Расположение информации на странице

Содержание занятия

1. Практические задания      

1. Запишите приёмы работы с текстом.

- нахождение границ предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавливание;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

2. (Для знакомства) В практике начального обучения приняты виды текстовых упражнений, которые группируются по тем же 3 направлениям, что и упражнения других уровней развития речи: по образцу, конструктивные, творческие. Типичные упражнения «по образцу» - это пересказы и изложения; конструктивные: перестройка или сжатие прочитанного текста, расширение или сужение собственного текста; совершенствование, редактирование написанного. Творческие работы предполагают высшую самостоятельность учащихся, внесение чего-то своего, нового, оригинального: устные рассказы и письменные сочинения, импровизацию, литературно-художественное творчество, драматизацию, творческие изложения, устное рисование, иллюстрирование прочитанного, отзывы о прочитанном, дружеские письма и тому подобные работы.

3. Прочитайте информацию о текстовых упражнениях в учебнике «Методика обучения преподавания русского языка в начальных классах» М.Р.Львова, В.Г.Горецкого, О.В.Сосновской (глава 6, «Виды школьных текстовых упражнений»). Распределите их на 2 группы: устные и письменные.

4. Познакомьтесь с примерами приёма восстановления деформированного текста.

А) Прочитайте. Докажите, что данные предложения не составляют текст.

В наших лесах живут лоси. Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж. У реки расцвели незабудки. Ласточка позвала других ласточек и выгнали стрижа.

Б) Спишите те предложения, которые могут составить текст. Определите тему текста и озаглавьте его. Восстановите предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте.

Это подснежники. По опушкам лесов, на лесных освещенных солнцем полянах расцветают первые лесные цветы. Лес наполнен весёлыми птичьими голосами. На радостную улыбку весны похожи они. Все рады солнцу, приходу весны.

В) С этим текстом случилась беда: его абзацы перепутали, а конец не дописали. Исправьте ситуацию и озаглавьте текст.

Сплюшка умудрялась спокойно сидеть на руле мотоцикла или велосипеда. Брали ее с собой и в лес, когда выезжали за город. Сажали на сучок, но она не оживлялась и на сучке. Сидела и дремала, полузакрыв влажные свои глаза.

А сколько раз ее где-нибудь забывали! Приедут домой, спохватятся, а сплюшки- то и нет! Вернутся в лес – сидит сплюшка там, где ее забыли!

У знакомого моего жила сова-сплюшка. Она так долго жила у него, что стала совсем ручной. Больше всего любила она сидеть неподвижно и дремать. Незнакомые люди часто принимали ее за чучело.

Г) Прочитайте текст. Какую основную мысль хотел выразить автор? Все ли предложения в тексте помогают раскрыть эту мысль? Запишите текст, опустив лишние предложения.

Многие считают жабу некрасивой, а мне она очень понравилась. Особенно её глаза – золотистые и все в пятнышках. Большой беззубый рот придает ей какое-то доброе выражение. Но как неприятна ей скользкая, холодная кожа.

Мне кажется, что жаба симпатичное животное.

Составьте два фрагмента урока с использованием приёма восстановления деформированного текста. Записать не только задание, но и сам текст. Старайтесь не повторять дословно приёмы, данные для примера.

5. Познакомьтесь с заданиями на соотношение.

1) Соотнесите текст с его типом.

- рассуждение;

- повествование;

- описание.

А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.

Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

В) Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщиков? Может, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

2) Прочитайте. Соотнесите пункт плана с частью текста.

1) Утка гуляет со своими утятами.

2) Наташа заметила жёлтый шарик.

3) Шарик побежал к своей семье.

А) Наташа подбежала к ямке и увидела в ней пушистый желтый шарик. Лежит на спинке, головкой вертит, ножками и крылышками трепыхает, а встать не может.

Б) Около ямки ходят утка с утятами. Утка крякает, а утята пищат.

В) Девочка достала из ямки утенка и пустила на землю. Утенок побежал к матери, братцам и сестрёнкам.

Составьте свои задания (2), используя данный приём.

6. Познакомьтесь с фрагментами урока: комплексный анализ текста.

А) 1) Определите тему и главную мысль текста.

2) Что отражает заголовок: тему или главную мысль текста?

3) Почему в тексте выделены три части? О чем говорится во вступительной, основной и заключительных частях текста?

     4) Составьте план текста. Для этого придумайте к каждой части текста заголовок. Запишите план.

 5) Устно передайте содержание каждой части.

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Сыновья не слушались.

Вот отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько сыновья не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец говорит: «Если в согласии жить будите, то никто вас не одолеет. Если будите ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит».

Б) 1) Докажите, что это текст.

2) Определите тему и главную мысль текста

3) Назовите ключевые слова, отражающие тему текста.

4) Определите стиль текста. Почему вы так решили?

5) Подберите синонимы к любым пяти словам.

На речке

  Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки.

Вот появились и первые утята. Рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Составьте фрагмент урока: комплексный анализ текста. Включите задания по развитию речи на произносительном, лексическом или грамматическом уровнях работы по развитию речи.

Однажды весной возле дороги вырос одуванчик. Один-единственный. Он был жёлтый и очень яркий. Алик, когда шёл в школу, всегда с ним здоровался. Потом одуванчик покрылся белым пухом. Алик подошёл, подул на него и сказал: «Лети скорей, пусть будущей весной здесь будет много одуванчиков!»

 

При пересылке работы пронумеруйте документы в том порядке, в котором следует проверять. Старайтесь, чтобы документов было меньше.

 

Домашнее задание (представить до 20 апреля):

Конкурс презентаций: создать презентацию по произведению о Великой Отечественной войне, изучаемом в начальной школе по программам «Школа России» или «Начальная школа 21 века».

1 слайд - титульный: указать программу, название и автора произведения, фамилия и имя автора презентации, группа.

Количество слайдов не ограничено.

Критерии оценки работ:

1) научность и методическая ценность, логика представления информации, грамотность (1 балл);

2) оригинальность, качество выполнения работы (3 балла);

3) качество и количество используемых возможностей программы Power Point (вставка текста, фото, звука, объектов WordArt, использование гиперссылок и управляющих кнопок и т.п.). (1 балл за каждую используемую возможность программы).

       За работу выставляется две оценки: за содержание материала (1 и 2 пункты) и за оформление (3 пункт).

       Студентам, занявшим 1, 2 и 3 место, выдаётся сертификат и выставляется дополнительная оценка «отлично».


Требования к оформлению презентаций


Оформление слайдов

         Соблюдайте единый стиль оформления. Структура и цветовая гамма слайда должны быть одинаковыми на всей презентации. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации. Заголовки должны быть краткими.

Использование цвета

    На одном слайде рекомендуется использовать не более 3 цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на тёмно-синем, лимонно-жёлтый на пурпурном, чёрный на белом, жёлтый на синем.

Анимационные эффекты

         Используйте возможности анимации, не стоит злоупотреблять анимационными эффектами. Нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. Они отвлекают внимание от содержания информации на слайде.

Расположение информации на странице

    Наиболее важная информация должна располагается в центре. Изображения лучше помещать левее текста. Надпись должна располагаться под картинкой. Избегайте сплошного текста. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.

Шрифты

    Для заголовков – не менее 24, для информации не менее 18. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения заголовков следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: