                                                            (сформировалась до 17 года)
  3. Максимальная абстрактность                        Представители: А.Ахматова,

Представители: В.Князев, И.Садофьев,                   Н.Гумилев, В.Ходасевич,

В.Гастев, А.Маширов, Ф.Шкулев,                            И.Северянин, М.Волошин

В.Кириллов

                                      Поэзия с философской ориентацией

                                    Представители: В.Хлебников, Н.Заболоцкий

 

 

Стихотворения разных направлений.

Пролетарская поэзия.

Мы, несметные, грозные

Легионы Труда

 Мы победили пространства морей,

 океанов и суши,

 Светом искусственных солнц мы

 зажгли города,

 Пожаром восстаний горят наши

 гордые души.

 Мы во власти мятежного, страстного

 хмеля,

 Пусть кричат нам: «Вы палачи

 красоты...»

 Во имя нашего Завтра – сожжем

 Рафаэля,

 Разрушим музеи, растопчем искусства

 цветы.

 В.Кириллов «Мы».

Романтическая поэзия.

Н.Тихонов

Жизнь учила веслом и винтовкой,

 Крепким ветром. По плечам моим

 Узловатой хлестала веревкой,

 Чтобы стал я спокойным и ловким.

 Как железные гвозди, простым.

 «Посмотри на ненужные доски…» 1917-1920

Житейские детали в поэзии Тихонова переплетались с символикой:

Мы разучились нищим подавать,

 Дышать над морем высотой соленой,

 Встречать зарю и в лавках покупать

 За медный мусор – золото лимонов.

 «Мы разучились нищим подавать…» 1921.

 Культурологическая поэзия

А.Ахматова

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

 

Философская поэзия

В.Хлебников

Волга! Волга!

 Ты ли глаза-трупы

 Возводишь на меня?

 Ты ли возвела мертвые белки

 Сел самоедов, обреченных уснуть,

 В ресницах метелей, Мертвые бельма своих городов,

 Затерянные в снегу?

 Ты ли шамкаешь лязгом

 Заколоченных деревень?..

 «Волга! Волга!»

                                    Проза 20-х годов.

     Начало 20-х годов в литературе было ознаменовано повышенным вниманием к прозе. Она пользовалась преимуществом на страницах первого советского журнала «Красная новь», издававшегося с лета 1921 года. Исторические события, совершавшиеся вокруг, затрагивали всех и каждого и требовали не только выражения эмоций, сколько их осмысления. Советская проза 20-х годов была неоднородна ни в момент своего появления, ни позже, в процессе читательского восприятия.

                                           ПРОЗА 20-х ГОДОВ

Официальная литература                                            Неофициальная литература

А) Участник революции - типичный герой,         У героя своеобразный, иной путь. Его

путь его эволюции - это осознание                       эволюция – это переосмысление

собственной человеческой личности                     революции. Факт свершения

через связь с революцией.                                       революции – необязательное условие

Движение от тропы к революционной                   принятия ее как ценности. Герои -

дороге (изменение речи и мыслей)                         люди, у которых другие жизненные

А.Фадеев «Разгром»,                                               ценности,они ценят общечеловеческие

Н.Фурманов «Чапаев».                                               категории (радость, скорбь, жизнь,

Б) Сама революция закономерна и ценна.             смерть). Возникает не столько масса,

Герои ориентированы на социальные и классовые сколько личности в народе. Акцент

ценности. Критерии: красные – хорошо,                на личность.

белые – плохо; бедные – хорошо, богатые –           А.Платонов «Чевенгур»

плохо. Народ изображается как масса.

Показана эволюция массы через осознание

революции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: