Возможности политического манипулирования

Политическое манипулирование-это скрытое управление политическим со­знанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.

Классификация манипулятивных методов в избирательных кампаниях. Данная классификация включает в себя четыре раздела: админресурс, манипуляции с оппонентом, агитацию и контрпропаганду, а также манипулятивные методы, влияющие на психические структуры избирателей (психоманипуляции).

Использование админресурса предполагает:
1. Использование ресурсов государственной власти во время выборов - работа с руководителями госучереждений (исполкомов, больниц, школ, ЖЭКов, транспортных предприятий – угроза увольнения). Использование аргументов налоговой администрации.
2. Манипуляции с регистрацией кандидатов, партий, блоков.
а) неправомерная регистрация в качестве избирателей (работа с базами данных)
б) манипуляции с процессом регистрации в качестве кандидатов.
в) манипуляции с избирательным законодательством. Лоббирование и принятие законов изменяющих «правила игры» на уровне Верховной Рады.
3. Нарушения правил финансирования выборов. «Помошь» дружественных организаций. Финансовые махинации.
4. Использование цензуры. Относится к стратегии запретов. Различные виды цензуры продолжают свое существование еще со времен Советского Союза.
5. Технологии фальсификации результатов выборов
а) использование чужого права голоса на выборах
б) подделка результатов выборов и неправильный подсчет голосов
в) использование фальшивых бюллетеней для голосования
г) порча бюллетеней для изменения результатов выборов

Манипуляции с оппонентом предполагают следующие действия:
1. Давление на кандидатов - угрозы кандидату и членам его семьи, организация “травли”
2. Срыв выбороной деятельности кандидата – противника
а) создание помех для производства и распространения агитационных материалов, включая умышленное уничтожение печатной продукции,
б) создание помех для публичных выступлений,
в) создание помех работе избирательной команды,
г) подкуп или экономическое давление на кандидата и его структуры.
2. Регистрация одноименных блоков, кандидатов-тёзок (двойников), и их раскрутка.
Можно упомянуть о выборах в Верховную Раду в 221 округе города Киева. Один из примеров метода двойников. Основным претендентом на победу был г-н Оробец, и большая часть населения хотела за него проголосовать, а в бюллетенях для голосования кандидатов с фамилией Оробец оказалось трое… Да еще один Горобец… Представьте рядового избирателя, который хочет проголосовать за г-на Оробца…
3. Дескридитация кандидата в неконтролируемой и агрессивной среде. На публичных выступлениях,
пресс-конференциях, прямом эфире. Подготовка агрессивных, опасных вопросов и использование
их при большом количестве журналистов, политиков, избирателей
4. Разворачивание скандалов, сенсаций. Применение заказных компроматов. Показательными примерами служит история с компроментирующей видеозаписью на Генерального прокурора России Скуратова. Наш «кассетный скандал», также является ярчайшим примером, кстати, скандала международного уровня.

Манипуляции с оппонентом предполагают следующие действия:
1. Давление на кандидатов - угрозы кандидату и членам его семьи, организация “травли”
2. Срыв выбороной деятельности кандидата – противника
а) создание помех для производства и распространения агитационных материалов, включая умышленное уничтожение печатной продукции,
б) создание помех для публичных выступлений,
в) создание помех работе избирательной команды,
г) подкуп или экономическое давление на кандидата и его структуры.
2. Регистрация одноименных блоков, кандидатов-тёзок (двойников), и их раскрутка.
Можно упомянуть о выборах в Верховную Раду в 221 округе города Киева. Один из примеров метода двойников. Основным претендентом на победу был г-н Оробец, и большая часть населения хотела за него проголосовать, а в бюллетенях для голосования кандидатов с фамилией Оробец оказалось трое… Да еще один Горобец… Представьте рядового избирателя, который хочет проголосовать за г-на Оробца…
3. Дескридитация кандидата в неконтролируемой и агрессивной среде. На публичных выступлениях,
пресс-конференциях, прямом эфире. Подготовка агрессивных, опасных вопросов и использование
их при большом количестве журналистов, политиков, избирателей
4. Разворачивание скандалов, сенсаций. Применение заказных компроматов. Показательными примерами служит история с компроментирующей видеозаписью на Генерального прокурора России Скуратова. Наш «кассетный скандал», также является ярчайшим примером, кстати, скандала международного уровня.

Агитация и контрпропаганда в контексте манипулятивных методов:
1. Агитация с нарушением закона
а) агитация в запрещенный законом период,
б) агитация, возбуждающая расовую или национальную ненависть, содержащая призывы к захвату власти насильственным путем, связанная с разглашением государственной тайны, и т.д.
в) выпуск агитационных материалов лицами и организациями, не имеющими на это права, а также распространение анонимных печатных материалов,
г) агитация, сопровождающаяся распространением ложных сведений о кандидате (дезинформация и дезориентация).
О эффективности этого метода говорит создание еще в 1923 году по решению Политбюро ЦК РКП(б) Специального межведомственного Бюро по дезинформации. Это не говоря о подобных структурах в ГРУ МО и КГБ СССР.
Пример дезинформации («утки»): «Кириенко – член секты сайентологов». В Государственной Думе России по этому поводу целое расследование учинили. В результате не подтвердились эти данные. Но пятно на репутации осталось.
2. Девизы и слоганы контрпропаганды. Составление обидных кличек, ярлыков, анекдотов, частушек, в общем «народного фольклора».
3. Запуск и организация слухов. Запуск слухов «в поле» и в СМИ. Программирование агрессивности слухов. Влияние на скорость распространения. Особенное значение слухи имеют на региональных выборах.
Основные направления использования слухов:
- создание определенного имиджа личности, организации, фирмы, манипуляция общественным мнением,
- привлечение внимания к определенному событию, личности,
- реклама товаров, услуг,
- информационно-психологическое обеспечение какой-либо деятельности,
- противодействие какому-либо информационному сообщению (воздействию) или другому слуху, т.е. создание контрслуха,
- использование слуха как способа изучения неформальной системы коммуникации и связей в группе.
Протводействие слухам:
- подавление слуха фактами, а не выделение его для прямого опровержения,
- выступление официального лица с опровержением,
- встречное распространение противоположной информации (слух),
- дискредитация «возможного автора» слуха,
- объявление о существовании некоего врага, распространяющего слух с целью нанесения определенного ущерба
- объяснение психологических механизмов возникновения конкретного слуха
4. Ночная контрагитация. Использование бомжей для акций «от двери к двери – ночью». Ночные звонки с предложениями голосовать за конкурента. Также машины, со звукоусилительными устройствами, активно громко агитирующие с музыкой за конкурента ночью. Особая эффективность этого метода в сельской местности.

Современные манипуляторы умело используют закономернос­ти массовой психологии. Так, один из широко распространенных и внешне безобидных манипуляционных приемов, называемый «спираль умолчания», состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие фак­ты убедить граждан в поддержке большинством общества угод­ной манипуляторам политической позиции, в ее победе. Это за­ставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. На фоне умолчания о позиции оппонентов голос настоящего или мнимого большинства становится еще громче, и это еще сильнее вынуж­дает несогласных или колеблющихся к принятию «общепринято­го» мнения или к глубокому утаиванию своих убеждений. В ре­зультате «спираль умолчания» закручивается еще круче, обеспе­чивая победу манипуляторам.






























































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: