Тема 10. Философия человека
План:
Проблема человека в истории философии
Биологическое и социальное в человеке.
Человеческая личность. Типы, структура.
Философское осмысление смысла жизни человека.
Проблема человека в истории философии
Космос (греч. κόσμος) — понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Противопоставлялся хаосу. Греки соединяли в понятии «космос» две функции — упорядочивающую и эстетическую.
Философская антропология (от греч. antropos – человек, logos – учение) – это раздел философии, изучающий человека, его развитие и взаимосвязь с обществом, культурой и природой.
Эволюция подходов к изучению человека в истории философии
Философия Древнего Востока – человек, как часть космоса «малая Вселенная» (В древнеиндийской мифологии – часть мировой души). Он как бы погружен в космос и живет по его законам. Человек не свободен, т.к. окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен человеку. Характерной чертой философии Древнего востока является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение к социальному и природному миру. Улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т.д. связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств.
|
|
Человек сам определяет пути своего совершенствования и является своим богом и спасителем. Нельзя при этом забывать, что характерной чертой философского антропологизма является здесь трансцендентализм – человек, его мир и судьба непременно связываются с трансцендентным (запредельным) миром.
Античность – человек как часть природы и Космоса, существо, обладающее разумом. Мудрость человека состоит в умении жить по законам Космоса, познавать окружающий мир и самого себя. Человек рассматривался как уникальное существо, в котором соединено божественное и природное, и сам человек собственной деятельностью может либо опуститься до животного уровня, либо подняться до божественного. Человек все более осознается творцом своей собственной судьбы.
Средневековье – согласно христианскому представлению о создании человека Богом по его образу и подобию, развивается идея о богоподобии человека. Смысл жизни состоит в приближении к Богу и спасении своей души. Дух и тело зачастую рассматриваются как противоположные стороны человека, как возвышенное и низменное.
Возрождение – понимание человека обусловлено гуманистической традицией. В центре ценность человека и гармоничность его земной жизни. Человек рассматривался как всемогущий, свободный творец своей судьбы. Природа – это просто мастерская для человека, который может делать в ней все.
|
|
Новое время – естественнонаучная антропология рассматривает индивидуальность человека и его самосознание. Цель исследования – изучение сущности человека, его сознания и познания. Кроме концепции «homo sapiens» (человек-разумный) распространяется концепция «homo faber» (человек-деятельный), творец истории и культуры. В то же время, некоторые философы этого периода, представляли человека хрупким и слабым существом, «мыслящим тростником», затерянном в бескрайней Вселенной (Блез Паскаль). Этим раскрывалось противоречивость бытия человека в мире: он и могуч, и слаб, и создатель и разрушитель.
Просвещение – 1. Признание естественного равенства людей. 2. Указание на определяющую роль личного интереса в их деятельности и поведении. 3. Признание значительного влияния общественной среды, прежде всего, форм государственного устройства и правления, на идеи и поступки людей. 4. Обоснование всемогущества образования и воспитания в процессе их формирования как личностей.
Философия XIX – ХХ в. – Л. Фейербах осуществляет антропологическую переориентацию философии, ставя в центр философии живого, чувственного, страдающего телесного человека. Ф. Ницше: в жизни человек руководствуется физиологическими потребностями и стремлением к власти. Философов марксизма интересовала, прежде всего, социальная жизнь человека. З. Фрейд исследовал глубинные мотивы поведения человека, рассматривая его как сложное психобиологическое существо. Важное место в современной философии занимает вопрос глобальных проблем современной цивилизации и кризис человеческого в человеке под воздействием техники и упадка нравственности (Н.А. Бердяев, Э. Фромм и др.).
Экзистенциалисты (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и др.) учат, что человек – существо, страдающее от несовершенства мира. Человек должен находить в себе силы и бунтовать против абсурда и бесчеловечности этого мира.
Как самостоятельная дисциплина философская антропология оформилась в 20-х гг. ХХ столетия благодаря трудам немецких философов Макса Ше/лера, Хельмута Плеснера, А/рнольда Ге/лена, ставивших своей целью создание интегрированной концепции человека с помощью поиска антропобиологических оснований человеческой деятельности. Макс Шелер (1874-1928 гг.) сформулировал задачу философской антропологии: «соединение различных подходов изучения человеческого бытия, так как человеческая природа есть концентрированное воплощение его единства. Определить человека принципиально невозможно, так как это отрицало бы многообразие и свободу человека». Шелер считал, что человеческая сущность духовна и выражается в способности видения безусловных ценностей.
2.
Человек – представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек – это живая система, представляющая единство трех составляющих:
1) биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.)
2) психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.)
3) социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т.п.)
Однако стать человеком он может только в обществе: будучи оторванным от общества, например, в младенческом обществе, человеческое существо развивается как биологическая особь, но безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком (овладеть речью, навыками общения, обучиться труду, интеллектуальная деятельность тоже для него недоступна).
|
|
Несомненно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо.
Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя из его биологического начала, игнорируя влияние общества или собственный выбор личности. Так, Томас Ма/льтус (18 в.) предложил рассматривать общественную жизнь как арену борьбы отдельных людей за свое существование, где побеждают сильнейшие, а слабые обречены на гибель (по аналогии с животным миром).
Социал-дарвинизм на рубеже Х1Х-ХХ вв. продолжил эту идею, вооружившись учением Ч.Дарвина о естественном отборе и эволюции. Социобиология в ХХ в. изучает все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии. Расистские концепции, заявляют о превосходстве одних людей над другими по признаку принадлежности к «высшим» или «низшим» расам (фашизм, евгеника). Фрейдизм с его пониманием культуры как сублимации сексуальных влечений тоже относится к биологизаторскому направлению.
Социологизаторские концепции, напротив, абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. Такова установка всего социального утопизма, начиная с эпохи Просвещения, заканчивая К.Марксом, и его воплощением в действительность – социализмом. Однако, в действительности оказалось все сложнее. Человек – это не tabula rasa (чистая доска), на которой общество пишет свои письмена (какие захочет).
3.
Личность – определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность – это итог взаимодействия человека и общества.
Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон.
|
|
Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей.
Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства.
Структура личности
1) физическая личность или физическое Я – это телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины; существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека.
2) социальная личность – это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности.
3) духовная личность – ценности и идеалы – составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив, утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни.
Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать главенствующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной и интеллектуальной активности. Эта черта, выходящая на первый план, и определяет сущность личности на данном этапе ее развития.