Метод бухгалтерского учета и его элементы

 

Метод бухгалтерского учета представляет собой систему спосо­бов отражения и обобщения в денежной оценке объектов бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета состоит из следующих элементов:

- документации,

- оценки, счетов,

- двойной записи,

- оборотных ведомостей,

- калькуляции, инвентари­зации,

- баланса,

 - отчетности.

Документация – способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета, с помощью которого фиксируют все хозяйственные операции.

Оценка – способ обобщенного денежного измерения хозяйственных средств и источников их образования.

Счета бухгалтерского учета – это способ систематического обобщения и группировки всех данных, собранных в документах. Счет – это способ отражения и наблюде­ния за отдельными видами хозяйственных средств и источников их образования, за отдельными хозяйственными процессами и их результатами.

Двойная запись – способ двойственного отражения каждого хозяйственного факта в едином изме­рителе на счетах бухгалтерского учета.

Оборотные ведомости – это такой элемент метода бухгалтерского учета, с помощью которого обобщают сведения по группам однородных счетов и в це­лом по всем счетам. При этом отражаются следующие данные: названия счетов, остатки хозяйственных средств и их источников на начало и конец отчетного периода, их увеличение и уменьшение в течение отчетного периода.

Калькуляция – это научно обоснованный расчет себестоимости единицы продукции.

Инвентаризация представляет собой сопоставление фактического наличия средств с показателями учета.

Баланс – это сопоставление хозяйственных средств и источников их об­разования на определенный момент времени.

Бухгалтерская отчетность – это способ получения итоговых сведений о различных сторонах хозяйственной деятельности предприятия. Ее использует как внутренний аппарат управления, так и внешние лица, имеющие финансовые интересы в данной организации или потенциальные инвесторы. Поэтому отчет­ность составляют по определенным правилам и стандартам.

 

Тема 2. Бухгалтерский баланс

Понятие бухгалтерского баланса. Виды балансов

       2. Изменениия баланса под влиянием хозяйственных операций

Понятие бухгалтерского баланса. Виды балансов

 

Термин «баланс» происходит от латинских слов bis - дважды и lanx - ча­ша весов. Отсюда bilanx - равенство (двучашие).

Бухгалтерский баланс пред­ставляет собой способ экономической группировки и обобщенного отражения в денежной оценке хозяйственных средств и источников их образования на опре­деленную дату.

Графически баланс представлен в виде таблицы, разделенной на две час­ти: в одной из них отражены хозяйственные средства, сгруппированные по со­ставу и размещению, называется она активом (активус - activus - латинское - деятельный; agio- греческое - действовать) и в другой отражены источники об­разования тех же хозяйственных средств и называется пассивом (passivus — без­деятельный, страдающий).

       Бухгалтерский баланс состоит из пяти разделов:

Внеоборотные активы

Оборотные активы

Капиталы и резервы

Долгосрочные пассивы

Краткосрочные пассивы

Баланс является средством уравновешивания хозяйственных средств, сгруппированных по составу и размещению и по источникам образования. Ба­лансирующими показателями являются финансовые результаты предприятия, то есть прибыль или убыток.

Группировка статей по активу и пассиву баланса позволяет

- сопоставлять состав и размещение хозяйственных средств с источниками их покрытия и на­значения

- определять целесообразность использования соб­ственных оборотных средств, средств целевого финансирования

- подводить ре­зультаты финансовой деятельности предприятий.

 

Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций

 

В процессе хозяйственной деятельности совершаемые операции приво­дят к изменениям в составе средств и их источников,а, следовательно, в активе и пассиве баланса.

Баланс

№ п.п Актив Сумма, руб. № п.п Пассив Сумма, руб.
1 2   3   4   5 Основные средства Материалы   Касса   Расчетный счет   Прочие дебиторы 100000 120000   3000   10000   4000 1 2   3   4 Уставный капитал Краткосрочные кредиты банков Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты с персоналом по оплате труда 170000   12000   5000   50000
Итого: 237000   Итого: 237000

 

В течение месяца совершены следующие операции:

1. Из кассы предприятия выдано под отчет на командировочные расходы 2500 руб.

2. В банке оформлена краткосрочная ссуда, и без зачисления на расчетный счет направлена на погашение задолженности поставщикам в сумме 5000 руб.

3. На основании акцептованных (принятых к оплате) платежных документов поставщиков и приходных ордеров оприходованы материалы на сумму 18000 руб.

4. Согласно платежному поручению и выписке банка, перечислена сумма 6000 руб. поставщикам в погашение задолженности перед ними.

 

Баланс

№ п.п Актив Сумма, руб. Измене ния № п.п Пассив Сумма, руб. Измене ния
1.     2.   3.   4.   5. Основные средства   Материалы   Касса   Расчетный счет   Прочие дебиторы 100000     120000   3000   10000   4000   3)+18000   1) -2500   4)-6000   1) +2500 1.     2.   3.   4.     Уставный капитал   Краткосрочные кредиты банков Расчеты с поставщ. и подрядч. Расчеты с персоналом по оплате труда 170000     12000     5000     50000   2) +5000     2)- 5000 3)+18000 4)-6000
Итого: 237000     Итого: 237000  

 

 

Баланс

(с учетом изменений под влиянием хозяйственных операций)

№ п.п Актив Сумма, руб. № п.п Пассив Сумма, руб.
1 2   3   4 5 Основные средства Материалы   Касса   Расчетный счет Прочие дебиторы 100000 138000   500   4000 6500 1 2   3   4 Уставный капитал Краткосрочные кредиты банков Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты с персоналом по оплате труда 170000   17000   12000   50000
  Итого: 249000   Итого: 249000

 

Общая схема четырех типов изменений применительно к бухгалтерско­му балансу следующая:

Хозяйственные средства

Источники образования хозяйственных средств

Актив

Пассив

Увеличение Уменьшение Уменьшение Увеличение
I тип IV тип II тип III тип  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: