Какой результат этого эксперимента?

Запись в тетради

«Собачье сердце» — шедевр булгаковской сатиры.

Написана в 1925г., опубликована – 1987.

Жанр – фантастика, сатирический памфлет (остросатирич. произв)

– Основной конфликт –между профессором Преображенским и его детищем Шариковым.

Композиция – 8 глав и эпилог.


Вспомним, что такое сатира
Сатира (от гр. кот.) КОС-веселый, смешной – вид комического; эстетическая категория, единственным предметом которой является человек и его пороки. (В сатирических произведениях часто изображаются животные, но высмеиваются не они, а люди, отмечается человекоподобное в животных). Сатира отмечается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью ж
Какие виды сатиры вам известны?
(Ирония - когда смешное скрывается под маской серьезного.
Юмор - когда серьезное скрывается под маской смешного.
Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка).
Вспомним средства сатиры.
(Гиперболизм, гротескность; несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает)
- Вспомните русских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими?
(Крылов, Грибоедов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов)
-А есть ли у Пушкина сатирические произведения?
(Да. Эпиграмма на Воронцова:
«Полу – милорд, полу - купец,
Полу - мудрец, полу- невежда,
Полу - подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.»)

















Аналитическая беседа по повести «Собачье сердце».

Начнем работу с пересказа фабулы повести. Напомню вам, что фабула-это схема, по которой строится сюжет. Повесть состоит из 8 глав и эпилога озаглавим каждую главу. (запишите в тетради)

 – 1 глава: «Показался гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин».

 -2 глава: «Боже! пропал Калабуховский дом!».

- 3 глава: «Разруха не в клозетах,а головах».

- 4 глава: «Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был..»

 – 5 глава: «Перед нами новый организм».

 – 6 глава: «Дорогой доктор, я измучился за эти 2 недели больше, чем за последние 14 лет. Вот ведь тип, я вам доложу…»

 – 7 глава: «Ей –богу, я, кажется, решусь».

- 8 глава: «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак».

– эпилог: «То есть он говорит? Это еще не значит быть человеком».

Итак, снова обратимся к фабуле. Она связана с идеей очеловечивания животных и с идеей улучшения человеческой породы. Именно над этой последней идеей работал профессор Преображенский. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом: милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, пролетария Клима Чугункина, и превращается в зловещую фигуру Шарикова, угрожающего погубить своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента Борменталя не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления ошибки
Какой главный мотив лежит в основе?

(В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества, как добрый бродячий пес превратился в злобное человекоподобное существо).

Как вы считаете, какие проблемы волнует автора «Собачьего сердца в первую очередь?

(Булгакова волнует тема ответственности науки, да и не только науки. За результаты своих экспериментов. Его волнует небывалый социальный эксперимент, результатом которого его организаторы предполагали видеть нового человека. Последствия эксперимента оказались неожиданными и трагичными. Писатель показывает, что получится, если насильно вмешиваться в природу.)
 Как вы думаете, из этого насильственного вмешательства в природу, какая следует проблема?
(Разрушительная сила качества и невежества. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания «нового человека»)
Как Булгакову удается показать абсурдность этой идеи?
(С помощью фантастического сюжета).

Кто из героев повести, ваш взгляд, наиболее последовательно обращается к проблемам, важным для писателя?

(Профессор Преображенский. Он скептично относится к революционному процессу, который, по его убеждению, мешает людям каждому заниматься своим делом. И также решительно выступает против всякого насилия. Ласка - вот единственный способ, который возможен и необходим в обращении с живыми существами – разумными и неразумными).

Мыс вами пришли к мнению, что профессор Преображенский скептически относится к революционному процессу. Но, оказывается, что этот консерватор-профессор, категорически отвергающий революционную теорию и практику переустройства мира. Вдруг сам оказывается в роли революционера. Новый строй стремится из старого «человеческого материала» сотворить нового человека. Ф.Ф. идет еще дальше: он намерен сделать человека, да еще и высокой культуры и нравственности из собаки.














Какой результат этого эксперимента?

(Со стороны Шарикова мы наблюдаем стойкое и возрастающее сопротивление.)

-Приведите пример из текста. Как реагирует Шариков на попытки привить ему элементарные культурные навыки?

«..Все у вас как на параде.. салфетку – туда, галстук – сюда, да «извините», да «пожалуйста- мерси», а так по –настоящему, это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме».

 Шариков с каждым днем становится все наглее, агрессивнее и все опаснее. Он испытывает воздействие слова. Он становится объектом словесных атак Швондера, который защищает интересы Шарикова «как труженика».

Как вы считаете, почему по логике Швондера, Шариков - труженик?

(Потому что ничего не имеет, нет собственности).

 -Как Шариков вслед за Швондером упрекает профессора, вспомните

(«…один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет»).

Шариков не понимает, что все это стоит денег, а деньги нужно зарабатывать, что и делает профессор Преображенский, принимая в день несколько десятков человек.

Принцип Шарикова прост: зачем работать, если можно «взять и поделить». Вот она, обработка шариковского первобытного сознания. Швондер тоже своего рода Шариков, только «выведенный другим путем. Таким же миллионам людей внушали: чтобы стать хозяином жизни, не нужно прилагать никаких усилий, любой пролетарий обречен быть таковым в силу своего происхождения. Это и вызывает взрыв возмущения у Преображенского и Борменталя.

А сейчас вспомните, как Шариков с помощью Швондера становится сознательным участником революционного процесса?

(Через 2 недели после того, как сошла с него собачья шкура и ходить он стал на 2 ногах, этот участник уже располагает документом, удостоверяющим его личность. Еще через неделю – другую Шариков – служащий. И не рядовой - заведующий подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.)

Между тем натура у него та же, что и была,- собачьея - уголовная. Чего стоит одно его сообщение о своей работе «по специальности»: «Вчера котов душили- душили». Впрочем, Полиграф Полиграфыч котами уже не довольствуется… В скором времени он показывает профессору кукиш, а по адресу опасного Борменталя револьвер.

Как в «Собачьем сердце» показана неготовность общества послереволюционной эпохи уважать труд, культуру, знания?

(Безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для новой жизни и власти. Именно они готовы хозяйничать, не умея этого делать).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: