На гладких и скруглённых, светотень распределяется равномерно (плавно), на гранёных резко (отчётливо).
Чем дальше от источника света тем предмет становится темнее и менее контрастным. Самая яркая поверхность – ближе всего к источнику света, называется блик, следующяя – свет, полутень, собственная тень, рефлекс и падающая тень. По мере удаления от предмета падающая тень светлеет и становиться менее резкой.
Билет № 6.1. Что такое плановость в рисунке?
Плановость в рисунках- художественный приём.
Для передачи впечатления реальности на картине художники прибегают к разделению на планы, т.е. на картинной плоскости будет присутствовать ближний, средний и дальний планы. Такой приём раздвигает условно двухмерное изображение как бы в глубину, создавая впечатление пространственности. Передний план прорабатывается отчётливее и более контрастно, средний и дальний, особенно, более мягко и размыто. Именно благодаря размытости заднего плана, и четкой детализации переднего, мы понимаем, что картина трехмерна.
|
|
Еще одним важным в картине является акцент, то, на что художник хочет обратить наше внимание.
Прежде всего, хотелось бы напомнить, что строение нашего глаза таково, что мы можем видеть четко какой-то один план. Давайте вспомним фотоаппарат. Если мы фокусируем объектив на предмете, который находится на переднем плане, то задний план у нас размыт. И наоборот. принцип фотоаппарата основан на физиологии нашего глаза. Именно его особенностью является такое свойство. Потому, при изображении предметов переднего плана мы даем детальную прописку предметов.
Выдержки из книги:
На большом расстоянии формы предметов теряет объемность, рельефность и приобретает силуэтный плоскостной характер. В изображении передних планов важную роль играют собственные цвета предметов, а в дальних - обусловленные. Обусловленные воздушной средой цвета удаляют предметы, и наоборот, собственный предметный цвет как бы выдвигает их на передний план.
Потому важно при работе с натуры помнить о плановости. Так как мы постоянно меняем фокусировку наших глаз, тем самым смещая цельность восприятия, что мешает правильному построению плановости картины.
И.Е. Репин «Невский проспект» 1891.