VII. Итог урока. Рефлексия

I. Организационный момент

Эпиграф на экране: «Только в творчестве рождается личность»

- Как вы понимаете это выражение?

- Сегодня на уроке будем творить и показывать свои способности.

II. Целеполагание

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина-мать, сумей за нее постоять.

- Как Вы думаете, о чем будет идти речь на уроке? (О Родине и ее героях)

- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы детей)

- Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна)

- Почему так называют Родину? (Ответы учеников)

Вывод: тема нашего урока “Обобщение по разделу “Родина”.

III. Речевая разминка.

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен.

Сад в цвету, где не мокнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина – труд и праздник.

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам – не один, а с друзьями. В. Крючков

· прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтением вслух;

· прочитайте, разделяя слова на слоги;

· прочитайте с ускорением;

· прочитайте с вопросительной интонацией;

· прочитайте с интонацией восхищения.


- О чем стихотворение?

- Как вы поняли смысл стихотворения?

- Можно ли это стихотворение ввести в изученный раздел?

- С каким чувством вы будете читать?

- Прочитайте вслух.


IV. Актуализация знаний

- Какие произведения мы прочитали в разделе «Родина»?

(И.С. Никитин «Русь», А.В. Жигулин «О, Родина!», С. Д. Дрожжин «Родине»)

- О чем поэты писали в своих стихах? (О светлом образе Родины, красоте её природы, о её великом народе)

Обратимся вновь к пословицам.

- Какую пословицу мы можем применить к прочитанным отрывкам стихотворений? (Человек без Родины, что соловей без песни)

- А к какому произведению подходит вторая пословица?

- О каких событиях поведал нам автор?

· Невская битва и Ледовое побоище, XII век. (Литва)

· Куликовская битва, XIV век. (Монголы-татары)

· Изгнание польских захватчиков из России, XVII век. (Поляки)

· Нападение Наполеона на Россию, XIX век. (Отечественная война 1812 г.)

- Найдите и зачитайте отрывок о защите русской земли от врагов.

(У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в чёрный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча тёмная?

Под грозой её
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сёл
Высоко вставал
Чёрным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жён,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..)

 

- Какой изображает Иван Никитин Русь в данном отрывке? (Русь непобедима)


































V. Защита творческих работ: дети дома готовили рисунки нашего села, своей улицы, родного дома, нашей родной природы.

- Что вы изобразили на своих рисунках? Почему? (ответы детей)

- Что значат для каждого из вас слова «моя Родина»?

(ответы детей)

· Чтение стихотворения Михаила Матусовского «С чего начинается Родина».

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..

– Каждый человек, слушая это стихотворение, вспоминает свои детские годы, думает о самом дорогом, близком человеке – маме, своей семье, друзьях.

– Родину сравнивают с матерью, она заботится о своих сыновьях и дочерях, даёт заботу, внимание, образование, чистое мирное небо.

· В стихотворении какого автора говорится о героях Великой Отечественной войны? Прочитайте отрывок (Жигулин А.В. «О, Родина!»)


VI. Выразительное чтение стихов.

Приготовить выразительное чтение стихотворений: ( домашнее задание)


























И.А.Бунин

 

К. М. Симонов

 

Валентина Скворцова

На Урал поскорей приезжайте
На Урал поскорей приезжайте,
Приезжайте, мы будем Вас ждать,
Поскорее билет покупайте,
Чтоб глазами Урал увидать.
Плато гор и хребет в изумрудах
Встретят Вас хороводом леса,
Если кто побывал, не забудет,
Потому что Урал – красота!
Где Урал – там янтарные бусы
Из рябин и породы земной,
И хранит "Дед" седой свои плюсы
У подножия гор, под землёй.
И недаром Бажовские сказы
Воспевают букеты руды,
Старожилы припомнят проказы
От владычицы Медной горы.
Сразу все не окинешь просторы
Горизонтов уральских в цветах,
По дорогам железным вагоны,
Ручейками к мартенам спешат.
Дорогие богатства Урала,
Лучше всё же увидеть, узреть,
Если ты не такой задавала,
Приезжай погостить, посмотреть.
Искупаемся вместе в озёрах
И уральский послушаем хор,
Восхитительный взгляд наших взоров
Для гостей не пустой разговор.
На Урал поскорей приезжайте,
Приезжайте, мы будем Вас ждать,
Поскорее билет покупайте,
Чтоб глазами Урал увидать.

- Конкурс чтецов, победителя выбирают дети.

Вывод:

- Русский народ всегда помнит героизм своих граждан, любит свою Родину и готов защищать своё Отечество.

- Что объединяет всех героев нашего урока. (Любовь к Родине.)

Родиной не только надо восхищаться, но ее надо и защищать!

































VII. Итог урока. Рефлексия.

- Вспомните строки, с которых мы начали урок «Только в творчестве рождается личность».

- Как вы думаете, в чём заключался наш творческий подход к уроку?

(Мы не только читали произведения о Родине, но и рассказывали, используя собственные мысли, рисовали.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: