Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)

Учебная дисциплина: Литература

Учебная группа: все группы 1 курса

Преподаватель: Тихомирова Н.Ф.

E-mail: tichom57@gmail.com

Тема занятия:

Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953).

И.А.Бунин является одним из крупнейших мастеров реалистической прозы и выдающимся поэтом.

    В пору творческого расцвета писатель-реалист правдиво отразил темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проницательный взор художника видел неминуемое разрушение и запустение «дворянских гнезд», наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню.

    Проникновенно пишет художник о чудесном даре любви, неповторимо передает чувство неразрывного слияния человека с природой, отражает тончайшие движения души. Бунин достигает необыкновенной выразительности и красочности литературного языка.

    Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего помещика. Отец его принадлежал к старинному дворянскому роду. Большую роль в формировании внутреннего мира будущего писателя сыграла его мать, любившая русскую литературу и передавшая эту любовь сыну.

    Учился он в Елецкой гимназии, затем завершил образование дома, под руководством старшего брата Юлия. Чтение произведений русских классиков, особенно Пушкина, Лермонтова, Гоголя, знакомство с революционно-демократической критикой способствовало возникновению у будущего писателя прогрессивных, демократических настроений.

    Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов XIX века. Его первым опубликованным произведением было стихотворение «Над могилой С.Я.Надсона» (1887).

    Бунин вступил в литературу поэтом. Уже в его юношеских стихотворениях звучали мотивы, которые во многом определили смысл зрелого, позднейшего творчества. Он говорит о природе как средоточии гармонии. Быть естественным, как сама природа, - вот идеал юного поэта. Не только восторг перед природой, а и страстная жажда воссоединения с ней – эта тема классической поэзии звучит в стихотворении шестнадцатилетнего Бунина программно. Этот мотив варьируется в стихотворениях Бунина. В естественности бытия, по Бунину, источник главных ценностей человеческого существования: покой, бодрость, радость. Давно возникшее в мировой, в том числе и русской, лирике очеловечивание природы Бунин повторяет настойчиво, обогащая новыми метафорами. Лучшим стихотворным произведением Бунина явилась поэма «Листопад», посвященная Максиму Горькому. Это высокая пейзажная лирика. Поразительная по краскам, живописному изяществу, она встала в один ряд с лучшими пейзажами в мировой поэзии. Как поэт, Бунин завершил классическую традицию русского стиха XIX века.

    Широкую известность Бунину принесла проза. Многое в наследии Бунина-прозаика следует отнести (по аналогии с И.С.Тургеневым) – к жанру «стихотворений в прозе». Для его прозы характерны главные свойства стихотворной речи: эмоциональная напряженность и ритмический строй. Почти в той же мере, что и в стихах, присутствует во многих рассказах автор в качестве очевидца и участника происходящего. Рассказ «Антоновские яблоки» (1900) выражает поэтическое отношение Бунина к миру. Рассказ воспринимается как радостный гимн природе.

    Особенности Бунина-художника, своеобразие его места среди современников и шире – в русском реализме XIX – XX веков, иными словами, то новое, что внес писатель в литературу, глубоко раскрывается в произведениях 1910-х годов, в которых его занимала, по словам самого Бунина, «душа русского человека в глубоком смысле». И это не было преувеличением. В повестях «Деревня» и «Суходол», в рассказах «Древний человек» (1911), «Хорошая жизнь» (1911), «Ночной разговор» (1911), «Веселый двор» (1911), «Игнат» (1912), «Захар Воробьев» (1912), «Последнее свидание» (1912) и других Бунин ставит задачу – отобразить в перекличке и полемике с крупнейшими писателями-современниками          (прежде всего с Горьким) главные, по его мнению, слои русского народа – крестьянство и мещанство, мелкопоместное дворянство и тем самым наметить общую историческую перспективу в жизни всей огромной страны.

    Бунин с его политическим консерватизмом выступил в пору революции охранителем исконных стародавних устоев. Он решительно отверг Временное правительство и его лидеров. Покинув Россию в феврале 1920 года, Бунин через Константинополь, Софию и Белград попал в Париж, где и обосновался, проводя лето в Приморских Альпах.

    Бунин не мог оторваться от мысли о России. Как бы далеко от нее он ни жил, Россия была неотторжима от него. Однако это была отодвинутая Россия. Не та, что раньше начиналась за окном, выходящим в сад; она была и словно не была, все в ней стало под вопрос и испытание. В ответ на боль и сомнения в образе отодвинутой России стало яснее проступать то русское, что не могло исчезнуть и должно было идти из прошлого дальше.

    Была, впрочем, одна проблема, которой Бунин не только не опасался, а, наоборот, шел ей навстречу всей душой. И ни война, ни революция не могли его привязанности к ней пошатнуть – речь идет о любви. Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Нечасто прорываются они на поверхность: большинство людей не испытывают их рокового воздействия до конца своих дней.

    Близость любви и смерти, их сопряженность были для Бунина фактами очевидными, никогда не подлежали сомнению. Однако катастрофичность бытия, непрочность человеческих отношений и самого существования – все эти излюбленные бунинские темы после гигантских социальных катаклизмов, потрясших Россию, наполнились новым грозным значением. «Любовь прекрасна» и «любовь обречена» - эти понятия, окончательно совместившись, совпали, неся в глубине, в зерне каждого рассказа личное горе Бунина-эмигранта.

    Необычная сила и искренность чувства свойственна героям его рассказов. Рассказ «Солнечный удар» был написан в 1925 году. Трудно отыскать произведение, которое в столь сжатой форме и с такой силой передавало бы драму людей, познавших вдруг подлинную, слишком счастливую любовь; счастливую настолько, что, продлись она еще один день (и оба знают это), и любовь, осветившая всю их серую жизнь, тотчас бы покинула их, перестала быть «солнечным ударом».

    В 1933 году Бунин первым среди русских писателей был удостоен Нобелевской премии в области литературы. Немалую роль в этом событии сыграло появление первых четырех книг романа «Жизнь Арсеньева».

    В годы войны Бунин закончил книгу рассказов «Темные аллеи», которая вышла в полном составе в 1946 году в Париже. Это единственная в русской литературе книга, в которой «все о любви». Тридцать восемь новелл сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов. Рассказ «Чистый понедельник». Казалось бы, у героев есть все для абсолютного счастья. Но они – разные натуры. Она напряженно ищет что-то цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. В «чистый понедельник» она ушла на «великий постриг», в монастырь.

    Рассказ представляет собой образец прозы позднего Бунина, с его тяготением к совершенному лаконизму, художественной краткости, сгущению внешней изобразительности, что позволяет говорить о новореализме как писательском методе.

    Последнее десятилетие жизни писателя принесло оккупацию Франции гитлеровскими войсками, разрыв с любимой женщиной, голод, страдания, а затем – тяжелую болезнь и медленное угасание. В ночь на 8 ноября 1953 года Бунин скончался в Париже в скромной квартирке на улице Жака Оффенбаха.

 

Домашнее задание:

Ответить на вопросы:

1.В чем проявляется взаимосвязь Бунина-прозаика и Бунина поэта?

2.Какие черты, по мнению Бунина, характерны для подлинной любви? Почему он считает, что любовь – «краткий гость на земле» (рассказы «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Темные аллеи»)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: