реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)
в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)
Предмет: ( Родная) литература
Класс: 9 класс
Автор: Фадеева Наталья Владимировна преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «ЭМТТ»
Тема урока: «Мотив расплаты в жизни человека» по рассказу «Молния» А. И. Солженицына.
Тип урока: Урок художественного восприятия текста с применением ТКМЧП
Цели урока: 1) самоопределение учеников по отношению к содержанию изучаемого текста;
2) оформление наблюдений в форме «двойного дневника» в ходе восприятия текста;
3) подготовка в форме индивидуальной или групповой работы и демонстрация подготовленного образовательного продукта.
Материалы к уроку: текст миниатюры «Молния»; таблица «Двойной дневник»; видеоматериал (для стадии «Вызова»).
Фундаментальные образовательные объекты: 1) эпическое произведение малой формы; 2) главные объекты в исследуемой миниатюре.
Главная проблема урока: формирование навыков распознания в тексте скрытого сравнения (развернутой метафоры).
Ход урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Этап I. Стадия вызова. | |||||||
Слово учителя: -Добрый день! Сегодня тему нашего урока литературы вы сформулируете сами, но в конце урока. Человека всегда размышлял над картинами мира, его интересует окружающий мир, физические явления, которые его окружают. Так, например, радуга (слайд №1- радуга). - Она так рад-ует, восхищает, заставляет улыбаться, навевает хорошее настроение… Или такое природное явление, как молния, которая напротив, страшит, предупреждает, внушает опасность и т.д. (молния) - Такие явления могут быть описаны как физические в энциклопедиях, в научном тексте, а могут быть описаны в художественном. Эти описания будут отличаться? ( конечно ). - Задача ученого какова? ( доказать почему, из-за чего возникает то или иное физическое явление ), а задача художника? (его задача мыслить образами, картинами)(слайд – значение молнии) - У научного текста всегда одно толкование, правда? А в художественном тексте? (в худ.тексте всегда есть глубинный смысл). - Вот, например, описание молнии. А.И. Солженицын написал об этом явлении художественное произведение, очень короткое, просто крохотное, цикл таких рассказов он так и назвал «Крохотки», только совсем не крохотный смысл содержат они. - Давайте искать с вами второй глубинный смысл. В этом нам поможет «двойной дневник»,куда мы будем записывать все наши мысли и комментарии. (Раздается текст и «двойной дневник»).
| Самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера.
УУД: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение)
| Учащиеся представляют свои версии ответа.
УУД: формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать | Создать ситуацию диалога
УУД: ориентация на моральные нормы и их выполнение | ||||
Этап II. Осмысление | |||||||
- Мы будем читать текст медленно, делая остановки. (Работа с текстом). - А Вам кому-то приходилось видеть, как молния раскалывает деревья? Это страшно? - Посмотрите, как мы работаем с «двойным дневником» (слайд №4 – «двойной дневник»). - Выписываем пример из текста, а затем свои наблюдения. - Как много света разлито здесь. - Какое слово… не обычный удар, а ударище, сколько мощи в нем…сколько вопросов…кому же они задаются?... - Как тревожно звучит эта фраза, как будто бы рассматривается место преступления. - хм, странно, а разве в природе бывает за что-то?...и еще ведь молния вдруг сама избрала….Нас в детстве всегда учили, не вставай под самое высокое дерево…Снова вопросительная интонация….Размышляйте над текстом. - Это ведь о дереве сказано: «живое и в себе уверенное нутро». У дерева – нутро? Да еще какое? Так скорее бывает с кем-то, а не с чем-то… - Вопросы, не имеющие ответа. Он и сам не знает… - Что здесь остановило ваш взгляд? Соседки? И кого называют соседками?..а вообще-то соседки – это… - А вот слово плаха никак вас не насторожило? Ведь обычно скол дерева называют плашкой, а здесь так высоко, тревожно (пауза). Может быть писатель здесь подает какой-то знак, чтобы мы задумались. Какие ассоциации вызывает это слово? Прокомментируйте. - Еще подержалась денек, т. е. не один день он приходил. Снова вопросы… - Какие тут образы возникают в вашем сознании (дружливый развилок, одной сестры)? И это же все сказано о деревьях?! Подумайте! - Вот видите, какая картина природного явления нарисована писателем. Как вы думаете, ради обычной пейзажной зарисовки писатель взялся за перо? (не только о природном явлении) - Посмотрите в свой дневник. Какие наблюдения помогут вам ответить на этот вопрос? - Как бы мы с вами закончили это маленькое повествование? Какой здесь напрашивается вывод? Т.О. автор говорит только о природе? (так бывает и в человеческой жизни, когда? За что-то?) - Откроем и посмотрим, как большой художник слова сказал. - Здесь не может не удивить это слово мастера кара-совесть. Самое главное слово. Как емко объединил эти слова кара и совесть. Как вы поняли это? (человек сам про себя много знает и по своим законам себя судит). | Прослушивают рассказ, следя по тексту.
УУД: действие смыслообразования.
Учебная дискуссия
УУД: поиск и выделение необходимой информации
Ученики читают рассказ, заполняют таблицу, аргументируя свои ответы примерами из текста.
УУД: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Учебная дискуссия
УУД: поиск и выделение необходимой информации
Учебная дискуссия.
Ученики работают в коллективе. Ученики зачитывают свои варианты.
УУД: формирование обобщающих выводов по материалу.
| Учащиеся высказывают предположения.
УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слушают товарищей, взаимодействуют с ними и с учителем УУД: оценивание выступления товарища | Монологические высказывания.
УУД: прогнозирование, Коррекция.
Монологические высказывания
УУД: прогнозирование, коррекция | ||||
Этап III. Рефлексия | |||||||
- Какой глубокий смысл этого крохотного рассказа. Автор увидел молнию и сопоставил ее с жизнью человека. Таким образом, автор скрыто сравнивает, а скрытое сравнение – это…? - Мне хотелось бы увидеть, как Вы это поняли. (Слайд с техникой синквейна на экран). - Передайте настроение, идею этого рассказа через синквейн, стихотворение из пяти строк. Вы можете объединиться в пары или группы, чтобы помочь друг другу. Запишите его в дневник. - Т. о. мы сегодня размышляли вместе с Солженицыным, не о природном явлении, как нам казалось, а о чем? ( о наказании, о каре, о возмездии за проступки). Это можно сформулировать как тема или мотив…» Мотив расплаты в жизни человека» по рассказу А. И. Солженицына «Молния». - Благодарю вас за работу, за творческий поиск истины! |
Творческая работа.
Ученики зачитывают несколько стихотворений.
УУД: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение)
|
Слушают товарищей, взаимодействуют с ними и с учителем УУД: оценивание выступления товарища
УУД: умение выражать свои чувства через цвет, символ, слово
| Контроль работы учащихся | ||||
Состоялся урок в рамках ФГОС с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. На уроке осуществлялся деятельностный подход, приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей, что является необходимым условием становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого.
В ходе урока были приняты две основные формы обучения:
1. фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
2. групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.
Методы:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.