Наша Родина – Россия.
- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.
- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
- Откройте свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. Работать мы будем по плану.
План урока:
1. Российская Федерация
2. Русский язык – государственный
3. Что значит быть патриотом
- Ребята, перед вами вопрос, на который мы постараемся ответить в конце урока. Прочитайте его.
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
Итак, давайте начнём.
- Что же такое для человека Родина?
- Что для вас значит Родина?(это - стран, в которой живём; дом, где
родились; место, где жили предки)
- Правильно, все это и есть родина, то есть родное место.
- Понятие «Родина», от какого слова оно произошло?
- Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.
(слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством)
- Поиграем в игру «Ассоциации», вам предстоит отобрать слова, которые, как вы считаете, относятся к понятию Родина, а для нас родина – это? Россия, в одну колонку, а слова, относящиеся к чужбине – в другую колонку.
Я вам помогу. Ознакомьтесь с приложением. В нём есть таблица и перечень слов. Распределите их по таблице.
Справились? Молодцы.
Запись в тетрадях - Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.
1) Из уроков окружающего мира (смотрите ролик) в начальных классах, вспомните, к ак называлась наша страна в прошлом? (- Восточные славяне, Русь, Российская империя, Российская республика, РСФСР, СССР)
- Как называется наше государство сейчас - с 1991 года – Российская Федерация
Работа с учебником – с. 92. Что такое федерация? Федерация -происходит от латинского, и означает союз, объединение. Запишите в тетрадь.
А вот определение, которое есть в словаре: федерация – это союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (области, округа, республики). Его тоже запишите в тетрадь.
Работа с картой с. 94-95
- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?
- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.
Работа в тетради: субъект РФ – это государственное образование в составе федерации.
- Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской
Федерации?(прочитайте текст на стр. 92 учебника)
-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют
равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права
субъектов РФ и зачитаем их:
1.Право иметь свою территорию.
2.Право иметь свои органы власти и управления.
3.Право иметь свой герб и флаг.
4.Право обучать детей на родном языке.
- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах. Запишите в тетрадь права субъектов и вывод.
- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:
1. Укажите границы Российской Федерации.
2. Найдите столицу России.
3. Найдите и назовите 3-х республик.
4. Найдите и назовите 3-х краев.
5. Найдите и назовите 5-ти областей.
6. Найдите и назовите три автономных округа.
7. Назовите субъект, в котором проживаем мы.
8. А в каком районе?
Дети, «Район» - Небольшая административно-территориальная единица внутри области или внутри крупного города.
- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)
- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е. в его составе много различных национальностей.
Работа со словарем: