Название: «Цветные коврики».
Автор: Р.С. Немов
Цель: определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.
Данные об исследуемом:
Код: МРБ
Пол: жен.
Возраст: 6
Учебное заведение: МДОУ «Ясли-сад №309 комбинированного типа» города Донецка.
Дата и время: 09:40
Данные о том, кто проводил исследование:
Код: БЕА
Пол: жен
Учебное заведение: ДонНУ.
Протокол:
Красный, синий, зеленый, желтый, голубой, оранжевый.
Обработка результатов:
6 цветов – высокое зрительное восприятие. Это свидетельствует о том, что ребенок знаком со всеми основными цветами.
Вывод
У ребенка достаточно знаний о цветах: она правильно воспринимает их.
Название методики: «Заучивание слов».
Автор: А.Р. Лурия
Цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Данные об исследуемом:
Код: МРБ
Пол: жен.
Возраст: 6
Учебное заведение: МДОУ «Ясли-сад №309 комбинированного типа» города Донецка.
Дата и время: 09:40
Данные о том, кто проводил исследование:
Код: БЕА
|
|
Пол: жен
Учебное заведение: ДонНУ.
Протокол:
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.
Обработка результатов:
9 слов – высокий результат.
Вывод:
У ребенка хорошая слуховая память, он способен воспроизводить достаточное количество слов для своего возраста.
Название: Методика «Исключение предмета» «Четвертый лишний»
Автор: Белопольская Н.Л.
Цель: Исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению и исключению.
Данные об исследуемом:
Код: МРБ
Пол: жен.
Возраст: 6
Учебное заведение: МДОУ «Ясли-сад №309 комбинированного типа» города Донецка.
Дата и время: 09:40
Данные о том, кто проводил исследование:
Код: БЕА
Пол: жен
Учебное заведение: ДонНУ.
Протокол:
Предлагаемый набор состоит из 28 карточек–заданий. На каждой карточке изображены 4 предмета, три из которых имеют общий признак и, следовательно, могут быть обобщены, ау одного предмета, подлежащего исключению, этот признак отсутствует. Задания имеют разную степень трудности.
Вывод:
Ребенок правильно выделил лишние предметы,что свидетельствует о ее хорошо развитом мышлении. У ребенка уже сложено образно −логическое мышление. Она правильно указала на все лишние предметы и объяснила почему они лишние.
Название методики: ««Нарисуй что-нибудь»».
Автор: Немов Р.С.
Цель: Цель: выявление творческого развития у детей.
Данные об исследуемом:
Код: МРБ
Пол: жен.
Возраст: 6
Учебное заведение: МДОУ «Ясли-сад №309 комбинированного типа» города Донецка.
Дата и время: 09:40
Данные о том, кто проводил исследование:
Код: БЕА
Пол: жен
Учебное заведение: ДонНУ.
|
|
Протокол:
Суть метода: ребенку дается лист бумаги, цветные карандаши и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное, интересное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Вывод
Ребёнок придумал и нарисовал оригинальный рисунок с фантазией, эмоционально и красочно, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо ребенок набрал 9 баллов.
Название: «Методика «Корректурные пробы» (буквенный вариант).
Автор: А.Ф. Ануфриев
Цель: определение объёма и концентрации внимания; динамики работоспособности (колебание внимания, наличие утомляемости и продуктивности деятельности).
Данные об исследуемом:
Код: МРБ
Пол: жен.
Возраст: 6
Учебное заведение: МДОУ «Ясли-сад №309 комбинированного типа» города Донецка.
Дата и время: 09:40
Данные о том, кто проводил исследование:
Код: БЕА
Пол: жен
Учебное заведение: ДонНУ.
Протокол:
Ребёнку предлагается специализированный бланк с заданиями (буквенный вариант). Бланк представляет собой лист бумаги, на котором по строчкам в произвольном порядке напечатаны буквы. Буквы расположены в 17 рядах по 30 букв в каждом ряду. Ребёнку предлагается вычеркивать букву О и К.
Вывод:
Норма объёма внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше,Ребенок зачеркнул 406 знаков – объем внимания в нормеКонцентрации внимания — 10 ошибок и менее.У ребенка концентрация внимания средняя она набрала 51 %Для своего возраста у ребенка хороший объем памяти и концентрация внимания.
Название: Методика «Назови слова»
Автор: Немов Р.С
Цель: методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.
Данные об исследуемом:
Код: МРБ
Пол: жен.
Возраст: 6
Учебное заведение: МДОУ «Ясли-сад №309 комбинированного типа» города Донецка.
Дата и время: 09:40
Данные о том, кто проводил исследование:
Код: БЕА
Пол: жен
Учебное заведение: ДонНУ.
Протокол:
Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.2. Растения.3. Цвета предметов.4. Формы предметов.5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.6. Действия человека. 7. Способы выполнения человеком действий.8. Качества выполняемых человеком действий.
Вывод
Девочка показала высокий уровень развития речи, ребенок назвал 38 разных слов, относящихся к различным группам. Уровень развития речи у ребенка – высокий. Она с легкостью подбирала слова ко всем группам вопросов.
Название: «Цветовой тест Макса Люшера»
Автор: Люшер М.
Цель: Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Данные об исследуемом:
Код: МРБ
Пол: жен.
Возраст: 6
Учебное заведение: МДОУ «Ясли-сад №309 комбинированного типа» города Донецка.
Дата и время: 10:45
Данные о том, кто проводил исследование:
Код: БЕА
Пол: жен
Учебное заведение: ДонНУ.
Протокол:
8 карточек (серый, темно−синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный). Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. После того, как будет выбрана нужная карточка, она убирается в сторону и кладется окрашенной стороной вниз. Далее вы просите испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи.
Вывод
У ребенка эмоциональное состояние в норме. Уровень тревожности не высокий, уравновешенное психическое состояние.
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра психологии
ПРОГРАММА
«Готовность ребенка к школе: диагностика и развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и социально психологической сфер»
Выполнила: студентка 3 курса
группы З-ППО 17/1
Балакай Екатерина
Донецк, 2020
Актуальность: Одним из важнейших аспектов общеобразовательного процесса является диагностика и развитие готовности детей к школьному обучению, которое помогает понять, насколько развита та или иная форма проявления психики ребенка. В данной программе описывается диагностика и развитие познавательной, эмоциональной, волевой, мотивационной сфер, а также сферы межличностного взаимодействия.
Объект: познавательная, эмоционально-волевая, мотивационная и социально-психологическая готовность дошкольника к школе.
Предмет: особенности познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной, а также социально-психологической сфер готовности дошкольника к школе.
Цель: выявление уровня сформированности познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и социально-психологической сфер готовности дошкольника к школе; подбор методик их развития.
Задачи:
· изучить теоретические основы;
· проанализировать особенности развития познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и социально-психологической сферы;
· подобрать методы диагностики познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной сферы;
· подобрать методы, упражнения развития познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
1.Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
|
|
2.Волевая готовность: способность управлять своим поведением и следующими психическими процессами – вниманием, памятью, мышлением.
3.Мотивационная готовность: интерес к школе, возникновение внутренней позиции школьника, как соотношение познавательной потребности и потребности в общении.
4.Социально-психологическая готовность: потребность в межличностном взаимодействии, умение подчиняться интересам группы,умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.
5.Речь – процесс использования человеком языка для общения (процесс словесного общения).
6.Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.