Первый этап: прием информации

Собирать информацию о жестоком обращении с ребенком, которая может поступать из самых разных источников – соседи, друзья, прохожие, поликлиники, полиции, органов социальной защиты, граждан

и т.д. с целью организации раннего выявления случаев жестокого

обращения. Проведение информационной и образовательной работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков. В соответствии с пунктом 3 статьи 56 семейного кодекса РФ должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. 

Второй этап: расследование сигнала о случае жесткого обращения

на этом этапе необходимо проведение предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, социально-психологическая диагностика ситуации семьи, проведение первичного интервью с детьми и родителями.

После получения информации (сигнала) необходимо проведение

проверки, целью которой является определить: а) имел ли место случай

жестокого обращения, и б) безопасно ли ребенку оставаться в семье.

такую проверку могут проводить специалисты уполномоченных социальных учреждений, с представлением информации по результатам проверки

в орган опеки и попечительства (или в комиссию по делам несовершенно-

летних и защите их прав).

Третий этап: оценка безопасности ребенка. Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска приобретает особое значение в ситуациях, когда ребенок подвергаетсяфизическому (сексуальному) насилию или находится в условияхотсутствия заботы и пренебрежения нуждами, так как при этих

видах жестокого обращения ребенок может серьезно пострадать или погибнуть. Актуальное состояние ребенка оценивается по состоянию его физического здоровья, эмоциональному состоянию, опасности ближайшего

социального окружения и наличию высокого риска для его безопасности,

жизни и здоровья в случае оставления без помощи.

Четвертый этап: организация защиты ребенка, пострадавшего от

Жестокого обращения

Каждая информация о случае жестокого обращения оценивается на предмет риска и безопасности для ребенка, а факт жестокого обращения расследуется.

После оценки риска принимается решение, остается ли ребе-

нок дома; необходима ли выработка срочного плана безопасности для

снижения риска, если он оценивается как высокий, или ребенка необходимо изъять из семьи и поместить в соответствующее учреждение, во

временную семью или к родственникам, способным обеспечить безопасность и заботиться о ребенке.

Пятый этап: мониторинг динамики семейной ситуации

Необходимо отслеживать динамику работы с семьей, что позволяет не работать впустую, когда принятые меры не достигают намеченной цели, и вовремя корректировать план.

Шестой этап: завершение помощи

По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необходимо осуществление профессионального мониторинга состояния семьи и

ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжении и перспективах реабилитационной работы с семьей.

Третичная профилактика

Инфраструктура услуг по реабилитации пострадавших, а также

совершивших жестокое обращение, предполагает создание условий для

проведения социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, а также расширение сети служб по оказанию социальных услуг по предоставлению временного приюта женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения.

 

Коррекционная работа по защите детей от жестокого обращения

Работа по диагностике и профилактике поведения, ведущего к нарушению прав ребенка в семье, в школьном коллективе закономерно должна включать в себя и коррекционный блок.

В наиболее развернутой форме коррекционные задачи включают в себя:

коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации к школе;

коррекционные занятия с учителями с целью оптимизации стиля общения с детьми;

коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку.

Коррекционная работа с родителями в целом может вестись в следующих

формах:

1) в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных информационных бесед (в качестве ведущих подобного рода групповых обсуждений проблем семейного воспитания выступают учитель и психолог образовательного учреждения);

2) в форме анализа конкретной проблемной ситуации (ведущие — учитель и психолог);

3) в форме тренинговых занятий, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной компетентности, ролевой идентификации, личностного роста (ведущий — психолог).

    Для выявления этих особенностей используются методики определение типа темперамента, определение самоотношения (Столин В.В., Пантелеев С.Р.), диагностика коммуникативных способностей.



План мероприятий МАОУ СОШ №4 им. М.С.Сахненко на 2019-2020 учебный год

По противодействию жестокому обращению с детьми

СЕНТЯБРЬ

Направления Мероприятия Ответственные Отметка об исполнении

1. Диагностическая работа

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий, игр, на прогулке. Классные руководители  
Формирование электронного банка социально-незащищенных семей: · Список неполных семей l Список учащихся из неполных семей l  Список малоимущих семей l Список учащихся из малоимущих семей l  Список многодетных малоимущих семей · Список учащихся из многодетных малоимущих семей · Список семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории · Список семей, являющихся безработными · Список опекунских и приемных семей · Список семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП). Социальный педагог  
Выявление семей, в которых дети могут подвергаться жестокому обращению. Социальный педагог, педагог-психолог  
Составление социального паспорта школы. Классные руководители Социальный педагог  
Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик» Педагог - психолог  
Диагностическая методика «Дом в котором я живу» Педагог - психолог  

2. Профилактическая работа с учащимися

Ежедневный контроль за посещением учащимися школы и оперативное принятие мер по выяснению причины пропуска занятий. Классные руководители Социальный педагог  
Контроль за занятостью учащихся во внеурочное время. Зам. директора по ВР Социальный педагог  
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. Зам. директора по ВР Социальный педагог педагог-психолог  Классные руководители  
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска». Классные руководители Социальный педагог Педагог - психолог  

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Наблюдение за семьями и выявление неблагополучия в семье. Классные руководители Социальный педагог Педагог - психолог  
Выявление и учет семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.   Социальный педагог  
Контроль за своевременным оформлением справок родителями на предоставление бесплатного питания школьникам из многодетных, малоимущих семей. Классные руководители Социальный педагог  

4.Коррекционная работа

Создание системы сбора и анализа информации, учета и контроля за решением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Зам. директора по УВР Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители Педагог - психолог  
Отслеживание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и применение срочных мер для создания условий жизнеобеспечения детей и подростков. Зам. директора по ВР Классные руководители Социальный педагог  
Работа с опекунами и приемными родителями. Посещение на дому. Социальный педагог  

Октябрь

Направления Мероприятия Ответственные  

1.Диагностическая работа

Диагностика по оценке уровня дезадаптивности учеников «Межличностные отношения» Педагог - психолог  
Диагностика поведения учащихся – методика «Дерево» Педагог - психолог  
Диагностическая методика «Мультфильмы о моей семье» Педагог - психолог  

2.Профилактическая работа с учащимися

Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. Социальный педагог Классные руководители  
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска». Социальный педагог Классные руководители  
Беседы медицинской сестры с учащимися младшего школьного возраста. Медицинская сестра  

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Целенаправленная работа с семьями, имеющими детей-инвалидов. Классные руководители Социальный педагог  
Беседы с родителями «Верны ли мои методы воспитания», «Мудрость родительской любви» Социальный педагог  

4. Коррекционная работа

Коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в общении (тренинг «Я среди людей» Педагог - психолог  
Круглый стол для родителей «Что можно, что нельзя» Классные руководители Социальный педагог  
Тренинговое занятие детей и родителей «Отношение к жизни? Позитивное!» Педагог - психолог  

Ноябрь

Направления Мероприятия Ответственные  

1.Диагностическая работа

Проведение теста – опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) Педагог - психолог  
Анкета для родителей с помощью опросника Баса - Дарки Педагог - психолог  
Тест определения стрессоустойчивости «Стрессоустойчивый ли вы?» Педагог - психолог  

2.Профилактическая работа с учащимися

Проведение цикла профилактических бесед с учащимися: 1. «Я и моя семья» - для 1-4 кл. 2. «Я и мой мир» - для 6-8 кл. 3. «Я и мое окружение» - для 9-11 кл Социальный педагог Классные руководители  
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. Классные руководители Зам. директора по ВР Социальный педагог  

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: «Законодательство для родителей о воспитании детей». Зам. директора по ВР Социальный педагог  
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню матери Социальный педагог Классные руководители  
Посещение семей, стоящих на учете в органах ОПДН, КДН и зп, на внутришкольном контроле. Классные руководители Социальный педагог  

4. Коррекционная работа

Проведение тренингового занятия с учащимися 5-7 классов «Умеем ли мы общаться». Классные руководители  
Ролевая игра «Сглаживание конфликтов» для учеников 8-11 классов Педагог - психолог  
Тренинговое занятие для 1-4 классов «Дикое животное» Педагог - психолог  

Декабрь

Направления Мероприятия Ответственные  

1. Диагностическая работа

Проведение диагностики подростков по методике «Недописанный тезис». Педагог - психолог  
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха Педагог - психолог  
Методика измерения родительских установок и реакций Педагог - психолог  

2.Профилактическая работа с учащимися

Мероприятие с учащимися 1-4 классов «Это вся моя семья» (Презентация семьи) Социальный педагог  
Беседа с учащимися 5-7 классов «Человек – звучит гордо» Социальный педагог  
Конкурс фотографий «Лучший семейный снимок» Социальный педагог  
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. Социальный педагог Классные руководители  
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска»: из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Классные руководители  

3. Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Проведение практико-ориентированного семинара для родителей на тему: «Право ребенка на защиту от всех форм жесткого обращения». Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители Педагог - психолог  
Совместная подготовка родителей и детей к празднованию Нового года Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители Педагог - психолог  

4. Коррекционная работа

Индивидуальные беседы с родителями. Поиск выхода из сложных ситуаций. Социальный педагог Классные руководители Педагог - психолог  
Игровой тренинг «Планета толерантности» Педагог - психолог  

Январь

Направления Мероприятия Ответственные  

1.Диагностическая  работа

Анкетирование учащихся 7-11 классов «Борьба с домашним насилием, насилием среди сверстников, в образовательном учреждении». Анализ и подведение итогов по результатам анкетирования. Социальный педагог  
Методика исследования уровня эмпатийных тенденций Педагог - психолог  
Анкетирование родителей «Проблемы, с которыми сталкивается семья» Социальный педагог Классные руководители  

2.Профилактическая работа с учащимися

Конкурсно – развлекательная программа «Давайте будем добрыми» для учащихся 1-5 классов Социальный педагог Классные руководители 1-5 классов  
Проведение классных часов на тему «Безопасное поведение» 6-11 классы Социальный педагог Классные руководители 6-11 классов  
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. Классные руководители  
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска» - дети-инвалиды. классные руководители  

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Родительский лекторий «Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление» Зам. директора по ВР Классные руководители  
Посещение семей, стоящих на учете в органах ОПДН, КДН и зп, и на внутришкольном контроле. Социальный педагог Классные руководители  
4.Коррекционная работа. Тренинговое занятие для родителей и детей «Давайте говорить комплименты» Педагог - психолог  

Февраль

Направления Мероприятия Ответственные  

1. Диагностическая работа

Диагностика: Тест «Рисунок семьи» (1 – 6 кл.) Педагог - психолог  
Анкетирование уч-ся 7-11 классов на выявление агрессивного поведения Педагог - психолог  

2.Профилактическая

 работа с учащимися

Проведение бесед на тему «Что такое агрессия?  Классные руководители  
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. Классные руководители Социальный педагог  
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска»: собеседование с детьми из неполных семей. Социальный педагог  
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. Проведение цикла бесед с родителями на классных родительских собраниях: l «Наши дети нуждаются в защите»; l «Лишение родительских прав - тенденция роста»; l «Жестокое отношение к детям – примета времени». Классные руководители  

4.Коррекционная работа.

Проведение семинара с классными руководителями: «Как работать с неблагополучными семьями?» ЦДК  
Привлечение пап и их участие в празднике «А, ну-ка, парни» Зам. директора по ВР  
Тренинги на снятие агрессии «Пара ласковых», «Рисунок», Фигура» Педагог - психолог  

Март

Направления Мероприятия Ответственные  
1. Диагностическая работа Диагностическая методика «Самые памятные события, которые произошли в нашей семье» Педагог - психолог  

2.Профилактическая работа с учащимися

Проведение бесед с учащимися на темы: l Права и обязанности детей l «Если меня обижает папа» l «Если в семье конфликт». классные руководители  
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска»: беседы с детьми из семей, являющиеся безработными. классные руководители  
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. Работа комиссии по решению проблем уклонения родителей от воспитания своих детей.   Работа с семьями, имеющих детей-инвалидов по предоставлению необходимой помощи (сбору документов, консультации) Администрация школы Социальный педагог Педагог – психолог классные руководители  
4.Коррекционная работа Участие родителей в празднике, посвященном 8 марта Зам. директора по ВР Классные руководители  
  Тренинг по прогнозу ожидаемого поведения от родителей и от детей в различных ситуациях Педагог - психолог  

Апрель

Направления Мероприятия Ответственные  
1. Диагностическая работа Диагностика по определению профессиональных предпочтениё учащихся 9-11 классов Педагог – психолог Классные руководители  

2.Профилактическая работа с учащимися

Проведение классных часов по теме: «Определение индивидуальной профессиональной перспективы» - для выпускников 9 классов. Социальный педагог Классные руководители  
«Профилактический день» - встречи учащихся 5-8 классов с работниками КДН и ОМВД. Классные руководители  
Анкетирование учащихся на выявления употребления ПАВ Социальный педагог  

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Организация и проведение общешкольного родительского собрания «Жестокое отношение к детям – примета времени». Классные руководители Зам. директора по ВР Социальный педагог  
«День общения с родителями» - встречи, классные собрания, мероприятия совместно детей и родителей Классные руководители  
4.Коррекционная работа. Тренинг «Стиль моего поведения» Педагог - психолог  

Май

Направления Мероприятия Ответственные  
1. Диагностическая работа Анкета «Моя семья» Социальный педагог  

2.Профилактическая работа с учащимися

Проведение дня здоровья Учитель физкультуры Классные руководители  
Мероприятие, направленные на защиту от всех видов насилия «МЫ вместе…» Социальный педагог  

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню семьи. Зам. директора по ВР Классные руководители  
Проведение игры «Семейная творческая лаборатория» для совместного проведения с родителями и детьми 1-4 классов «Личная и общественная безопасность» для совместного проведения с родителями и детьми 5 - 11 классов. Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители  
4.Коррекционная работа Подведение итогов работы за год Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители Педагог - психолог  


Список литературы

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: «Питер», 2003.

2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб.: «Речь»,2008.

3. Малкина –Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.: «Эксмо», 2004.

4. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: «Новая школа», 1996.

 

Приложение

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: