Ну, а я — крестьянский сын

Александр Александрович Блок (стр 159)

1880 – 1921

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

«Летний вечер» напоминает простую пейзажную зарисовку, в которой лирически передается смена дня вечером и приближение ночи. Но в стихотворении встречаются необычные эпитеты — «дремотой розовой», «красный диск луны». Они в большей степени касаются не зрительного восприятия поэта, а его душевных переживаний. Ведь «дремота» не имеет цвета. Эпитет «розовый» означает умиротворенность, спокойствие, мечтательность, возвышенный строй чувств. Сочетание «красный диск луны» — не столько обозначение цвета луны, сколько ощущение тревоги дня, отраженной в этом цвете. Значит, Блок пишет стихотворение о том, что день с его тревогой, беспокойством, суетой отошел и уступил место высоким чувствам и мыслям, высокому спокойствию души, когда она может думать о вечном, нетленном. Здесь не остается места заботам, печалям, повседневной, обыденной жизни. Все это ушло, как исчезли все практические цели и интересы, которые одолевали человека днем. Вечером и особенно ночью он вольно отдается размышлениям и чувствам, высоким настроениям и переживаниям о великом и бесценном.

Впрочем, Блок знает и другую ночь («О, как безумно за окном...»), (стр.160) не щадящую бездомных, лишенных крова страдальцев, которых треплет бушующий ветер. Это не столько обычный, всем знакомый ветер, сколько ветер метафорический. Он заставляет страдать несчастных и сам же со чувствует им, изнывая в своих нескончаемых стонах.
О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя...

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

- В чем смысл стихотворения? Какое настроение передает нам автор?

В стихотворении Блок — «О, как безумно за окном...» — описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.


Сергей Александрович Есенин

1896 - 1925

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет,
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт

С. Есенин

- Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Без умения видеть мир по-своему, без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина,  она душа есенинских стихов. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы.

В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. «Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни.

Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным.

- Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам.

Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой.

В пять лет Сергей научился читать. Первые стихи начал писать с 8-9 лет. Получив образование, уезжает в Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Бывший деревенский мальчик добился своей цели - «стал знаменитым русским поэтом» благодаря своей пытливости, памяти, таланту.

К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало Стихи Есенина зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.

Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души. Перед лицом природы пропадает все нечистое, все скверное, все мелкое. Эту вра- чующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша».

                    Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!





Звоны мерзлые осин.

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень...

Сл. работа: с венкой - с двухрядной гармонью

- Какой видит Есенин окружающую природу в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали…

В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски:

В стихотворении «Мелколесье. Степь и да ли...» Есенин пишет о простом и даже «неприглядном» пейзаже, чуждом ярких красок, но вечно родном и любимом. С русской природой его роднит крестьянское происхождение — как всякий русский человек, он любит быструю езду зимой на санях, сделанных из осины, не стесняется признаться в любви каждой березке и всей «чахленькой местности». Его до слез трогает веселье деревенской молодежи. Во всем этом проявляется сила духа и нравственное здоровье народа. И сам поэт становится лучше и чище, забывая обо всем суетном и по стороннем ему как человеку.

- Какие изобразительные средства использует поэт?

Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцы зарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»).

Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.

В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...».

Переходим к следующему стихотворению С.Есенина.

Чтение стихотворения «ПОРОША»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

— Какие общие черты имеет это стихотворение с предыдущим? (монотонная, бесконечная зимняя дорога, простор, даль

- Какое настроение передается поэтом в стихотворении «Пороша»?

- Какие картины помогают нарисовать русский пейзаж, неприхотливый, нероскошный и в то же время близкий и родной?

В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое.

В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны. (выпишите метафоры, эпитеты)

Во втором четверостишии начинается сказка: (выпишите метафоры, эпитеты)

В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение: (найдите. Выпишите)

В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).
Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: