Организация окончания занятия

ПЛАН—КОНСПЕКТ

ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ”

 

Лексическая тема: Лесные жители.

Грамматическая тема: Образование притяжательных прилагательных с суффиксами -ий-, -и-.

Логоритмическая тема: Развитие координации речи с движениями.

Цели и задачи

Коррекционные:

ü закрепление навыков речи детей с движением;

ü совершенствование общей мелкой моторики;

ü совершенствование основных параметров движений артикуляторной моторики;

ü развитие длительности, плавности, речевого выдоха;

ü развитие звуковысотной модуляции голоса;

ü формирование навыков количественного звукового анализа.

Образовательные:

ü развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, нения, игры на музыкальных инструментах; закрепление понятий при слушании музыки (быстрая, медленная, веселая, грустная, подвижная, плавная).

Воспитательные:

ü развитие навыков коммуникации;

ü развитие навыков самоорганизации и контроля;

ü развитие произвольного внимания, концентрации и переключаемости внимания;

ü развитие логического мышления.

Оснащение и оборудование

Игрушки, изображающие лесных зверей, листики, дидактические материалы (картинки с изображением лесных животных, паровоза с вагонами и др.), фланелеграф, музыкальные инструменты, аудиозаписи звуков леса, пения птиц, настенное зеркало.

Вводная часть

По всему залу расставлены игрушки, изображающие лесных зверей. Педагог здоровается с детьми и предлагает им отгадать загадки:


Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы

 

Уши больше головы? (Заяц) 

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

За горами, за полями,

За высокими лесами

Хищник — ворище

Ночами рыщет, добычу ищет,

Зубами щёлк. Кто это? (Волк)


Педагог: Молодцы, ребята! Отгадали все загадки. Вы, наверное, поняли, что сегодня мы совершим путешествие в гости к лесным жителям. На чем вы хотите отправиться в наше путешествие? (дети предлагают свои варианты... Одним из вариантов может стать поезд). Итак, наш поезд отправляется, и каждый из вас будет вагончиком.

Дети строятся друг за другом и под музыку начинают движение, имитирующее ход поезда, исполняют песенку “Паровоз” (Г. Эрнесакс):


Едет, едет паровоз,

Две трубы и сто колес.

Две трубы и сто колес,

Машинистом — рыжий пес.

Мы к соседям в гости едем,

Едем к тиграм и медведям.

Ожидайте в гости нас,

Мы приедем ровно в час.


Педагог: Ребята, вот мы и приехали. Посмотрите, как вокруг красиво. А вы заметили, какие необычные листики лежат на земле? Давайте, возьмем по одному листику и посмотрим, у кого лучше всех он летает (идет отработка навыков правильного диафрагмального дыхания. Логопед, в зависимости от индивидуальных особенностей детей, может применить методики развития правильного диафрагмального дыхания, разработанные Л.И.Вансовской или ГА. Волковой).

По Г.А. Волковой


Вдох через рот — выдох через рот.

Вдох через рот — выдох через нос.

Вдох через нос — выдох через рот.

Вдох через нос — выдох через нос.


По Л.И. Вансовской


Вдох через нос — выдох через нос.

Вдох через нос — выдох через рот.

Вдох через рот — выдох через нос.

Вдох через рот — выдох через рот.


Педагог: Теперь, ребята, давайте соберем листики в большой красивый букет и подарим его нашим лесным друзьям, к которым мы едем в гости. Ребята, садитесь на наш поезд, мы едем дальше путешествовать. (Под музыку песни “Паровоз” дети отправляются на другую полянку)

Педагог: Вот мы и приехали. Выходите из поезда и давайте, определим по музыке (звучат разнохарактерные музыкальные отрывки произведений), какие лесные жители нас встречают. Кто из детей угадает по музыке лесного жителя (зайка, мишка, дятел и др.), тот находит картинку с его изображением и закрепляет ее на фланелеграфе. Когда на фланелеграфе прикреплены все животные, педагог объявляет конкурс «артистов» (на самое выразительное изображение лесных жителей в движении).

Педагог: Ребята, а как у нас животные ходят? А какие у них мордочки? и др.

“Парад животных” заканчивается веселым переплясом.

Педагог: Молодцы, ребята! Давайте пригласим наших друзей животных покататься с нами на поезде. Но, чтобы они не потерялись, мы их посадим в вагончики. В первом вагоне разместим животных, в названиях которых 4 звука, во втором — в названиях которых 5 звуков.

(На фланелеграфе прикреплена картинка паровоза и двух вагончиков).

Дети отбирают картинки животных, с которыми отправятся на прогулку, и прикрепляют их к соответствующему вагону.

Под музыку (песня «Паровоз») дети едут на другую полянку.

Педагог: Ребята, посмотрите, на какую красивую полянку мы приехали. Но что-то наши лесные друзья выглядят как-то странно. (На фланелеграфе появляются картинки животных без хвостов. Отдельно — хвосты этих животных). Наверное, звери решили повеселиться, потанцевать и “сняли” свои хвосты, чтобы они им не мешали.

(Во время этой игры-упражнения происходит закрепление навыка образования притяжательных прилагательных)

Подскажите, какой у волка хвост?

Дети: - Волчий.

- А у медведя? - Медвежий.

- У лисы? – Лисий.

- У зайца? – Заячий.

- У белки? – Беличий.

Педагог: Животные поиграли и поссорились, так как не смогли поделить хвосты: зайцу понравился беличий хвост, медведю - волчий... Лесные жители до      того запутались, что даже забыли, у кого какой хвост был раньше. Давайте поможем им найти свои хвосты.  

Дети по очереди выходят и подбирают каждому животному соответствующий хвост, проговаривают его название и прикрепляют к картинке.

Педагог: Животные обрадовались, потому что они нашли именно свои, родные хвосты и решили с нами поиграть.

Игра “Лиса и зайцы”

(на развитие общей моторики и координации движений).

Дети (“зайцы“) сидят на стульях по кругу. Вне круга ставится стульчик («дом лисы»), дети закрывают глаза, водящий обходит круг, и тот, до кого он дотронется, становится «Лисой».

3айцы (под музыку прыгают по залу и сначала тихо, потом громче дразнят Лису):

Хитрая Лиса, где ты, покажись,

Хитрая Лиса, поиграй с нами, покружись.

Музыка обрывается.

Лиса (выходит и говорит):

Я здесь, я здесь, я вас ищу,

Догоню, не отпущу.

После этих слов «Лиса» ловит «зайцев»

Кого “Лиса” поймает, тот становится Лисой, и игра продолжается...

Педагог: Поиграли зайцы с Лисой и отправились путешествовать по лесу. Им на пути встретились различные животные и птицы (педагог проводит упражнение-игру на развитие мелкой моторики: просит детей приготовить руки и повторять движения, читая в это время стихотворение).

Встретил я медведя, волка    (указательные и мизинцы обеих рук выпрямлены имитируя

                                                  ходьбу Медведя. Средний палец поднят, остальные пальцы

                                                 «шагают»)

Зайку, ёжика в иголках         (указательные и средний пальцы подняты чуть согнуты –

                                                 «ушки». Выпрямленные пальцы обеих рук ритмично

                                                 сближаются и разводятся в стороны — «веер»).

Встретил белочку, синичку (большой палец и мизинец образуют колечко, указательный

                                                и безымянный пальцы согнуты – лапки. Средний чуть

                                                согнут. Указательный, средний и большой пальцы

                                                имитируют движения клюва синички).

Встретил лося и лисичку         (кисти рук перекрещены – «рога». Плавные, волнообразные

                                                движения кистей рук - «хвостик»).

Всем подарки подарил         (кисти рук ладонями вверх ритмично опускаются и

                                                поднимаются).

Всяк меня благодарил          (пальчики обеих рук «здороваются»).

Педагог: Ребята, в нашем лесу есть волшебное озеро. Давайте возьмёмся за руки и пойдём на бережок (дети под музыку подходят и располагаются на стульчиках напротив настенного зеркала).

Педагог рассказывает «артикуляторную сказку» и вместе с детьми выполняет комплекс артикуляционной гимнастики на развитие артикуляторной моторики.

Текст сказки “Белочка”

Жила—была Белочка. Однажды она проснулась рано-рано, в 7 часов утра. (Упражнение «Часики»).

Белочка пошла чистить зубки: сначала верхние, потом нижние. (Упражнение «Чистим зубки»).

Потом она побежала пить чай из чашечки. (Упражнение «Чашечка»).

Белочка пила чай с вареньем и орешками. (Упражнение «Орешки», «Вкусное варенье»).

После этого она вышла на улицу и побежала качаться на качелях. (Упражнение «Качели»).

Вдруг прискакала её подружка — маленькая лошадка. (Упражнение «Лошадка»).

Они вместе пошли гулять по лесу и собирать грибочки. (Упражнение «Грибочки»).

Потом Белочка вернулась домой, напекла вкусных блинчиков с грибами и угостила лошадку.

Белочка и нас с вами звала к себе в гости. Мы обязательно съездим к ней в следующий раз.

Педагог: Ребята, послушайте, слышен чей-то стук. (Педагог играет на музыкальной коробочке). Отгадаем, кто же это.

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

Что за странные

Дроби барабанные

Доносятся из чащи

То медленней, то чаще? (Дятел)

А как же мы не заметили дятла? Давайте подойдем и посмотрим, что он делает.

В лесу под щебет,

Звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись — Дятел!

Педагог предлагает детям на ложках, коробочке или на другом простейшем ударном инструменте исполнить различные ритмические фигуры, проговаривал вслух ритмослогами (восьмая — ТИ, четверть — ТА).

Упражнение можно усложнить, если предложить детям рассказать чистоговорки про дятла, создавал сопровождение на ударных инструментах (во время этого упражнения важно добиваться четкости дикции).

Например:

Дя-тел жил в дуп-ле гус-том, дуб дол-бил как до-ло-том.

Ти – ти ти - ти ти- ти та ти –ти ти – ти ти-ти та

Педагог: Ребята, мы с вами обошли почти весь лес, давайте сядем на полянке, отдохнём и послушаем звуки леса.

Звучит спокойная релаксационная музыка (аудиозапись звуков леса, пения птиц).

Дети под музыку могут свободно подвигаться, пофантазировать, придумывая под

характер и ритм музыки свои движения.









Организация окончания занятия

Педагог: Ребята, к сожалению, настало время возвращаться. Наш поезд отвезет нас домой.

Дети строятся друг за другом и под музыку знакомой песни “Паровоз” начинают движение, имитируя ход поезда.

До свидания!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: