Обязательное условие такого вида импровизации — это назначение

Из числа студентов «хранителя печати», т.е. человека, который

Придирчиво и со знанием материала все время напоминает

Импровизаторам об авторском варианте текста.

Подобные импровизации есть способ действенного освоения сюжета

Пьесы и постепенного погружения в психологическую сферу «жизни

Человеческого тела и духа».

Успех таких занятий полностью зависит от увлеченности и

Способности сочинять самого руководителя, от его умения направлять,

Зажигать и увлекать за собой студентов. Еще лучше, если он сам иногда

Подключится к импровизации.

Такие импровизации дают возможность разведать рассказ, поэму, пьесу по

Действию, дают возможность постепенно погрузиться в сферу действия, лепить

201

Из прозаического описательного текста действенные эпизоды и события.

Так было, когда студенты работали над произведением Я.Цуртавели

«Мученичество Шуша-ник»*. Они разыграли в классе всю историю,

Причем на протяжении всего действия не было произнесено ни одного

Слова. Это был уже законченный набросок будущего спектакля,

Абсолютно самостоятельно сочиненный студентами. Любопытно, что

когда педагог предложил вместо таблицы умножения (2x2 = 4) говорить

какие-то слова, один из студентов запротестовал:

— Не хочу.

— Почему?

— Боюсь, что начну придумывать слова. А я не умею придумывать

Слова, и появится ложь. Мне будет неловко импровизировать.

— А когда ты «разговариваешь» таблицей умножения, то не

Стесняешься?

— Нет, я не думаю о том, как говорю, я думаю, что я должен высказать,

Что должен сделать. Придумывание слов мне бы помешало

Сосредоточиться на действии. Я бы ничего не смог добиться. Тогда уж

Лучше дайте канонический литературный текст, так будет лучше.

Как видно из приведенного случая, все внимание участников

Импровизации, их творческое воображение направлено на сочинение и

Проникновение в сферы действия человеческих взаимоотношений,

Событийности.

Показанный набросок, например, выявил, что действие и борьба, в

Основном, выстраивались в одной плоскости. Во время обсуждения

Было отмечено, что надо «лепить» действие более сложными ходами.

Наглядность существующего замысла дает прекрасную возможность

Много раз переделывать такой набросок до того момента, пока не

Начнется разработка окончательного результата.

Импровизация «Найти продолжение»

Термин взят из теории шахмат.

Эти импровизации — великолепный тренаж для того, чтобы студенты

Приобрели навык сочинять (предлагать) варианты действий, находить

Правильное и интересное продолжение заданного действия.

Студентам дается ситуация (сцена) из какой-либо знакомой пьесы, и

Они импровизационно ее разыгрывают. Затем педагог предлагает

Повторно пройти ту же сцену, но до определенного момента, после

Которого действие останавливается и каждый участник предлагает свое

Продолжение. Главное внимание обращается на психологию

Действующих лиц, на то, как бы они себя бы повели, «если бы» сюжет

Стал развиваться не по известному пути, а совсем в ином направлении.

Например, берется сцена из трагедии Шекспира «Отелло», где мавр

Требует от Дездемоны платок. Продолжение должно быть

Нафантазировано с этого момента. Предположим, Дездемона на

Требование Отелло достанет платок из рукава платья. Как в таком случае

Будет развиваться действие дальше?

Еще пример, сцена из пьесы Д.Клдиашвили «Невзгоды Дариспана».

Сцена Пелагеи и Марты. Марта торопит Пелагею готовиться к встрече

Жениха. Пелагея в панике убегает. Но предположим, что она

Возвращается и отказывается выдавать свою дочь замуж. Что случится в

Продолжении?

Еще вариант, та же пьеса. Дариспан просит у Марты право отдохнуть и

Уходит на кухню. Пелагея просит ей помочь. И вдруг (продолжение)

Вбегает с плачем Карожна: Дариспан скончался. Что будет дальше?

Еще вариант из той же пьесы, сцена с Осико. Что случится, если Осико

Согласится жениться на Наталии. Куда дальше будет развиваться

Действие?

* «Мученичество Шушаник» Я.Цуртавели — один из древнейших литературных

Памятников Грузии V века. Спектакль по мотивам Я.Цуртавели впоследствии шел в

Театре киноактера (пьеса М.Мрев-лишвили, режиссер Н.Багратиони).

202

Пример из пьесы Ш. Дадиани «Вчерашние»: ждут уездного

Начальника. А он не приехал. Может быть, умер по дороге с перепоя или

От инфаркта. Это же будет совсем другая пьеса. Как ее играть?

Импровизации «Найти продолжение» очень занимательны и могут

Вначале идти как действенный рассказ. Часто перечисление вариантов

Вызывает много споров и обмен мнениями, которые разрешаются

Практически, импровизацией. Обычно разыгранный вариант дает более

Точное понимание того, что в нем плохо, а что хорошо. Количество

Разыгранных продолжений обогащает актера: он проникает в новые

Плоскости предлагаемых обстоятельств пьесы, что делает многограннее

Его знакомство с героями.

Ведь очень интересно определить, насочинять, как поступил бы

Герой, «если бы» ситуация развилась совсем по-другому — не так, как

Сочинил ее автор. Это приучает студента к фантазированию

Действенных ходов роли, поэтому надо за ниматься этим

Систематически.

Импровизация с полумасками

Эти упражнения тренируют воображение студентов в области лепки

Характера действующих лиц.

Для этого весь курс заранее готовит большое количество

Разнообразных масок. Эта работа вначале отпугивает участников из-за

Кажущейся ее сложности, но постепенно, войдя во вкус, все очень

Увлекаются, и вскоре на курсе скапливается 25—30 полумасок, каждая с

Разным «характером», что само по себе воспитывает воображение.

Здесь должны быть лица смешные и злые, стариковские и молодые,

Красивые, в очках, с усами и без них, веселые и грустные. Можно

Использовать маски зверей — лисы, волка, зайца.

Маски можно делать по всей форме, самостоятельно, или

Переделывать уже имеющиеся в продаже, доклеивая к ним усы, брови,

Носы, перекрашивая их, добавляя к ним аппликации, рисуя по ним.

Хорошо накопить побольше разных шляп, папах, фуражек, цилиндров

И других головных уборов, как можно больше всевозможных очков,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: