Актуальность вопроса формирования умственной работоспособности детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр

Аннотация: Рассмотренна актуальность вопроса формирования умственной работоспособности детей дошкольного возраста,изучены теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, выявлены противоречия и предложены психолого-педагогические условия по решению проблемы формирования умственной работоспособности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: работоспособность, умственная работоспособность, индивидуализация, здоровьесберегающие технологии, двигательная активность.

 

Здоровье – одна из приоритетных проблем нашей страны. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что ключевой позицией развития общества является охрана и укрепление здоровья детей. Также одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами – необходимостью создания в стране единого образовательного пространства и задачей вхождения России в систему мировой культуры. Стандартизация, как разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы.

Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций, которые становятся фундаментом всей последующей жизни. Успех в освоении учебных материалов, темпы овладения требуемыми умениями, прочность и осмысленность знаний, уровень детского развития, находятся в зависимости не только от деятельности педагога, но и от познавательных и физических возможностей обучающихся. Учебные занятия должны быть организованы в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка. В случае некорректного соблюдения индивидуализации обучения возможность появления психологического неблагополучия и даже соматических заболеваний очень велика. Современные медицинские исследования указывают, что 75% заболеваний взрослых людей были заложены в детстве. Данные о состоянии дошкольников вызывают тревогу: 50% детей нуждаются в психокоррекции. Известно, что одним из ведущих негативных состояний обучающихся является синдром хронической усталости, который проявляется чрезмерной раздражительностью, нарушением аппетита и сна, повышенной заболеваемостью, низкой работоспособностью и постоянным ощущением недомогания. Решающим фактором возникновения переутомления, прежде всего, считается неправильно организованное образование. По мнению ученых, «обучение неинтересное и малополезное может оказать разрушительное действие на умственные способности детей».

Работоспособность (умственная) определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности, в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических качеств (память, внимание, восприятие и др.), физиологические функции (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной систем), психологические особенности (сообразительность, добросовестность и т.д.). Кроме того, работоспособность определяется тремя группами факторов: физиологического характера (состояние здоровья, половая принадлежность, общая нагрузка, питание, сон, организация отдыха и др.); физического характера (воздействующие на организм через органы чувств, т.е. степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум, вибрация и др.); психического характера (самочувствие, настроение, мотивация и т.д.). На работоспособность в любой момент трудового процесса влияет не только каждый из них, но и различные их сочетания.

Умственная работоспособность объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма. Основными показателями умственной работоспособности являются: скорость выполнения задания; концентрация, переключаемость; продуктивность и устойчивость внимания. Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Показатели умственной работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.

В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности. А знание динамики работоспособности организма детей даёт возможность правильно организовать их деятельность. Исследованиями установлено, что умственная работоспособность на протяжении трудового дня отличается колебаниями продуктивности работы. На основе выявленных колебаний были выделены периоды работоспособности, которые последовательно сменяют один другого.

Период врабатываемости продолжительностью от нескольких минут до часа. Выражается он в постепенном повышении работоспособности с определенными колебаниями продуктивности работы.

Период оптимальной работоспособности отличается стабильными показателями качества работы. Все изменения показателей функций организма адекватны той нагрузке, которую испытывает человек, и находятся в пределах физиологической нормы.

Период полной компенсации отличатся оптимальной работоспособностью. Особенность этого периода в том, что в нем начинают появляться первые признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием человека и положительной мотивацией его к выполняемой работе. Второй и третий периоды отличаются по наибольшей продолжительности во времени по сравнению с другими периодами.

Период неустойчивой компенсации характеризуется нарастанием утомления, когда человек волевым усилием какое-то время еще может поддерживать умственную работоспособность на необходимом уровне. Степень снижения работоспособности и ее компенсации во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. В этот период отмечается выраженное чувство усталости.

Период прогрессивного снижения работоспособности характеризуется быстрым нарастанием утомления, а человек не в состоянии волевым усилием компенсировать утрачиваемую продуктивность умственной деятельности. Развивающееся утомление – естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей детей.

Важным условием оптимальной работоспособности является то, насколько жизненный ритм человека согласуется с его биологическим ритмом. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, под влиянием которых изменяется более 50 функций организма. Одним из самых важных датчиков времени и синхронизатором суточных ритмов является чередование дня и ночи. Чем точнее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он осуществляется. Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма это наибольшая активность утром (8-12 часов), затем некоторый спад в середине дня (12-16 часов), снова некоторый подъем вечером (16-22 часа) и резкое снижение ночью (22-8 часов).  При обычном ежедневном цикле работы наблюдается и недельная периодичность работоспособности, относительный максимум которой имеет место во вторник – среду – четверг. Однако типичная кривая работоспособности может изменяться под воздействием эмоционального подъема, мотивации и др. Продолжительность продуктивной умственной работы у разных людей неодинакова и зависит от возраста, здоровья, профессиональной подготовленности, индивидуального режима, отношения к выделяемой деятельности. И.П. Павлов работал по 10-11 часов, Бальзак говорил: - «Двадцать четыре часа, из которых семь принадлежат сну, всегда очень коротки».

Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Но современное дошкольное образование (согласно анализу основных комплексных образовательных программ) имеет неоднородность в количественном и качественном отношении основных направлений развития ребенка, а также неравномерность объема образовательной нагрузки по основным направлениям. Как отмечает Б. Б. Егоров, содержание образования дошкольников построенно по лоскутному принципу. По мнению С. О. Филипповой, с частичным осознанием данной проблемы, физическая и оздоровительная деятельность становится более интенсивной. Что, по ее мнению, несет не всегда положительный эффект. [8,11]

Для решения данной проблемы в исследованиях Т.И. Бабаевой, Л.А. Венгера, Н.Ф. Виноградовой, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Н.Н. Поддьякова, А.И. Сорокиной и др. подчеркивается мысль о том, что деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения новой задачи. Установлено, что чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает, тем выше мотивы действий и соответственно умственная и физическая работоспособность в целом лучше. Причём подчёркивается, что умственные свойства ребёнка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получает должное развитие. Условия воспитания, отношения родителей, педагогов к самому ребёнку и к его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа. Л.Б. Соколовская в своем исследовании доказала взаимосвязь духовно-творческого потенциала личности с критериальными характеристиками психологического здоровья и выделила интегративную модель психологического здоровья, состоящую из трех компонентов: актуализированного духовно-творческого потенциала личности, личностной открытости миру и управления собой и своей жизнью. М. Лазарев ставит знак равенства между творчеством и здоровьем и считает, что человек в состоянии творческого подъёма чувствует себя совершенно здоровым. А.И. Субетто указывает, что творческая деятельность повышает биологическую сопротивляемость организма воздействиям внешней среды и улучшает работоспособность, а отказ от неё – наоборот, понижает.

Кроме вышеизложенных вариантов решения вопроса формирования и развития умственной работоспособности дошкольников, в нашей стране активно используют здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребёнку, является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику ДОУ и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать его, и как следствие повышение физической и умственной работоспособности детей. Для реализации важнейших положений концепции здоровья детей, ведется активный поиск здоровьесберегающих технологий. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые как, Л. Н. Волошина, Т. И. Алиева, В. Г. Алямовская, Л. А. Парамонова и многие другие.

Л. Н. Волошина считает, что движения в повседневной жизни ребенка играют значительную роль и способствуют гармоничному развитию детей 6-11 лет. Двигательная активность – это биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Современные условия обучения не восполняют ту потребность, в которой нуждается детский организм на сегодняшний день. Причиной этого является специфический характер учебной деятельности. Значительные умственные нагрузки, снижение двигательной активности, нерациональное питание, стресс и посредственная организация процесса физического воспитания негативно отражаются, в том числе и на состоянии здоровья детей и как следствие, снижение формирования их умственной работоспособности. [7]

Биологическая потребность в движении детей в современном образовательном пространстве России удовлетворена лишь на 60%. Аналогичные тенденции наблюдаются и в других странах. По мнению Силаевой Л.А. (2009), удовлетворение ежечасной потребности в движении, следует осуществлять за счет малых форм физического воспитания: утренней гимнастики, гимнастики до уроков, физкультминуток на уроках и гимнастики для глаз, динамических перемен. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у них в работе всех органов и физиологических систем (С.Б. Тихвинский, И.М. Воронцов, 1991; В.П. Соломин, Т.С. Грядкина, А.А. Семенов, 1995). Так, М.А. Рунова, отмечает, что двигательная активность детей старшего дошкольного возраста составляет менее 40-50% за время пребывания в детском саду, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. При этом не учитывается, что их самостоятельная двигательная деятельность все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье, так как увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами: компьютерные игры, просмотр телепередач.

Таким образом, на мой взгляд, наилучший способ формирования умственной работоспособности – это интеграция различных образовательных областей, в частности совмещение познавательных и физических потребностей ребенка. Подвижные игры – отличный вариант такой интеграции. В процессе обучения дети могут восполнять свои двигательные потребности одновременно с развитием познавательных способностей во время занятий. Все это будет способствовать восполнению недостатка двигательной активности, гармоничному развити обучающихся, улучшению и формированию умственной работоспособности детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема формирования умственной работоспособности может быть решена совместно с педагогами дошкольной образовательной организации. 

 

Литература

1. Агаджанян Н. А. Ваша работоспособность сегодня. [Текст] – М.: Советская Россия, 1978. – 88 с.

2. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И.В. Аулик. – 2-изд., перераб, и доп. [Текст]  – Москва: Медицина, 1990. – 192 с.

3. Безруких М. М. Кто живет по режиму – в школе не устает / М. М. Безруких, С. П. Ефимова // Здоровье детей: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября", 2000,N N43/44 (00.11). [Текст] –16-17 с.

4. Барская О. Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования: автореф. дисс. / О. Л. Барская 20-21 с.

5. Макеева В. С. Управление работоспособностью человека в различных условиях внешней среды. [Текст] – Орел: Академия безопасности и выживания, 2013.

6. Галеев И. Ш., Святова Н. В., Ситдикова А. А., Миннахметова Л. Т., Мисбахов А. А., Садыкова А. И. Анализ умственной работоспособности студентов на фоне занятий физической культурой и спортом // Современные проблемы науки и образования. [Текст]  – 2013. – № 2.

7. Двигательная активность растущего человека: от теории к практике:

монография / под ред. Л. Н. Волошиной, В. Л. Кондакова, Е. Н. Копейкиной. [Текст]  – Белгород: Литературный караван, 2019. – 176 с.

8. Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста // дети России образованы и здоровы: материалы 7 всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16-17 апреля 2009г. – М.: 2009. 233-235 с.

9. Коменская В. Г., Котова С. А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие/ под ред. Н. А Ноткиной. [Текст]  – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 224с.

10. Секреты бодрости: Как восстановить работоспособность. [Текст] / А. Ф. Синяков. – М.: ТОО “КСП”, 1995. – 208с.

11. Филиппова С.О.Некоторые проблемы организации оздоровления детей в дошкольном учреждении// Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научно-методических трудов. [Текст]  – СПб.: Белл, 2009. 86-90 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: