А/ Современные методы оценки пожароопасности зданий

Лекция № 2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

К методологическим характеристикам относятся: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для науки, значение для практики.

Актуальность

Актуальность - важность, современность, злободневность; значительность чего-либо для настоящего момента, требующее своего разрешения.

Любая научная работа начинается с обоснования актуальности заявленной темы. Для этого необходимо привести аргументы, подтверждающие существование данной проблемы в современной науке или практике, и показать необходимость проведения исследования.

Логика обоснования должна быть примерно такой:

1. Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения (в обществе, государстве, образовании).

2. Показать недостатки в решении проблемы (обученности и воспитанности учащихся), которые следует устранить.

3. Показать причины, которые ведут к указанным недостаткам.

4. Показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, указать недостаточно изученные аспекты.

Все эти рассуждения показывают противоречие между тем, что должно быть и тем, что есть на самом деле.

Обосновывать можно и другими способами, главное, чтобы был выдвинут ряд тезисов, которые вследствие последовательной системы доказательств неминуемо приводят к формулировке проблемы.

В обосновании актуальности можно использовать и результаты уже проведенных диагностик. (Например, «в научной литературе обоснована необходимость формирования таких-то умений, но анализ результатов проведенной диагностики (анкетирования) показал, что столько-то % учащихся не владеют данными умениями. Поэтому необходимо выявить условия формирования этих умений, разработать методику формирования и т.д.)

 

Проблема

 

Проблема понимается либо как практическая задача (проблема повышения уровня знаний, проблема диагностики качества знаний учащихся и т.п.), либо как нечто неизвестное в науке, «знание о незнании».

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретацией фактов. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.

Возникает практическая задача, которая требует научно-обоснованного решения. Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо:

1. Определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;

2. Установить, имеются ли эти знания в науке.

Поэтому, следует различать практическую задачу и научную проблему.

Проблема обозначается в конце обоснования актуальности, которая формулируется в форме вопроса, например, «Выявленные недостатки позволили сформулировать проблему: Какие методы прогнозирования…являются более эффективными?». Можно в форме утверждения, например, «Выявленные недостатки позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске наиболее эффективных методов прогнозирования…»

 

Тема

Проблема должна найти отражение в теме исследования, формулировка которой уточняет и локализует проблему.

 Тема не должна быть слишком широкой (например «Способы прогнозирования наводнений», «Профилактика употребления психоактивных веществ»), она должна быть конкретной (например, «Способы прогнозирования наводнений на территории Свердловской области», «Организация в образовательном учреждении профилактики употребления психоактивных веществ подростками»).

После обозначения проблемы можно указать тему исследования, например, Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования «…».

 

Объект и предмет исследования

 

Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Объект исследования - эта та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собою процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Объектом исследования не могут быть люди.

А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, этим исследователем. Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта (способы, виды, средства, условия, методы и т.п.). Предмет – это часть объекта. Предмет обусловливает содержание предстоящего исследования. Предмет, чаще всего, является продуктом научно-исследовательской работы.

Причем, разные исследования могут иметь один и тот же объект, но исследуемые предметы будут различны.

Формулировка объекта содержится в теме исследования, или совпадает с ней (что не очень хорошо). Формулировка предмета должна содержать в себе объект. То есть предмет и объект должны быть связаны между собой.

Например, тема исследования (для этой курсовой работы):

А/ Современные методы оценки пожароопасности зданий.

Объект: оценка пожароопасности зданий.

Предмет: методы оценки пожароопасности зданий.

 

Б/ Профилактика наркомании подростков Свердловской области.

Объект: профилактика наркомании подростков.

Предмет: Средства (методы, способы…) профилактики наркомании подростков Свердловской области.

 

Например, тема исследования (для курсовой работы по теории и методике обучения БЖ):

В/ Формирование у обучающихся 7-х классов здорового образа жизни.

Объект: формирование здорового образа жизни обучающихся

Предмет: методика (методы, условия и т.п.) формирования у обучающихся 7-х классов здорового образа жизни.

 

Предмет должен быть связан с проблемой исследования. Например, если проблема звучит: Какие методы прогнозирования…являются более эффективными?, то предметом будут методы прогнозирования.

 

Цель

После формулирования проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель есть предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель исследования – это прогнозируемые результаты работы, это то, что необходимо достигнуть в итоге научной работы.

Цель непосредственно связана с проблемой исследования и направлена на решение этой проблемы. (см. п.2). Цель должна быть реальной (достижимой за время исследования), конкретной (не содержать неопределенных, неясных, слишком общих утверждений), диагностичной (проверяемой, контролируемой).

Цель формулируют, чаще всего, с помощью глаголов: разработать, обосновать, проанализировать, выявить, экспериментально проверить, спроектировать, смоделировать и т.п. Цель должна носить исследовательский характер. Нельзя формулировать цель с глаголами: изучить, рассмотреть, сформировать.

Формулировка цели должна содержать предмет исследования и указывать, что вы с этим предметом будете делать.

Например, тема исследования (для этой курсовой работы):

А/ Современные методы оценки пожароопасности зданий.

Объект: оценка пожароопасности зданий.

Предмет: методы оценки пожароопасности зданий.

Цель: выявитьэффективные современные методы оценки пожароопасности зданий

или

Цель: проанализировать современные методы оценки пожароопасности зданий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: