Результаты освоения программы в 1 классе

Управление образования администрации города Белгорода

Муниципальное казённое учреждение

«Научно-методический информационный центр»

 

 

 

Психологический мониторинг

уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования

Методические рекомендации, материалы

из опыта работы педагогов-психологов общеобразовательных учреждений г. Белгорода

 

 

Белгород

2012

 

Ответственный за выпуск: А.А. Мухартов,

начальник управления образования администрации г. Белгорода

Составители

- Возняк И.В., начальник службы психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения МКУ НМИЦ

- Узянова И.М., старший методист МКУ НМИЦ, педагог-психолог МБОУ-лицей №10 г.Белгорода

- Родченко О.А., педагог-психолог МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода

- Богданова О.Н., педагог-психолог МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад №44» г. Белгорода

- Машнева И.А., педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Белгорода

- Кондрашова Ю.С., педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г. Белгорода

- Лобынцева К.Г., педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» г. Белгорода

- Минакова Л.А., педагог-психолог МБОУ «Прогимназия № 51» г. Белгорода

- Алейник Ю.В., педагог-психолог МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода

- Неверова Л.И., педагог-психолог МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода

Творческая группа выражает благодарность педагогам-психологам МБОУ «Гимназия № 5» Ереминой И.В, Чеботаревой Л.В. за предоставленные материалы.

Рецензент: Худаева М.Ю., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры возрастной и социальной психологии факультета психологии НИУ «БелГУ»;

Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам для организации психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Сборник составлен на основе материалов проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» Российской академии образования, Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию; нормативных документов, регламентирующих деятельность педагогов-психологов в системе образования. В сборнике представлены методические материалы из опыта работы педагогов-психологов общеобразовательных учреждений г. Белгорода и методические разработки участников творческой группы «Разработка модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса при введении Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».

Материалы сборника будут интересны педагогам-психологам общеобразовательных учреждений, представителям администрации школ, студентам психолого-педагогических специальностей.

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета МКУ «Научно-методический информационный центр» 12.04.2012 г. (протокол №1) и рекомендованы для использования в общеобразовательных учреждениях города Белгорода.

 

 



Содержание

Пояснительная записка 5
Организация психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования 12
Сводная ведомость психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших ООП начального общего образования Вариант 1. Скрининговая диагностика. Экспресс уровень. 15
Сводная ведомость психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Вариант 2. Индивидуальная диагностика. Углубленный уровень. 17
Сводная ведомость психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Вариант 3. Экспертная оценка учителя. Экспресс уровень. 20
Карта индивидуального развития обучающегося на начальной ступени образования. Форма 1 (сокращенная) 22
Карта индивидуального развития обучающегося на начальной ступени образования. Форма 2 (расширенная) 25
Карта психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования 29
Банк психодиагностических методик, рекомендованных для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов 32
ПРИЛОЖЕНИЯ  
Приложение №1. Схемы для методики №9 «Выкладывание узора из кубиков» 55
Приложение № 2. Стимульный материал к методике № 10 «Оценка уровня сформированности логической операции сравнение» 56
Приложение № 3. Стимульный материал к методике № 10 «Оценка уровня сформированности логических операцийклассификации и обобщения». 57
Приложение № 4. Стимульный материал к методике № 10 «Оценка уровня сформированности логической операции установление аналогий» 58
Приложение № 5. Технологические карты формирования универсальных учебных действий в начальной школе 59
Приложение № 6. Возрастные особенности развития универсальных учебных действий у младших школьников 75
Приложение № 7. Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию 88
Приложение № 8. Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами 89
Приложение №9. Рекомендации по формированию универсальных учебных действий 94
Приложение № 10. Пример оформления результатов стартовой диагностики сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1 класса. Пример обработки результатов психологического мониторинга УУД обучающихся 1 класса 96
Библиографический список   103

Пояснительная записка

 

    Участниками творческой группой педагогов-психологов города Белгорода «Разработка модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса при введении Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» разработан мониторингуровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Данные мониторинга вносятся в сводную таблицу по классу и в электронную базу мониторинговых исследований школы на индивидуальную страницу (индивидуальную карту). Мониторинг УУД и учет его результатов при организации учебно-воспитательного процесса будут способствовать формированию способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия и позволит повысить эффективность образовательного воспитательного процесса в начальной школе.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе.

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Универсальное учебное действие имеет следующие особенности:

- является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;

- не зависит от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;

- отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)

- возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;

- «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:

- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.


Результаты освоения программы в 1 классе

По окончанию 1 класса у учащихся должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия:

- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению (по длине, ширине и т.д.)

- операция установления взаимно-однозначного соответствия (сличение результата с образцом)

- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов (цвет, форма, температура)

- умение устанавливать аналогии на предметном материале (найти общее и отличное)

- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале (почему предметы в одной группе? Раздели на группы)

 - переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (давать возможность высказываться другим, не перебивая ответы одноклассников)

 - развитие познавательной инициативы (воспроизводить вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

- умение адекватно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка.

Моделирование как универсальное учебное действие

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

- декодирование/ считывание информации;

- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: