Русская батальная живопись. В. Верещагин

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)

В.В. Верещагин происходил из древнего дворянского рода. Он закончил Петербургский Морской кадетский корпус. Но отказался от карьеры военного, чтобы стать художником-профессионалом. Два года Верещагин учился в Академии художеств, потом, разочаровавшись в ней, оставил обучение.

В 1863г. Верещагин много путешествовал. Он побывал на Кавказе и в Средней Азии, Индии, на Балканах, в Сибири, Палестине и Японии. Рисунки и картины художника, точные, почти документальные свидетельства о природе далеких земель, о нравах и обычаях разных народов, об архитектурных памятниках и исторических событиях (“Двери Тамерлана”, 1872-1873.; “Мавзолей Тадж-Махал в Агре”, 1874-1876 гг.).

Однако в историю русской живописи Верещагин вошел, прежде всего, как художник-баталист. До него сражения изображали по государственному заказу и в соответствии с государственной идеологией. А Верещагин стал писать живописные очерки, рассказываемые простым языком об эпизодах, которые, может быть, и не решали исход сражений, но давали понять, что такое война в неприкрашенном её виде.

На картине “Представляют трофеи” из серии “Варвары” (1871-1872 гг.) изображена часть Самаркандского дворца – колоннада, внутренний дворик. В его глубине эмир (“повелитель” - с арабского; в странах арабского Востока правитель, глава государства, военачальник) рассматривает груду отрубленных голов, за ним следует группа приближенных. Современному зрителю эта картина кажется кадром из документального фильма или же фотографией. Так скрупулезно и бесстрастно выписаны архитектурные подробности и одежды персонажей.

Завершает эту серию знаменитый “Апофеоз войны”. Среди выжженной пустыни возвышается пирамида из человеческих черепов. Над ней кружит воронье. На заднем плане разрушенный город и засохшие деревья. Картиной можно считать исторической: такие устрашающие пирамиды сооружал в знак своего могущества азиатский полководец Тимур (Тамерлан). Однако Верещагин вложил в ней более общий смысл, добавив к названию: “Посвящается всем завоевателем прошлого, настоящего и будущего”.  

Главные произведения рассказывают о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Об отношении Верещагина к войне ярко свидетельствует полотно, которое изображает радость победы, - “Шипка – Шейново. Скобелев под Шипкой” (1878-1879 гг.). Вдоль огромного строя солдат, кажущегося бесконечным, стремительно скачут всадники. Впереди на белом коне генерал Михаил Дмитриевич Скобелев, герой решающего сражения у деревни Шейново недалеко от Шипкинского перевала в горах Болгарии. Он приветственно поднял руку, над строем взметнулись солдатские фуражки. А на переднем плане снежное поле и неубранные трупы солдат. Верещагин говорил: “Передо мной как перед художником – война, и я её бью, сколько у меня есть сил... бью её с размаху и без пощады”.

В начале русско-японской войны (1904-1905 гг.) Верещагин отправился на Дальний Восток. В марте 1904 г. он погиб на взорванном вражеской миной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: