Собирать информацию о жестоком обращении с ребенком, которая может поступать из самых разных источников – соседи, друзья, прохожие, поликлиники, полиции, органов социальной защиты, граждан
и т.д. с целью организации раннего выявления случаев жестокого
обращения. Проведение информационной и образовательной работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков. В соответствии с пунктом 3 статьи 56 семейного кодекса РФ должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Второй этап: расследование сигнала о случае жесткого обращения
|
|
на этом этапе необходимо проведение предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, социально-психологическая диагностика ситуации семьи, проведение первичного интервью с детьми и родителями.
После получения информации (сигнала) необходимо проведение
проверки, целью которой является определить: а) имел ли место случай
жестокого обращения, и б) безопасно ли ребенку оставаться в семье.
такую проверку могут проводить специалисты уполномоченных социальных учреждений, с представлением информации по результатам проверки
в орган опеки и попечительства (или в комиссию по делам несовершенно-
летних и защите их прав).
Третий этап: оценка безопасности ребенка. Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска приобретает особое значение в ситуациях, когда ребенок подвергаетсяфизическому (сексуальному) насилию или находится в условияхотсутствия заботы и пренебрежения нуждами, так как при этих
видах жестокого обращения ребенок может серьезно пострадать или погибнуть. Актуальное состояние ребенка оценивается по состоянию его физического здоровья, эмоциональному состоянию, опасности ближайшего
социального окружения и наличию высокого риска для его безопасности,
жизни и здоровья в случае оставления без помощи.
Четвертый этап: организация защиты ребенка, пострадавшего от
Жестокого обращения
Каждая информация о случае жестокого обращения оценивается на предмет риска и безопасности для ребенка, а факт жестокого обращения расследуется.
После оценки риска принимается решение, остается ли ребе-
нок дома; необходима ли выработка срочного плана безопасности для
|
|
снижения риска, если он оценивается как высокий, или ребенка необходимо изъять из семьи и поместить в соответствующее учреждение, во
временную семью или к родственникам, способным обеспечить безопасность и заботиться о ребенке.
Пятый этап: мониторинг динамики семейной ситуации
Необходимо отслеживать динамику работы с семьей, что позволяет не работать впустую, когда принятые меры не достигают намеченной цели, и вовремя корректировать план.
Шестой этап: завершение помощи
По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необходимо осуществление профессионального мониторинга состояния семьи и
ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжении и перспективах реабилитационной работы с семьей.
Третичная профилактика
Инфраструктура услуг по реабилитации пострадавших, а также
совершивших жестокое обращение, предполагает создание условий для
проведения социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, а также расширение сети служб по оказанию социальных услуг по предоставлению временного приюта женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения.
Коррекционная работа по защите детей от жестокого обращения
Работа по диагностике и профилактике поведения, ведущего к нарушению прав ребенка в семье, в школьном коллективе закономерно должна включать в себя и коррекционный блок.
В наиболее развернутой форме коррекционные задачи включают в себя:
• коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации к школе;
• коррекционные занятия с учителями с целью оптимизации стиля общения с детьми;
• коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку.
Коррекционная работа с родителями в целом может вестись в следующих
формах:
1) в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных информационных бесед (в качестве ведущих подобного рода групповых обсуждений проблем семейного воспитания выступают учитель и психолог образовательного учреждения);
2) в форме анализа конкретной проблемной ситуации (ведущие — учитель и психолог);
3) в форме тренинговых занятий, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной компетентности, ролевой идентификации, личностного роста (ведущий — психолог).
Для выявления этих особенностей используются методики определение типа темперамента, определение самоотношения (Столин В.В., Пантелеев С.Р.), диагностика коммуникативных способностей.
План мероприятий МАОУ СОШ №4 им. М.С.Сахненко на 2019-2020 учебный год
По противодействию жестокому обращению с детьми
СЕНТЯБРЬ
Направления | Мероприятия | Ответственные | Отметка об исполнении | ||
1. Диагностическая работа | Наблюдение за поведением ребенка во время занятий, игр, на прогулке. | Классные руководители | |||
Формирование электронного банка социально-незащищенных семей: · Список неполных семей l Список учащихся из неполных семей l Список малоимущих семей l Список учащихся из малоимущих семей l Список многодетных малоимущих семей · Список учащихся из многодетных малоимущих семей · Список семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории · Список семей, являющихся безработными · Список опекунских и приемных семей · Список семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП). | Социальный педагог | ||||
Выявление семей, в которых дети могут подвергаться жестокому обращению. | Социальный педагог, педагог-психолог | ||||
Составление социального паспорта школы. | Классные руководители Социальный педагог | ||||
Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик» | Педагог - психолог | ||||
Диагностическая методика «Дом в котором я живу» | Педагог - психолог | ||||
2. Профилактическая работа с учащимися
| Ежедневный контроль за посещением учащимися школы и оперативное принятие мер по выяснению причины пропуска занятий. | Классные руководители Социальный педагог | |||
Контроль за занятостью учащихся во внеурочное время. | Зам. директора по ВР Социальный педагог | ||||
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. | Зам. директора по ВР Социальный педагог педагог-психолог Классные руководители | ||||
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска». | Классные руководители Социальный педагог Педагог - психолог | ||||
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. | Наблюдение за семьями и выявление неблагополучия в семье. | Классные руководители Социальный педагог Педагог - психолог | |||
Выявление и учет семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. | Социальный педагог | ||||
Контроль за своевременным оформлением справок родителями на предоставление бесплатного питания школьникам из многодетных, малоимущих семей. | Классные руководители Социальный педагог | ||||
4.Коррекционная работа | Создание системы сбора и анализа информации, учета и контроля за решением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | Зам. директора по УВР Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители Педагог - психолог | |||
Отслеживание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и применение срочных мер для создания условий жизнеобеспечения детей и подростков. | Зам. директора по ВР Классные руководители Социальный педагог | ||||
Работа с опекунами и приемными родителями. Посещение на дому. | Социальный педагог |
Октябрь
|
|
Направления | Мероприятия | Ответственные | |
1.Диагностическая работа | Диагностика по оценке уровня дезадаптивности учеников «Межличностные отношения» | Педагог - психолог | |
Диагностика поведения учащихся – методика «Дерево» | Педагог - психолог | ||
Диагностическая методика «Мультфильмы о моей семье» | Педагог - психолог | ||
2.Профилактическая работа с учащимися | Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. | Социальный педагог Классные руководители | |
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска». | Социальный педагог Классные руководители | ||
Беседы медицинской сестры с учащимися младшего школьного возраста. | Медицинская сестра | ||
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. | Целенаправленная работа с семьями, имеющими детей-инвалидов. | Классные руководители Социальный педагог | |
Беседы с родителями «Верны ли мои методы воспитания», «Мудрость родительской любви» | Социальный педагог | ||
4. Коррекционная работа | Коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в общении (тренинг «Я среди людей» | Педагог - психолог | |
Круглый стол для родителей «Что можно, что нельзя» | Классные руководители Социальный педагог | ||
Тренинговое занятие детей и родителей «Отношение к жизни? Позитивное!» | Педагог - психолог |
Ноябрь
Направления | Мероприятия | Ответственные | |
1.Диагностическая работа | Проведение теста – опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) | Педагог - психолог | |
Анкета для родителей с помощью опросника Баса - Дарки | Педагог - психолог | ||
Тест определения стрессоустойчивости «Стрессоустойчивый ли вы?» | Педагог - психолог | ||
2.Профилактическая работа с учащимися | Проведение цикла профилактических бесед с учащимися: 1. «Я и моя семья» - для 1-4 кл. 2. «Я и мой мир» - для 6-8 кл. 3. «Я и мое окружение» - для 9-11 кл | Социальный педагог Классные руководители | |
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. | Классные руководители Зам. директора по ВР Социальный педагог | ||
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. | Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: «Законодательство для родителей о воспитании детей». | Зам. директора по ВР Социальный педагог | |
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню матери | Социальный педагог Классные руководители | ||
Посещение семей, стоящих на учете в органах ОПДН, КДН и зп, на внутришкольном контроле. | Классные руководители Социальный педагог | ||
4. Коррекционная работа | Проведение тренингового занятия с учащимися 5-7 классов «Умеем ли мы общаться». | Классные руководители | |
Ролевая игра «Сглаживание конфликтов» для учеников 8-11 классов | Педагог - психолог | ||
Тренинговое занятие для 1-4 классов «Дикое животное» | Педагог - психолог |
Декабрь
Направления | Мероприятия | Ответственные | |
1. Диагностическая работа | Проведение диагностики подростков по методике «Недописанный тезис». | Педагог - психолог | |
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха | Педагог - психолог | ||
Методика измерения родительских установок и реакций | Педагог - психолог | ||
2.Профилактическая работа с учащимися | Мероприятие с учащимися 1-4 классов «Это вся моя семья» (Презентация семьи) | Социальный педагог | |
Беседа с учащимися 5-7 классов «Человек – звучит гордо» | Социальный педагог | ||
Конкурс фотографий «Лучший семейный снимок» | Социальный педагог | ||
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. | Социальный педагог Классные руководители | ||
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска»: из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | Классные руководители | ||
3. Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. | Проведение практико-ориентированного семинара для родителей на тему: «Право ребенка на защиту от всех форм жесткого обращения». | Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители Педагог - психолог | |
Совместная подготовка родителей и детей к празднованию Нового года | Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители Педагог - психолог | ||
4. Коррекционная работа | Индивидуальные беседы с родителями. Поиск выхода из сложных ситуаций. | Социальный педагог Классные руководители Педагог - психолог | |
Игровой тренинг «Планета толерантности» | Педагог - психолог |
Январь
Направления | Мероприятия | Ответственные | |
1.Диагностическая работа | Анкетирование учащихся 7-11 классов «Борьба с домашним насилием, насилием среди сверстников, в образовательном учреждении». Анализ и подведение итогов по результатам анкетирования. | Социальный педагог | |
Методика исследования уровня эмпатийных тенденций | Педагог - психолог | ||
Анкетирование родителей «Проблемы, с которыми сталкивается семья» | Социальный педагог Классные руководители | ||
2.Профилактическая работа с учащимися | Конкурсно – развлекательная программа «Давайте будем добрыми» для учащихся 1-5 классов | Социальный педагог Классные руководители 1-5 классов | |
Проведение классных часов на тему «Безопасное поведение» 6-11 классы | Социальный педагог Классные руководители 6-11 классов | ||
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. | Классные руководители | ||
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска» - дети-инвалиды. | классные руководители | ||
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. | Родительский лекторий «Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление» | Зам. директора по ВР Классные руководители | |
Посещение семей, стоящих на учете в органах ОПДН, КДН и зп, и на внутришкольном контроле. | Социальный педагог Классные руководители | ||
4.Коррекционная работа. | Тренинговое занятие для родителей и детей «Давайте говорить комплименты» | Педагог - психолог |
Февраль
Направления | Мероприятия | Ответственные | |
1. Диагностическая работа | Диагностика: Тест «Рисунок семьи» (1 – 6 кл.) | Педагог - психолог | |
Анкетирование уч-ся 7-11 классов на выявление агрессивного поведения | Педагог - психолог | ||
2.Профилактическая работа с учащимися | Проведение бесед на тему «Что такое агрессия? | Классные руководители | |
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. | Классные руководители Социальный педагог | ||
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска»: собеседование с детьми из неполных семей. | Социальный педагог | ||
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. | Проведение цикла бесед с родителями на классных родительских собраниях: l «Наши дети нуждаются в защите»; l «Лишение родительских прав - тенденция роста»; l «Жестокое отношение к детям – примета времени». | Классные руководители | |
4.Коррекционная работа. | Проведение семинара с классными руководителями: «Как работать с неблагополучными семьями?» | ЦДК | |
Привлечение пап и их участие в празднике «А, ну-ка, парни» | Зам. директора по ВР | ||
Тренинги на снятие агрессии «Пара ласковых», «Рисунок», Фигура» | Педагог - психолог |
Март
Направления | Мероприятия | Ответственные | |
1. Диагностическая работа | Диагностическая методика «Самые памятные события, которые произошли в нашей семье» | Педагог - психолог | |
2.Профилактическая работа с учащимися | Проведение бесед с учащимися на темы: l Права и обязанности детей l «Если меня обижает папа» l «Если в семье конфликт». | классные руководители | |
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска»: беседы с детьми из семей, являющиеся безработными. | классные руководители | ||
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. | Работа комиссии по решению проблем уклонения родителей от воспитания своих детей. Работа с семьями, имеющих детей-инвалидов по предоставлению необходимой помощи (сбору документов, консультации) | Администрация школы Социальный педагог Педагог – психолог классные руководители | |
4.Коррекционная работа | Участие родителей в празднике, посвященном 8 марта | Зам. директора по ВР Классные руководители | |
Тренинг по прогнозу ожидаемого поведения от родителей и от детей в различных ситуациях | Педагог - психолог |
Апрель
Направления | Мероприятия | Ответственные | |
1. Диагностическая работа | Диагностика по определению профессиональных предпочтениё учащихся 9-11 классов | Педагог – психолог Классные руководители | |
2.Профилактическая работа с учащимися | Проведение классных часов по теме: «Определение индивидуальной профессиональной перспективы» - для выпускников 9 классов. | Социальный педагог Классные руководители | |
«Профилактический день» - встречи учащихся 5-8 классов с работниками КДН и ОМВД. | Классные руководители | ||
Анкетирование учащихся на выявления употребления ПАВ | Социальный педагог | ||
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. | Организация и проведение общешкольного родительского собрания «Жестокое отношение к детям – примета времени». | Классные руководители Зам. директора по ВР Социальный педагог | |
«День общения с родителями» - встречи, классные собрания, мероприятия совместно детей и родителей | Классные руководители | ||
4.Коррекционная работа. | Тренинг «Стиль моего поведения» | Педагог - психолог |
Май
Направления | Мероприятия | Ответственные | |
1. Диагностическая работа | Анкета «Моя семья» | Социальный педагог | |
2.Профилактическая работа с учащимися | Проведение дня здоровья | Учитель физкультуры Классные руководители | |
Мероприятие, направленные на защиту от всех видов насилия «МЫ вместе…» | Социальный педагог | ||
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. | Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню семьи. | Зам. директора по ВР Классные руководители | |
Проведение игры «Семейная творческая лаборатория» для совместного проведения с родителями и детьми 1-4 классов «Личная и общественная безопасность» для совместного проведения с родителями и детьми 5 - 11 классов. | Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители | ||
4.Коррекционная работа | Подведение итогов работы за год | Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители Педагог - психолог |
Список литературы
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: «Питер», 2003.
2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб.: «Речь»,2008.
3. Малкина –Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.: «Эксмо», 2004.
4. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: «Новая школа», 1996.
Приложение