Основная структура содержания статьи

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

Научная публикация – основной результат деятельности исследователя. Главная цель научной публикации – сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований. Можно выделить несколько видов научных публикаций: монографии, статьи и тезисы докладов. Монография – это научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема, поэтому монографии пишутся редко. Тезисы докладов – это краткие публикации, как правило, содержащие 1-2 страницы, вследствие чего они не позволяют в должной мере ни отразить результаты, ни обсудить их и не представляют большого интереса для научного мира. Во многих случаях, например, при написании заявки на поддержку исследований тезисы докладов вообще не учитываются как публикации. Наибольший интерес представляют научные статьи, которые включают в себя как рецензируемые статьи (перед опубликованием статья проходит рецензирование) и нерецензирумые статьи, так и труды (или материалы) конференций.

Всякая научная статья должна содержать краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и объективное обсуждение его значения. Отчет должен содержать достаточное количество данных и ссылок на опубликованные источники информации, чтобы коллегам можно было оценить и самим проверить работу. Написать хорошую статью – значит достичь этих целей.

Чтобы написать хорошую статью необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля: логичность, однозначность, объективность.

Основная задача этих рекомендаций – практическая помощь в написании и оформлении Ваших научных трудов (статей, тезисов).

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СТАТЕЙ

Основные типы статей: эмпирическая статья, теоретическая статья, методологическая статья, литературный обзор, тематическое исследование, прочие материалы.

Эмпирическая статьяпредставление результатов оригинального исследования.

Структура текста статьи должна соответствовать стадиям проведенного исследования и содержать следующие разделы:

Введение

§ постановка проблемы;

§ история вопроса;

Программа исследования

§ этапы исследования;

§ описание выборки: число участников, пол, возраст и другие характеристики;

§ методы и методики с их описанием

§ цель и гипотеза исследования;

§ процедура проведения.

Результаты:

§ описание результатов (с таблицами и/или графиками);

§ анализ результатов.

Выводы

§ резюме;

§ значение для теории и практики.

Теоретическая статья – статья, в которой на основе существующей литературы разрабатываются имеющиеся / выдвигаются новые теоретические положения.

Теоретическая статья может быть посвящена:

§ анализу развития теории и уточнению теоретических конструктов;

§ представлению новой теории;

§ анализу уже существующей теории (например, рассмотрению ее недостатков);

§ сравнению нескольких теорий, демонстрации преимуществ одной теории в сравнении с другой.

Структура такой статьи зависит от ее содержания.

Эмпирические данные вводятся в случае, если они важны для решения теоретической проблемы, поставленной в статье.

Методологическая статья – статья, содержащая:

§ описание нового методологического подхода;

§ модификацию существующего метода;

§ обсуждение количественных и аналитических подходов в науке.

Эмпирические данные в такой статье могут вводиться в качестве иллюстрации положений.

Методологическая статья должна быть написана достаточно подробно, что позволит читателю оценить применимость описанной методологии в исследованиях, сравнить представленный метод с уже имеющимися.

ОСНОВНАЯ СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ СТАТЬИ

В статье следует сжато и четко изложить современное состояние вопроса, цель работы, методику исследования, результаты и обсуждение полученных данных. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.

Статья, как правило, включает в себя:

1) аннотацию;

2) введение;

3) методы исследований;

4) основные результаты и их обсуждение;

5) заключение (выводы);

6) список цитированных источников.

Обычно статья включает также «Реферат» и «Ключевые слова», а в конце статьи также могут приводиться слова благодарности.

Название (заглавие) – очень важный элемент статьи. По названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие статьи должно полностью отражать ее содержание. Правильнее будет, если Вы начнете работу над названием после написание статьи, когда поймали саму суть статьи, его основную идею. Некоторые авторы предпочитают поработать над названием статьи в начале своей работы, но такое подвластно только опытным исследователям. В любом случае помните, что удачное название работы – это уже полдела.

Аннотация. Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление от хорошей статьи. Аннотация представляет собой краткое описание излагаемого материала (обычно до 10 строк). В аннотации обязательно указывайте объект и предмет исследования, делайте акцент на научную ценность полученных результатов.

Ключевые слова к статье – это слова и словосочетания, отражающие основное содержание статьи. Это также слова-маркеры, по которым в поиске можно будет найти вашу работу.

Для оформления аннотации на английском языке можно воспользоваться следующими он-лайн переводчиками:

– https://translate.google.ru/

– https://www.translate.ru/

Во Введении должна быть обоснована актуальность рассматриваемого вопроса (что Вы рассматриваете и зачем?) и новизна работы, если позволяет объем статьи можно конкретизировать цель и задачи исследований, а также следует привести известные способы решения вопроса и их недостатки.

Введение составляет 10% от структуры научной статьи.

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Это способность ее результатов быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач. Дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта проблема, почему её надо исследовать именно сейчас? Выделяют актуальность:

Социальную. Обозначается социальный контекст: к каким проблемам общества, жизни человека обращена заявленная проблема исследования, какое значение она имеет с позиции рассмотрения проблем развития общества, социальных систем. Уточняются риски для общества, для человека, в случае отсутствия исследований по данной проблеме? Например:

«В условиях все большего разрыва в ценностных ориентациях разных поколений становится актуальной... такая-то проблема, раскрытие которой позволит...».

Научную. Рассматривается масштаб теории вопроса. Уточняется, каким образом решение заявленной проблемы, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи. Описание теоретической актуальности – это описание истории исследования заявленной проблемы, может быть представлено по схеме: «КТО (ФИО)? И ЧТО СДЕЛАЛ (УТОЧНИЛ, РАСКРЫЛ, РАССМОТРЕЛ, ВЫЯВИЛ И Т.Д., И Т.П.)?». Например:

• «Данная проблема рассматривалась в науках о человеке (или психолого-педагогических науках) в таком-то ракурсе (или аспекте). Однако основное внимание было уделено тому-то, а не вопросу…»;

• «Предлагаемое исследование позволит уточнить основные положения возрастного и социального развития в этот период формирования личности»;

• «….дополняет эмпирическими фактами основные теоретические положения по вопросу…»;

• «В исследовании представлены новые эмпирические факты, позволяющие уточнить выраженность структурных компонентов эмоционального интеллекта в юношеском возрасте».

• Практическую. Указывается, каким образом научное решение заявленной проблемы отвечает насущной потребности практики. Например:

• «Анализ практики показывает, что психологи (дети) не достаточно знакомы (не обладают достаточными умениями, не всегда уделяют профессиональное внимание), а все чаще сталкиваются с...»;

• «Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию … в практике…»;

• «Актуальным в настоящее время является также вопрос обновления форм работы с молодыми людьми в соответствии с изменяющейся социальной ситуацией…».

ПОЖАЛУЙСТА, УЧИТЫВАЙТЕ, ЧТО ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ПРИМЕРНЫ, И ИХ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ГИБКО ПО АНАЛОГИИ СФОРМУЛИРОВАВ ПОД СВОЁ ИССЛЕДОВАНИЕ!!

Новизна – это то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.

Цели и задачи исследований. Важно, чтобы при выборе темы четко осознавать те цели и задачи, которые автор ставит перед своей работой. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, которой, собственно говоря, и посвящается само исследование. Формулировка цели исследования – следующий элемент разработки программы. Дабы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить себе на вопрос – что ты хочешь создать в итоге организуемого исследования? Очевидно, что цель любой работы, как правило, начинается с глаголов:

· выявить...

· сформировать...

· обосновать...

· определить...

· ….

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач. Например, если цель исследования – выявить и описать особенности композиции копинг-стратегий спортсменов, занимающихся единоборствами, то эта цель может предполагать следующие задачи:

1) провести теоретический анализ, определить содержание понятия «композиции копинг-стратегий», уточнить понимание копинга;

2) обосновать содержание и особенности композиции копинг-стратегий, обусловленных спецификой спортивной деятельности спортсменов-единоборцев;

3) разработать диагностическую программу исследования особенностей композиции копинг-стратегий спортсменов, занимающихся единоборствами;

4) эмпирически выявить содержательные характеристики композиции копинг-стратегий спортсменов-единоборцев;

5) провести сравнительный анализ и выделить содержательные характеристики композиции копинг-стратегий у спортсменов, занимающихся разными видами единоборств;

6) на основе полученных в ходе эмпирического исследования данных разработать научно-практические рекомендации психологу по оптимизации копинг-стратегий спортсменов, занимающихся единоборствами.

Основная часть включает само исследование, его результаты, практические рекомендации. От самостоятельного исследователя требуется умение:

· пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства;

· разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование.

Основная часть составляет 80% от структуры научной статьи.

Основная часть должна в полной мере отражать суть проведенного исследования, значимость полученных результатов и их научную новизну. В основной части желательно выделить подразделы. Начинать основную часть следует с аналитического обзора литературных источников. Обзор предыдущих исследований – непременный этап любой научной работы. В выбранной вами области вы не первый, кто занимается данной проблемой, поэтому обязательно нужно отразить, какие исследования и кем были проведены ранее, какие получены результаты.

По результатам критического обзора работ вы делаете вывод о том, что рассматриваемая проблема решена не в полной мере, указываете на неизученный аспект и далее предлагаете свой вариант решения задачи. Таким образом, вы обосновываете актуальность ваших исследований и плавно переходите к изложению их результатов.

Основная ошибка студентов при поиске информации для аналитического обзора – увлечение интернет-источниками. Многие думают, что достаточно сделать качественную компиляцию нескольких статей из интернета, чтобы написать статью. Это распространенное и глубокое заблуждение. Так можно написать максимум реферат. Ни одно серьезное издание подобную работу не опубликует. Вы должны опираться в первую очередь на научные труды авторитетных ученых. В сети очень много недостоверной информации, а вам нужны конкретные данные с фамилиями, цифрами и датами. Поэтому, если используете интернет, ищите сборники научных трудов, журналы, материалы конференций. Почти все издания выкладывают в сети свои предыдущие выпуски, с которыми можно свободно ознакомиться. Ни в коем случае не используйте в статье картинки, взятые из интернета. Все рисунки и фотографии должны быть оригинальными.

Дальнее изложение основной части статьи специфицируется в зависимости от ее типа (см. выше ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СТАТЕЙ).

В работе, посвященной экспериментальным (практическим) исследованиям, автор обязан описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Если это не сделано, то достоверность представленных результатов сомнительна. Чтение такой статьи становится бессмысленной тратой времени.

Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов работы и их качественное объяснение. Необходимо представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Одна из трудностей при написании статьи заключается в определении, где заканчивается описание результатов и начинается их обсуждение. Это также самый трудный раздел для написания. Раздел «Результаты» имеет дело с фактами, а обсуждение с идеями (положениями). С одной стороны раздел Обсуждение должен быть более теоретическим, обобщающим, абстрактным, интегрированным с общей проблемой. С другой стороны, этот раздел более связан с реальным миром, поскольку в нем обсуждается значение полученных результатов их дальнейшее применение. Много статей отвергаются редакторами журналов из-за плохо написанного обсуждения результатов, несмотря на то, что сами по себе результаты были интересными и хорошо представлены. Более того, истинное значение результатов может быть совершенно скрыто неправильной интерпретаций, приводя снова к отказу в публикации. Чаще всего раздел Обсуждение слишком длинный и многословный, что указывает на сомнения автора в своих результатах и их интерпретации. В обсуждении можно:

• напомнить о цели и гипотезе исследования

• перечислить основные находки, в независимости от того, поддерживают или опровергают они проверяемую гипотезу и находятся в согласии или в противоречии с данными других исследователей

• обобщить результаты

• привести возможные объяснения

• указать на ограничения исследования и обобщения его результатов

• предложить практическое применение

• предложить направление для будущих исследований

Однако этот список не исчерпывает того, что можно написать в Обсуждении. Обсуждение самое подходящее место для Ваших мыслей и соображений. Здесь Вы можете поспорить с другими исследователями, предложить новые теории. Если во введении к статье формулировалась гипотеза, то в обсуждении надо написать, подтвердилась ли гипотеза. Обсудите, достигнуты ли цели и выполнены ли задачи, сформулированные во введении.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Заключение представляет собой «отзеркаленное» введение. Описание заключения начинается с общего напоминания проблемы исследования. Затем всё в соответствии с выделенными задачами. Акцент делается на полученных результатах исследования. Это основное «украшение» и ценность работы.

Выводы и заключение – 10% от структуры научной статьи.

Выводы (вместо заключения) обычно пишутся, если статья основа на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных для науки и производства выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов. Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация – что сделано.

Список литературы – это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).

Ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами: 1) выразить в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал); 2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным; 3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы. В целом, литературное оформление материалов исследования следует рассматривать весьма ответственным делом.

Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Важно помнить: при отправлении статьи на серьезный академический журнал необходимо соблюдать общую структуру составления статьи с подписыванием подзаголовок структуры статьи. Некоторые издатели, обычно это в сборниках материалов конференций, если не позволяет объем страниц статьи, не акцентируют на подписывание разделов, т.е. текст идет целиком отдельными абзацами.

Правила цитирования. Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичную литературу следует цитировать как можно экономнее, например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов.

Изложение материала статьи. Необходимо представлять своего читателя и заранее знать, кому адресована статья. Автор должен так написать о том, что неизвестно другим, чтобы это неизвестное стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Автору оригинальной работы следует разъяснить читателю ее наиболее трудные места. Если же она является развитием уже известных работ (и не только самого автора), то нет смысла затруднять         читателя их пересказом,                   а лучше адресовать его к первоисточникам. Важно показать авторское отношение к публикуемому материалу, особенно сейчас, в связи широким использованием Интернета. Необходимы анализ и обобщение, а также критическое отношение автора к имеющимся в его распоряжении материалам.

Важны стройность изложения и отсутствие логических разрывов. Красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора. Текст полезно разбить на отдельные рубрики. Это облегчит читателю нахождение требуемого материала. Однако рубрики не должны быть излишне мелкими.

Терминология Автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать определенным правилам:

·   употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;

·   не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено;

·   не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении.

Не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки.

Язык изложения. Научная статья должна быть написана живым, образным языком, что всегда отличает научные работы от не относящихся к таковым. Многие серьезные научные труды написаны так интересно, что читаются, как хороший детективный роман.

Необходимо безжалостно истреблять в тексте лишние слова: «в целях» вместо «для», «редакция просит читателей присылать свои замечания» (слово «свои» – лишнее), «весь технологический процесс в целом» и т. д. Следует также устранять всякие «загадочные» термины. Следует также избегать ненужной возвратной формы глаголов. Ее нужно применять, только когда речь идет о самопроизвольно протекающих процессах. Например, нужно сказать: «применяют метод вакуумного напыления», а не «применяется метод вакуумного напыления». Это позволяет различать «деталь нагревается» от «деталь нагревают», что устраняет неясности.

Как писать? Начинающему автору необходимо свыкнуться с мыслью, что подлинная работа над статьей начинается сразу после написания первого варианта. Надо безжалостно вычеркивать все лишнее, подбирать правильные выражения мыслей, убирать все непонятное и имеющее двойной смысл. Но и трех-четырех переделок текста может оказаться мало.

Многие авторы придерживаются следующего способа написания научной статьи. Сначала нужно записать все, что приходит в голову в данный момент. Пусть это будет написано плохо, здесь важнее свежесть впечатления. После этого черновик кладут в стол и на некоторое время забывают о нем. И только затем начинается авторское редактирование: переделывание, вычеркивание, вставление нового материала. И так несколько раз. Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни один серьезный исследователь. Все испытывают трудности при изложении.

Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании статьи и сделать более наглядной его логическую структуру, вы можете использовать различные вводные слова и фразы:

1) Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих...

2) Кроме того

3) Наконец

4) Затем

5) Вновь

6) Далее

7) Более того

8) Вместе с тем

9) В добавление к вышесказанному

10) В уточнение к вышесказанному

11) Также

12) В то же время

13) Вместе с тем

14) Соответственно

15) Подобным образом

16) Следовательно

17) В сходной манере

18) Отсюда следует

19) Таким образом

20) Между тем

21) Тем не менее

22) Однако

23) С другой стороны

24) В целом

25) Подводя итоги

26) В заключение

27) Итак

28) Поэтому

Однако не следует злоупотреблять вводными фразами начинать с них каждое предложение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: