ПЛАН—КОНСПЕКТ
ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ”
Лексическая тема: Лесные жители.
Грамматическая тема: Образование притяжательных прилагательных с суффиксами -ий-, -и-.
Логоритмическая тема: Развитие координации речи с движениями.
Цели и задачи
Коррекционные:
ü закрепление навыков речи детей с движением;
ü совершенствование общей мелкой моторики;
ü совершенствование основных параметров движений артикуляторной моторики;
ü развитие длительности, плавности, речевого выдоха;
ü развитие звуковысотной модуляции голоса;
ü формирование навыков количественного звукового анализа.
Образовательные:
ü развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, нения, игры на музыкальных инструментах; закрепление понятий при слушании музыки (быстрая, медленная, веселая, грустная, подвижная, плавная).
Воспитательные:
ü развитие навыков коммуникации;
ü развитие навыков самоорганизации и контроля;
ü развитие произвольного внимания, концентрации и переключаемости внимания;
|
|
ü развитие логического мышления.
Оснащение и оборудование
Игрушки, изображающие лесных зверей, листики, дидактические материалы (картинки с изображением лесных животных, паровоза с вагонами и др.), фланелеграф, музыкальные инструменты, аудиозаписи звуков леса, пения птиц, настенное зеркало.
Вводная часть
По всему залу расставлены игрушки, изображающие лесных зверей. Педагог здоровается с детьми и предлагает им отгадать загадки:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы? (Заяц)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
За горами, за полями,
За высокими лесами
Хищник — ворище
Ночами рыщет, добычу ищет,
Зубами щёлк. Кто это? (Волк)
Педагог: Молодцы, ребята! Отгадали все загадки. Вы, наверное, поняли, что сегодня мы совершим путешествие в гости к лесным жителям. На чем вы хотите отправиться в наше путешествие? (дети предлагают свои варианты... Одним из вариантов может стать поезд). Итак, наш поезд отправляется, и каждый из вас будет вагончиком.
Дети строятся друг за другом и под музыку начинают движение, имитирующее ход поезда, исполняют песенку “Паровоз” (Г. Эрнесакс):
Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Две трубы и сто колес,
Машинистом — рыжий пес.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас,
Мы приедем ровно в час.
|
|
Педагог: Ребята, вот мы и приехали. Посмотрите, как вокруг красиво. А вы заметили, какие необычные листики лежат на земле? Давайте, возьмем по одному листику и посмотрим, у кого лучше всех он летает (идет отработка навыков правильного диафрагмального дыхания. Логопед, в зависимости от индивидуальных особенностей детей, может применить методики развития правильного диафрагмального дыхания, разработанные Л.И.Вансовской или ГА. Волковой).
По Г.А. Волковой
Вдох через рот — выдох через рот.
Вдох через рот — выдох через нос.
Вдох через нос — выдох через рот.
Вдох через нос — выдох через нос.
По Л.И. Вансовской
Вдох через нос — выдох через нос.
Вдох через нос — выдох через рот.
Вдох через рот — выдох через нос.
Вдох через рот — выдох через рот.
Педагог: Теперь, ребята, давайте соберем листики в большой красивый букет и подарим его нашим лесным друзьям, к которым мы едем в гости. Ребята, садитесь на наш поезд, мы едем дальше путешествовать. (Под музыку песни “Паровоз” дети отправляются на другую полянку)
Педагог: Вот мы и приехали. Выходите из поезда и давайте, определим по музыке (звучат разнохарактерные музыкальные отрывки произведений), какие лесные жители нас встречают. Кто из детей угадает по музыке лесного жителя (зайка, мишка, дятел и др.), тот находит картинку с его изображением и закрепляет ее на фланелеграфе. Когда на фланелеграфе прикреплены все животные, педагог объявляет конкурс «артистов» (на самое выразительное изображение лесных жителей в движении).
Педагог: Ребята, а как у нас животные ходят? А какие у них мордочки? и др.
“Парад животных” заканчивается веселым переплясом.
Педагог: Молодцы, ребята! Давайте пригласим наших друзей животных покататься с нами на поезде. Но, чтобы они не потерялись, мы их посадим в вагончики. В первом вагоне разместим животных, в названиях которых 4 звука, во втором — в названиях которых 5 звуков.
(На фланелеграфе прикреплена картинка паровоза и двух вагончиков).
Дети отбирают картинки животных, с которыми отправятся на прогулку, и прикрепляют их к соответствующему вагону.
Под музыку (песня «Паровоз») дети едут на другую полянку.
Педагог: Ребята, посмотрите, на какую красивую полянку мы приехали. Но что-то наши лесные друзья выглядят как-то странно. (На фланелеграфе появляются картинки животных без хвостов. Отдельно — хвосты этих животных). Наверное, звери решили повеселиться, потанцевать и “сняли” свои хвосты, чтобы они им не мешали.
(Во время этой игры-упражнения происходит закрепление навыка образования притяжательных прилагательных)
Подскажите, какой у волка хвост?
Дети: - Волчий.
- А у медведя? - Медвежий.
- У лисы? – Лисий.
- У зайца? – Заячий.
- У белки? – Беличий.
Педагог: Животные поиграли и поссорились, так как не смогли поделить хвосты: зайцу понравился беличий хвост, медведю - волчий... Лесные жители до того запутались, что даже забыли, у кого какой хвост был раньше. Давайте поможем им найти свои хвосты.
Дети по очереди выходят и подбирают каждому животному соответствующий хвост, проговаривают его название и прикрепляют к картинке.
Педагог: Животные обрадовались, потому что они нашли именно свои, родные хвосты и решили с нами поиграть.
Игра “Лиса и зайцы”
(на развитие общей моторики и координации движений).
Дети (“зайцы“) сидят на стульях по кругу. Вне круга ставится стульчик («дом лисы»), дети закрывают глаза, водящий обходит круг, и тот, до кого он дотронется, становится «Лисой».
3айцы (под музыку прыгают по залу и сначала тихо, потом громче дразнят Лису):
Хитрая Лиса, где ты, покажись,
Хитрая Лиса, поиграй с нами, покружись.
Музыка обрывается.
Лиса (выходит и говорит):
Я здесь, я здесь, я вас ищу,
Догоню, не отпущу.
После этих слов «Лиса» ловит «зайцев»
|
|
Кого “Лиса” поймает, тот становится Лисой, и игра продолжается...
Педагог: Поиграли зайцы с Лисой и отправились путешествовать по лесу. Им на пути встретились различные животные и птицы (педагог проводит упражнение-игру на развитие мелкой моторики: просит детей приготовить руки и повторять движения, читая в это время стихотворение).
Встретил я медведя, волка (указательные и мизинцы обеих рук выпрямлены имитируя
ходьбу Медведя. Средний палец поднят, остальные пальцы
«шагают»)
Зайку, ёжика в иголках (указательные и средний пальцы подняты чуть согнуты –
«ушки». Выпрямленные пальцы обеих рук ритмично
сближаются и разводятся в стороны — «веер»).
Встретил белочку, синичку (большой палец и мизинец образуют колечко, указательный
и безымянный пальцы согнуты – лапки. Средний чуть
согнут. Указательный, средний и большой пальцы
имитируют движения клюва синички).
Встретил лося и лисичку (кисти рук перекрещены – «рога». Плавные, волнообразные
движения кистей рук - «хвостик»).
Всем подарки подарил (кисти рук ладонями вверх ритмично опускаются и
поднимаются).
Всяк меня благодарил (пальчики обеих рук «здороваются»).
Педагог: Ребята, в нашем лесу есть волшебное озеро. Давайте возьмёмся за руки и пойдём на бережок (дети под музыку подходят и располагаются на стульчиках напротив настенного зеркала).
Педагог рассказывает «артикуляторную сказку» и вместе с детьми выполняет комплекс артикуляционной гимнастики на развитие артикуляторной моторики.
|
|
Текст сказки “Белочка”
Жила—была Белочка. Однажды она проснулась рано-рано, в 7 часов утра. (Упражнение «Часики»).
Белочка пошла чистить зубки: сначала верхние, потом нижние. (Упражнение «Чистим зубки»).
Потом она побежала пить чай из чашечки. (Упражнение «Чашечка»).
Белочка пила чай с вареньем и орешками. (Упражнение «Орешки», «Вкусное варенье»).
После этого она вышла на улицу и побежала качаться на качелях. (Упражнение «Качели»).
Вдруг прискакала её подружка — маленькая лошадка. (Упражнение «Лошадка»).
Они вместе пошли гулять по лесу и собирать грибочки. (Упражнение «Грибочки»).
Потом Белочка вернулась домой, напекла вкусных блинчиков с грибами и угостила лошадку.
Белочка и нас с вами звала к себе в гости. Мы обязательно съездим к ней в следующий раз.
Педагог: Ребята, послушайте, слышен чей-то стук. (Педагог играет на музыкальной коробочке). Отгадаем, кто же это.
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
Что за странные
Дроби барабанные
Доносятся из чащи
То медленней, то чаще? (Дятел)
А как же мы не заметили дятла? Давайте подойдем и посмотрим, что он делает.
В лесу под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись — Дятел!
Педагог предлагает детям на ложках, коробочке или на другом простейшем ударном инструменте исполнить различные ритмические фигуры, проговаривал вслух ритмослогами (восьмая — ТИ, четверть — ТА).
Упражнение можно усложнить, если предложить детям рассказать чистоговорки про дятла, создавал сопровождение на ударных инструментах (во время этого упражнения важно добиваться четкости дикции).
Например:
Дя-тел жил в дуп-ле гус-том, дуб дол-бил как до-ло-том.
Ти – ти ти - ти ти- ти та ти –ти ти – ти ти-ти та
Педагог: Ребята, мы с вами обошли почти весь лес, давайте сядем на полянке, отдохнём и послушаем звуки леса.
Звучит спокойная релаксационная музыка (аудиозапись звуков леса, пения птиц).
Дети под музыку могут свободно подвигаться, пофантазировать, придумывая под
характер и ритм музыки свои движения.
Организация окончания занятия
Педагог: Ребята, к сожалению, настало время возвращаться. Наш поезд отвезет нас домой.
Дети строятся друг за другом и под музыку знакомой песни “Паровоз” начинают движение, имитируя ход поезда.
До свидания!