Общие положения.
Тренинг рассчитан на родителей, имеющих трудности в воспитании ребенка и осознающих их.
Оптимально участие в нем обоих родителей. Он помогает освободиться от страхов в
воспитании малыша, глубже осмыслить взаимоотношения в паре, пережить состояние равной ответственности за психологическое здоровье ребенка, а также раскрыться отцовскому и материнскому чувству в совместном переживании.
Специалистами в области коррекции детско-родительских отношений отмечается, что
родительская компетентность и психологическая готовность родителей к свободному и
ответственному взаимодействию с ребенком имеет несколько составляющих:
• Адекватность родительской позиции — степень ориентировки в восприятии индивидуальных
особенностей ребенка, проявляющаяся в феноменах приписывания ему тех или иных качеств, в
степени и в знаке искажений образа ребенка (когнитивныйкомпонент);
• Динамичность родительской позиции — степень подвижности родительских установок,
|
|
способность к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми в зависимости от
возраста и конкретной ситуации (поведенческий компонент);
• Прогностичность родительской позиции — способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка, умение «просчитать» следствия своих воспитательных воздействий (когнитивный и поведенческий компоненты).
Эмоциональный компонент родительской позиции проявляется по всем трем параметрам и выражается в преобладании того или иного эмоционального фона детско - родительских
отношений.
В программе тренинга соединены элементы тренинга коммуникативной компетентности (Л.А. Петровская), систематического тренинга педагогической эффективности (Systematic Training for Effective Teaching — STET) Т. Гордона, психолого - акмеологического тренинга зрелого отцовства и материнства (Н.В. Боровикова), а также психологические паники, широко применяемые в самых разных тренинговых программах, направленные на осознание взаимовлияния Я-концепции и процесса формирования гармоничной диады «родитель-ребенок».
В результате прохождения данного вида тренинговых занятий у Участников формируются
следующие умения и навыки:
• умение чувствовать и понимать себя, навыки рефлексии своих эмоциональных состояний, вызванных взаимодействием с ребенком;
• внутренняя личностная свобода самих родителей и их собственная интернальная позиция по отношению к жизни;
• навыки эффективной обратной связи в общении с ребенком;
• расширение ролевого репертуара родительского поведения.