Цель методики: определение эффективности внимания.
Описание методики: ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.
Оборудование: односюжетные картинки, стол, часы с секундной стрелкой, протокол.
Инструкция: "Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого".
Фиксируемые параметры: время выполнения задания; количество названных отличий, повторы, неправильно названные отличия, пропущенные отличительные признаки.
Нормативы
Уровень развития | Время выполнения | Количество названных работ | Число ошибок |
Очень высокий 1 | 1,5 | 15 | |
Выше среднего 1,5 | 2 | 14-13 | 1-2 |
Средний 2 | 2,5 | 12-11 | 3 |
Ниже среднего 2,5 | 3 | 10-9 | 4 |
Низкий 3 | 3,5 | 8-6 | 7-5 |
Очень низкий 3,5 | 4 | Менее 6 | Более 7 |
Тест переплетенных линий
Цель: определение уровня развития устойчивости внимания.
Описание; ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и ее конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более четырех минут.
|
|
Оборудование: лист с переплетенными линиями, протокол для фиксации параметров, часы с секундной стрелкой.
Инструкция: "Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимателен. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо проследить только глазами от начала до конца каждую линию: найти ее начало и конец. Приступай к работе".
Фиксируемые параметры: время выполнения, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки.
Нормативы:
- высокая устойчивость внимания — равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее);
- средняя устойчивость — без ошибок, время в пределах 1,5—2 минут (или 1—2 ошибки, но быстрее темп);
- низкая устойчивость — три (и более) ошибки за то же время;
- очень низкая — большее число ошибок.
Мышление
Методика «Разрезные картинки».
Цель: Определение способности к аналитико-синтетической деятельности на предметном уровне, целостного восприятия, смыслового и пространственного соотнесения частей и целого.
Материал: Разрезные картинки из 2, 4, 6, 8 частей, разрезанные по фону.
Инструкция: «Сложи картинку из частей. Что у тебя получилось?».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагается для складывания части картинки (из 2, 4, 6, 8 частей последовательно) Во всех случаях картинки не называют.
|
|
Норма выполнения: Детям с 3-х лет. Детям 5 лет даются разрезные картинки из 2 частей, затем из 4, затем из 6 равных частей, из 4 частей, разрезанные по диагонали.
Детям 6-7 лет предлагаются картинки из 4, 6, а затем 8 равных частей, из 4 частей, разрезанные по диагонали, из 6 неравных частей.
Обработка результатов:
- самостоятельно складывает картинку по зрительному представлению – 3 балла;
- самостоятельно складывает картинку по образцу, без зрительного соотнесения – 2 балла;
- самостоятельно складывает картинку по образцу, со зрительным соотнесением, использует трафарет – 1 балл;
- складывает самостоятельно картинку по образцу, используя пробы, использует организующую помощь – 0.5 балла;
- задания не понял, хаотично манипулирует предметами – 0 баллов.
Методика «Классификация предметов»
Цель: Определение способности классифицировать предметы.
Материал: Набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию, - одежда, овощи, фрукты, животные, транспорт (игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, растения, посуда, мебель, транспорт.)
Инструкция: «Разложи картинки на столе – что к чему подходит. Назови каждую группу предметов. Как, одним словом можно назвать картинки?».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагаются разложить 20 (16, 12, 8) карточек на 5 групп предметов (4 группы, 3 группы, 2группы соответственно). Названия групп и их количество не называются. Затем предлагается назвать каждую группу предметов обобщающим словом.
Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с заданием в действенном плане, определяя на функциональном уровне. Начиная, с 6 лет нормой является использование отвлечённых категорий.
Обработка результатов:
- самостоятельно раскладывает группы предметов по отвлеченным категориям – 3 балла;
- называет обобщающее слово (за каждое обобщение) – 1 балл;
- раскладывает предметы по ситуативно-функциональному признаку – 0.5 балла;
- задания не понял, хаотично манипулирует картинками – 0 баллов.