Теория Раскольникова («Тварь ли я дрожащая или право имею?)

На формирование теории Раскольникова большое влияние оказала личность великого французского императора и полководца Наполеона Бонапарта, которая в середине 60-х годов XIX века в России вызывала острый общественный интерес. Следует отметить, что после войны 1812 года пыл поклонения этому кумиру несколько охладел, однако в 60-е годы XIX века «идея сильной личности, способной подчинять себе людей», оказала большое влияние на развитие общественной мысли и имела большой успех у русской молодежи.

В романе «Преступление и наказание» Наполеон упоминается не раз. Умный и наблюдательный следователь Порфирий Петрович замечает: «Ну, полноте, кто же у нас на Руси себя Наполеоном не считает?»   

Ещё Пушкин подметил черты появившихся в России многочисленных «маленьких наполеонов», философия которых и породила теорию Раскольникова: 

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно…

Выражение «тварь дрожащая» также использует Пушкин в своем стихотворении «Подражание Корану».

     Герой романа – сын своего трудного времени. Начальная мысль его теории принадлежит к числу тех, которые «витают в воздухе». В услышанном случайно разговоре студента и молодого офицера Раскольников улавливает идею, поразительно совпадающую с его собственной: убить «глупую, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять её деньги, «обреченные на монастырь», и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел». Но в разговоре остается спорным вопрос о том, справедливо ли это и можно ли, оставаясь человеком, решиться на убийство…

Под низким потолком каморки, напоминающей гроб, рождается чудовищная по своей сути теория Раскольникова. Он приходит к убеждению, что человечество испокон веков делится на два разряда: на людей «обыкновенных, составляющих большинство, и на людей «необыкновенных», таких, например, как Наполеон, которым подчиняются «твари дрожащие» и разрешается «кровь по совести».. И это, по мнению Раскольникова, является вечным и непреложным законом: «…Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель… Так доселе велось и так всегда будет!»

Герой, естественно, спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он мучительно размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не «дрожащая тварь, а прирожденный властелин судьбы».

Так созревает индивидуалистический [3] бунт Родиона Раскольникова.

 

4. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Различают социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова.

Социальные истоки: Раскольников остро воспринимает чужие страдания, протестует против несправедливо устроенного общества и мстит за униженное человеческое достоинство. Встреча с Мармеладовым и знакомство с его семьей производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Но подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу. Вот он получает письмо из дому, и становится очевидным, что судьба его матери и сестры не более светла, чем судьба Мармеладовых. И, подобно Мармеладову, Раскольников сознает, что виноват неискупимо. Ведь это ему, любимому сыну, мать шлёт последние копейки, ведь это ради него - любимого брата – Дуня идет на жертву не лучше «Сонечкиного жребия»: решается стать женой омерзительного Лужина…

Перед Раскольниковым встают вопросы, которые давно уже «начали его терзать и истерзали ему сердце». «А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать?.. Ведь тут надо теперь что-нибудь сделать, понимаешь ли ты это?» И ему припоминается вопрос Мармеладова: «Понимаете ли, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» Именно ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, почти до бешенства, до безумия.

Весь ход повествования убеждает нас, что Раскольников – человек, воспринимающий чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, помогает семье Мармеладова. Вместе с тем он горд, необщителен, одинок, быть может, более потому, что убежден в своей исключительности. А гордость его уязвляется на каждом шагу: он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, объясняться по этому поводу в полиции…

Философские истоки бунта: Раскольникова увлекает антихристианская идея «сверхчеловека», которому все позволено.

Убийство Раскольникова – это самопроверка героя: является ли он избранным, исключительным человеком, как Наполеон?

«Не для того, чтобы матери помочь я убил, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получив деньги и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного… Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил!».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: