Банк России наряду с другими возложенными на него функциями, согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», имеет право осуществлять банковские операции, но только с двумя категориями контрагентов.
Во-первых, с кредитными организациями, причем как российскими, так и иностранными, с центральными банками других стран, с правительством России.
К таким операциям относятся:
- предоставление кредитов на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, а также без обеспечения на срок не более одного года заемщикам, имеющим рейтинг не ниже установленного советом директоров ЦБ;
- покупка и продажа ценных бумаг, в том числе выступающих обеспечением кредитов Банка России, на открытом рынке;
- покупка и продажа облигаций, эмитированных Банком России, и депозитных сертификатов;
- покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
|
|
- покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
- проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
- выдавать поручительства и банковские гарантии;
- осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
- открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
- выставлять чеки и векселя в любой валюте;
- осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Во-вторых, ЦБ может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих и т. п., то есть выступать в качестве банка для госструктур.
При этом Банк России, если это не будет оговорено отдельно в законе, не может осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, приобретать акции банков и других организаций, осуществлять операции с недвижимостью (не связанные с собственной деятельностью, т. е. не для использования), заниматься торговой и производственной деятельностью, а также пролонгировать ранее выданные кредиты без решения совета директоров.
Двойственная правовая природа Банка России.
|
|
Центральный банк Российской Федерации является центральным элементом банковской системы Российской Федерации и занимает неоднозначное место среди государственных органов власти, которые осуществляют финансовую деятельность.
Учитывая изложенное выше, вопрос о правовом статусе Банка России является предметом многочисленных дискуссий.
Подходы к определению правового статуса Банка России
Наиболее значимых точек зрения по данному вопросу две:
1) Банк России является федеральным органом государственной власти с особым статусом. Следует отметить, что правильнее говорить не об органе государственной власти, а о государственном органе, поскольку Банк России не упоминается в ст. 11 Конституции РФ;
2) Банк России является юридическим лицом публичного права, т.е. некоммерческой организацией, которая наделена властными полномочиями.
В пользу первой точки зрения говорит то, что Банк России наделен полномочиями по изданию нормативных актов, распространяющихся на неограниченный круг лиц, а также по применению юридических санкций. Такие полномочия характерны для государственных органов. Кроме того, к такому же выводу приводит и буквальное толкование Конституции РФ. В ч. 2 ст. 75 Конституции РФ речь идет о независимости Банка России не просто от органов государственной власти, а от других органов государственной власти.
При таком подходе Банк России признается особой разновидностью государственных органов, не относящихся к законодательной, исполнительной и судебной власти, наряду с органами прокуратуры, Счетной палатой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Это связано с тем, что Банк России ни Президенту РФ, ни Правительству РФ не подчинен и соответственно не может быть отнесен к исполнительным органам государственной власти.
Однако при этом следует учитывать, что служащие Банка России не являются государственными служащими, посколь- ку отсутствуют в соответствующем реестре должностей2. Однако на некоторых из них распространяется Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»1.
Наделение Банка России статусом юридического лица необходимо для его участия в имущественном обороте.
В то же время Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки и соответственно получать доход, что является основным аргументом в пользу второй точки зрения.
Правовой статус Банка России можно охарактеризовать как двойственный, а главная его особенность заключается в том, что для достижения основных целей своей деятельности Банк России наделен административными полномочиями как государственный орган и правом осуществлять приносящую доход деятельность как некоммерческая организация
У Банка России особая организационно-правовая форма, существующая в единственном экземпляре.