Назначение: служит для поддержания нормального температурного режима двигателя (85 - 95˚С).
Существует следующие виды систем охлаждения: жидкостная, воздушная и смешанная. В систему охлаждения входит: рубашка блока, головка блока, радиатор, жидкостный насос, вентилятор, термостат (устанавливается в подводящем патрубке), соединительные патрубки, жалюзи (устанавливаются перед радиатором), расширительный бачёк, краники для слива охлаждающей жидкости, измерительные приборы.
Все жидкостные системы закрытого типа, т. е. на горловине радиатора есть пробка, в которой имеется два клапана (большой – паровой, маленький - воздушный). При давлении 0,145 – 0,16 МПа (1,45 – 1,6 кг/см²) паровой клапан открывается. При разряжении 0,008 – 0,01 МПа открывается воздушный клапан. Паровой клапан обеспечивает температуру кипения жидкости. Это важно для работы двигателя.
Недостатки:
1. Длительный прогрев, повышающий износ.
2. Увеличение массы и размера двигателя.
3. Повышение трудоёмкости ТО и ремонта.
Преимущества:
1. Облегчение пуска двигателя.
2. Малые затраты мощности на охлаждение.
3. Эффективное охлаждение наиболее нагретых мест.
4. Более равномерное охлаждение деталей.
5. Возможность использовать отвод энергии.
Воздушные системы охлаждения.
Преимущества:
1. Быстрый прогрев.
2. Надёжная работа при отрицательных температурах.
3. Простота конструкции и лёгкость в обслуживанию.
4. Малая чувствительность к изменениям температуры окружающей среды.
Недостатки:
1. Ухудшается весовое наполнение цилиндров.
2. Повышаются затраты мощности на привод вентилятора.
3. Затруднён пуск двигателя при низких температурах.
4. Потребность в масленом радиаторе.
5. Повышенный шум.