РЕФЕРАТ
Курсовая работа: с., , источника.
БЮРОКРАТИЯ, СИСТЕМА РЕКРУТИРОВАНИЯ ЭЛИТ,
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА, ПРАВЯЩИЙ КЛАСС, ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО,
Объект исследования – бюрократия и основные теории бюрократии.
Предмет исследования – бюрократия как общественно-политический и исторический феномен.
Цель данной работы – дать понятие бюрократии, рассмотреть сущность бюрократии как элемента политической элиты, проанализировать основные теоретические и научные подходы при анализе бюрократии, изучить проанализировать и дать оценку современным теориям бюрократии, сделать обобщающие выводы.
Методы исследования: описательный, классификационный, сравнительный, диалектический, системный, структурно-функциональный, аналитический,
Область возможного применения: полученные в результате исследования обобщения и выводы могут использоваться в качестве учебного материала в процессе преподавания учебных дисциплин.
Автор исследовательской работы подтверждает, что приведенный в ней теоретический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
|
|
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность изучения бюрократизма как общественного явления обусловливается рядом факторов.
Во-первых, объективной потребностью усиления организованности во всех сферах общественной жизни.
Во-вторых, противоречием между этой объективной потребностью и связанной с ней иерархизацией общества и развитием демократии, включением населения в общественную жизнь, в политическую деятельность, необходимостью нахождения рациональных отношений между управляющими и управляемыми, руководителями и подчиненными.
В-третьих, актуальность изучения данной проблемы предопределяется деформациями норм жизни многих социальных групп, необходимостью формирования гражданского общества, правового государства, углубления и расширения самоуправленческих начал во всех сферах жизнедеятельности [ 1].
Теоретический анализ бюрократии и бюрократизма – одна из центральных проблем общественной мысли, которая неизменно находится в центре ее внимания в течение последний двух столетий.
Переход человеческой цивилизации к постиндустриальному, информационному обществу привел к важным трансформациям в общественной жизни.
Появились и стали весьма острыми новые проблемы, связанные с изменениями в положении и роли государственных служащих, бюрократии в целом.
|
|
Сущность этой проблемы, к которой все больше обращается внимание ученых и практиков, состоит в следующем.
В современном мире начала ХХI века в условиях нарастания глобального системного кризиса имеет место как огромное усложнение общественных связей и отношений, так и нарастание явлений дезорганизации, потеря стабильности, порядка предсказуемости, особенно в отношениях между различными странами и регионами.
Мировое сообщество с переменным успехом пытается справиться с валом растущих мировых проблем, создав с этой целью большое количество новых межгосударственных и неправительственных учреждений и организаций, типичным примером среди которых выступает Всемирная торговая организация (ВТО).
Одновременно с быстро растущими масштабами и количеством такого рода организаций наблюдается серьезная бюрократизация их управленческой деятельности, что порождает огромную волну критики при отсутствии серьезных позитивных научных и практических разработок.
Цель работы и исследований, проводимых автором заключается в следующем:
- дать определение понятию бюрократии,
- изучить сущность бюрократии как элемента политической элиты,
- проанализировать основные научные подходы в теории бюрократии,
изучить проанализировать и дать собственную оценку современным теориям бюрократии,
сделать обобщающие выводы.
Автор полагает, что последовательное и глубокое изучение теории бюрократии как исторического феномена и современной реальности будет способствовать формированию более тесного взаимодействия государства и общества, политической власти и гражданской активности личности, и послужит основой политической стабильности в обществе и одним из условий формирования демократического правового государства.
Подготовка курсовой работы проводилась на основе изучения трудов целого ряда зарубежных и отечественных специалистов-исследователей, занимавшихся изучением проблемы бюрократии.
При подготовке и написании работы использовались труды классиков мировой политической мысли, таких как Г.В.Ф. Гегель, М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, М. Крозье, А де Токвиля, Р. Мертона, д. Белла, Р. Дарендорфа, а также современных авторов современных авторов В.Н. Шевченко, Г.К. Ашина, А.Г. Худокормова.
Бюрократия как элемент политической элиты.
Понятие, сущность и теории элит.
Первостепенное значение для цивилизованного общества имеет формирование результативной элиты, обеспечение ее социальной представительности, предотвращение тенденции к олигархизации. Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая устойчивую связь с населением с высокой степенью групповой интеграции, способная понимать политических оппонентов и находить компромиссные решения. От этого зависит длительность пребывания политической элиты у власти [ 2].
Из самой сущности политической власти следует разделение общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. В отношении властвующих групп в политологии используются различные понятия (например, правящие круги, высшее политическое руководство и др.), среди которых наиболее точным и, одновременно, емким является понятие «элита», «политическая элита».
Идеи элитизма возникли еще в глубокой древности.
Идеи о правомерности деления общества на меньшинство, господствующее над остальным населением, высказывались еще в древности. Конфуций, например, делил общество на "благородных мужей" (правящую элиту) и "низких людей" (простолюдинов) на основании их отношения аморальным заповедям.
Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных кандидатов.
|
|
Однако эти и другие идеи о неизбежности деления общества на управляющих и управляемых не имели серьезного социологического обоснования и строились, главным образом, на различного рода моральных, религиозных, философских допущениях, чем на анализе реальностей политической жизни.
Однако в политической науке это понятие активно начало применяться только с конца XIX века.
Современное истолкование термина «политическая элита» было введено в политологию в начале XX в. Первые классические теории элит были разработаны в конце XIX – начале XX вв. итальянскими политологами Г. Моской и В. Парето, а также австрийским политологом Р. Михельсом.
При этом различные авторы по-своему определяли понятие элиты (в том числе, политической):
· В. Парето: лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности.
· Г. Моска: наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества.
· Г. Лассуэл: лица, получившие в обществе наибольший престиж, статус.
· Ж. Боден: лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу.
· Р. Уильямс: лица, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению.
· Дж. Бернхейнм: лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере.
Если суммировать различные точки зрения по вопросу о содержании понятия «элита», можно сказать, что этим понятием обозначается, как правило, привилегированное меньшинство общества, в большей или меньшей степени обладающее выдающимися качествами, имеющее высокое положение, власть и богатство, и активное в политической и иных сферах деятельности.
Таким образом, в определении понятия элиты авторами использовались различные подходы, среди которых можно выделить два определяющих:
1) ценностный (аксиологический), делающий акцент на превосходящих качествах элиты;
2) структурно-функциональный (статусный), подчеркивающий ту роль, которую выполняют элиты благодаря своему месту в социальной иерархии. Данные подходы легли в основу развития теории элиты и ее модификаций.
|
|
Общим для классических теорий элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс) является следующее:
· любому обществу присуща элитарность, в основе которой лежат естественные различия людей;
· элита обладает особыми качествами, внутренне сплочена;
· массы признают право элиты на власть, то есть ее легитимность;
· элиты сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку власть никто добровольно не уступает [ 3].
В политологии под политической элитой понимается относительно привилегированная и интегрированная группа общества, обладающая высоким статусом и влиянием, которое обусловлено ее непосредственным участием в принятии важнейших политических решений. Это понятие отражает неравномерность влияния граждан на власть, соревновательность и конкуренцию в политической жизни, ее иерархичность и динамизм.
Политическая элита является важнейшей составной частью правящей элиты, в которую входят различные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных отношениях (экономическая, военная, научная, культурная и другие элиты).
Происхождение и воспроизводство политической элиты обусловлено, как правило, действием следующих факторов:
· неодинаковыми способностями, возможностями и желанием людей участвовать в политике;
· общественной потребностью в профессиональном управленческом труде;
· широкими возможностями для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью;
· политической пассивностью и отчуждением широких слоев от политики [4]. Политическая элита внутренне неоднородна, дифференцирована и различается на разных исторических этапах и в разных странах.
Однако можно сказать, что политическая элита:
во-первых, относительно небольшая (меньшая) часть общества, которая не совпадает с господствующим классом,
во-вторых, будучи зависимой от господствующего класса, она сохраняет автономность и самостоятельность, в силу чего оказывает значительное влияние на ход политической жизни,
в-третьих, занимает явно привилегированное положение, имея первоочередной доступ ко всем общественным ресурсам,
в-четвертых, обладает значительной групповой сплоченностью и определенными групповыми качествами. [5].
Среди политических элит различают правящую, то есть непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контр -элиту); открытую, рекрутируемую из всего общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды (например, дворянство).
По объему властных полномочий политическая элита делится на высшую, которая принимает значимые для государства решения (президент, монарх, премьер-министр, спикер, лидеры ведущих партий – всего до ста человек), среднюю – из выборных должностных лиц (парламентариев, сенаторов, губернаторов, мэров, лидеров политических партий) и административную (бюрократическую) – высший слой госслужащих, занимающих руководящие должности в органах государственного управления.
Кроме того, по уровню компетенции политическая элита делится на национальную, региональную, местную.
Анализируя вышеизложенное, автор делает вывод что политические элиты выполняют в обществе следующие основные функции:
- выражают совокупный интерес представляемых ими классов или слоев;
- формируют и реализуют политический курс на основе учета всех социальных интересов (общенационального интереса);
- создают и корректируют институты политической системы;
- вырабатывают политическую идеологию (программы, доктрины, конституции, законы);
- ведут кадровую политику на высшем уровне, выдвигают политических лидеров;
- создают механизм воплощения политических замыслов;
- защищают ценности, характерные для данного общества;
- распределяют ценности и ресурсы в обществе;
- принимают конкретно-управленческие решения.
Важным аспектом теории политических элит является вопрос о механизме их формирования и воспроизводства.
Социальная представительность и качественный состав политической элиты во многом зависит от систем их отбора (рекрутирования).
Эти системы определяют: кто, как и из какой среды осуществляет отбор, каковы его порядок, критерии и побудительные мотивы.
Существуют две основные системы рекрутирования элит – система гильдий и антрепнерская система.
В реальной действительности они в той или иной форме сочетаются, и недостатки одной компенсируются достоинствами другой.
Для системы гильдий характерны: 1) закрытость, отбор претендентов из низших слоев самой элиты, медленное, постепенное продвижение по служебной лестнице; 2) высокая степень формальных требований для занятия должностей (пол, возраст, партийность и др.); 3) небольшой, относительно закрытый круг селектората (людей, отбирающих кадры); 4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.
Система гильдий имеет свои достоинства и недостатки.
К числу ее сильных сторон относятся высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, малая вероятность внутренних конфликтов.
В то же время система гильдий генерирует бюрократизм, порождает консерватизм и конформизм. Без дополнения конкурентными механизмами она ведет к постепенной деградации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту, неспособную к эффективному управлению.
Собственно, это и произошло в странах социализма, где господствовала номенклатурная система рекрутирования политической элиты - типичный вариант системы гильдий, - и где критериями формирования элиты были полнейший идеологический и политический конформизм (так называемая «политическая зрелость»), личная преданность руководству, родственные связи и т. п.
Несмотря на то, что система гильдий преобладала в странах тоталитарных еее элементы имеются в Великобритании, Японии, Германии и других странах.
Антрепренерскую систему отличают: 1) открытость, широкие возможности для претендентов – представителей любых общественных групп; 2) небольшой объем формальных требований для занятия должностей; 3) широкий круг лиц, участвующих в отборе; 4) высокая конкурентность отбора; 5) первостепенная значимость личных качеств, умения найти поддержку избирателей. Эта система более демократична, динамична и более приемлема для людей, способных к инновационной деятельности.
Ее недостатками являются слабая предсказуемость политического поведения, вероятность частой смены курса в связи с изменениями в правящей элите, высокая внутренняя конфликтность внутри элиты, вероятность выдвижения людей, склонных к популизму и внешнему эффекту.
В то же время, как показывает практика, антрепренерская система наиболее отвечает современным реалиям.
Эта система демократична и наиболее приемлема для людей динамичных, образованных, способных к инновациям.
В целом за последние десятилетия политическая элита изменилась и структурно, и функционально, и сущностно. Место монолита номенклатурной пирамиды заняли многочисленные элитные группировки, находящиеся между собой в отношениях жесткой конкуренции. Возросла роль экономических факторов в управлении обществом, проявилась необходимость поиска новых союзников и т.п.
Приэтом, несмотря на произошедшие изменения, уровень деловых и нравственных качеств элиты продолжает оставаться невысоким. Слабость современной элиты проявляется и в отсутствии у нее долговременной программы реформ. Все это позволяет сделать вывод, что процесс формирования элиты еще далек от завершения [6].
Для формирующегося постиндустриального общества основным критерием рекрутирования элиты являются способности, но сохраняют свое значение и факторы происхождения, собственности.
Как видно, практически все рассмотренные теории элит не вписываются в основной постулат демократии о том, что правительство контролируется народом. С другой стороны, элитарность современного общества очевидна. Поэтому для демократии первостепенное значение имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее результативной и полезной для обществ политической элиты [7].
Начиная с середины 80-годов ХХ века в науке особое внимание уделяется становлению элитологии («Элитология» - российский инновационный термин, внедренный в научный оборот проф. МГИМО(У) Г.К. Ашиным в 1985 г.) как самостоятельной области знания, как комплексной научной дисциплине, лежащая на стыке социальной философии, политологии, социологии, всеобщей истории, психологии, культурологии, предлагающей комплексный междисциплинарный подход к изучению элиты как социальной группы и субъекта политических отношений, а также процессов ее формирования и функционирования в современном обществе.