Задание 4. Работа с иллюстрациями (2 балла)

Учебник, стр. 192 «Итоговые вопросы». Ответы записать в тетрадь.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА ГОД

Задание 1. Знание текстов (5 баллов)

По представленному фрагменту определите художественное произведение и его автора (из какого произведения взят фрагмент?)

 

а) И приснилось ему, что из пруда вылез огромный зеленый крокодил, поставил передние лапы на остров и спрашивает у осы: «Эй, ты, жужжалка! А где здесь маленький мальчик? Я сегодня именинник, вот он у меня и пойдет на третье блюдо…» А оса прилипла к конфетной бумажке, рот сладким соком набила и, к счастью, ничего ответить не может. И крокодил стал сердито лаять…

Дернулся Игорь во сне, ударился плечом о косяк и проснулся… Боже мой, да это же пудель садовника лает!

 

б) Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил, покуривал тайком. B школу съезжаются ребята со всей округи: тут и эвенки, тут и ненцы, и нганасаны. У них свои привычки. Бывало, достанет кто-нибудь из них на уроке трубку и без лишних рассуждений закуривает. Особенно грешат этим малыши — первоклассники. Они только что из тайги и никакой дисциплины не понимают. Станет учительница Ольга Фёдоровна толковать такому ученику насчёт вредности курева — он обижается; трубку отберут — ревёт.

 

в) Оставшись один, он обошел всю тихую избу - горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пеший пришел через порог и искал себе зернышко в жилой земле избы.

Всех их он знал: и воробьев, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому он пошел далее во двор и пришел в сарай, где стояла в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек: днем он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.

 

г) - Отчего же стрясся тот мороз?

- От злобы людской, - ответила бабка. - Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: "Вот тебе! Жуй!". - "Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. - У меня вместо ноги деревяшка." - "А ногу куда девал?" - спрашивает мужик. "Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии", - отвечает солдат. "Ничего. Раз дюже голодный - подымешь, - засмеялся мужик. - Тут тебе камердинеров нету". Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит - это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

 

д) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось - человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

 

Задание 2. Термины (5 баллов)

Ученик на зачете объяснял значение литературоведческого термина. Допустил ряд ошибок. Найдите ошибки и исправьте их

Рассказ — средний повествовательный жанр, небольшое драматическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: краткость повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ о многих ярко характеризующих героя событиях, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, иногда – присутствие лирического героя. Жанр рассказа в русской литературе представлен в творчестве И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, Н. Рубцова.

Задание 3. Анализ лирического произведения (12 баллов)

3.1. Прочитайте стихотворение Николая Рубцова. Проанализируйте стихотворение по предложенным вопросам (8 баллов)

3.2. Предложите 2 вопроса (для анализа стихотворения Н. Рубцова) в дополнение к уже сформулированным в задании 3.1 (4 балла)

 

                                                   ПАМЯТИ МАТЕРИ

 

Вот он и кончился, покой!

Взметая снег, завыла вьюга.

Завыли волки за рекой

Во мраке луга.

 

Сижу среди своих стихов,

Бумаг и хлама.

А где-то есть во мгле снегов

Могила мамы.

 

Там поле, небо и стога,

Хочу туда,— о, километры!

Меня ведь свалят с ног снега,

Сведут с ума ночные ветры!

 

Но я смогу, но я смогу

По доброй воле

Пробить дорогу сквозь пургу

В зверином поле!..

 

Кто там стучит? Уйдите прочь!

Я завтра жду гостей заветных...

А может, мама?

Может, ночь —

Ночные ветры?

 

 

  1. Как вы поняли, о чем это стихотворение? Какова его тема?
  2. Каково настроение лирического героя? Как вы думаете, почему сейчас он вспомнил о могиле мамы?
  3. Как звуки природы, упоминаемые в стихотворении, помогают раскрыть состояние лирического героя? Выпишите эти звуки.
  4. Какие слова повторяются в стихотворении? Как вы думаете почему?
  5. Какое значение в данном стихотворении имеет образ ветра?
  6. Перечитайте 4-ую строфу. Как вы думаете, какое значение в этой строфе имеет слово «дорога»? о какой дороге (каких дорогах) идет речь?
  7. Как вы думаете, почему стихотворение заканчивается вопросительным знаком?

 

Задание 4. Работа с иллюстрациями (2 балла)

Герои каких литературных произведений представлены на иллюстрациях? Укажите имена этих героев, название произведения и его автора. Каждый ответ докажите (по каким деталям изображения вы установили персонажа?)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: