Фазы газораспределения – открытие и закрытие клапанов, выражённое углом поворота коленчатого вала.
Фазы газораспределения изображают в виде круговых диаграмм (рис. 4.2). Выпускной клапан открывается в конце расширения с опережением на угол γ до прихода поршня в НМТ. В этот момент давление в цилиндре составляет 0,3...0,5 МПа, а в системе выпуска в результате сопротивления глушителя и трубопроводов оно равно 1,05 МПа, поэтому под действием перепада давлений отработавшие газы начинают выходить со скоростью истечения 500...700 м/с и до НМТ из цилиндра удаляется 60...70 % отработавших газов. Этот период называется периодом свободного выпуска, клапан в это время открыт примерно наполовину своего максимального подъема. При движении поршня от НМТ к ВМТ отработавшие газы выталкиваются поршнем, когда проходное сечение клапанной щели близко к максимальному. Закрывается клапан с запаздыванием по отношению к ВМТ на угол β. В этот период для очистки цилиндра используется отсасывающее действие потока газов в выпускном трубопроводе. Следовательно, расширение фазы выпуска уменьшает работу на выталкивание отработавших газов и способствует лучшей очистке цилиндра.
|
|
Впускной клапан открывается на угол α до ВМТ. В течение этого промежутка времени выбирается тепловой зазор в приводе и клапан приоткрывается, что способствует выравниванию давления между цилиндром, впускным и выпускным трубопроводами, так как выпускной клапан еще открыт. Период, когда одновременно открыты оба клапана, называется перекрытием клапанов. При перекрытии клапанов газы могут двигаться от впускного трубопровода через цилиндр к выпускному, что способствует продувке цилиндра, либо в обратном направлении, что замедляет процесс впуска. Это явление наблюдается при режимах, характеризуемых малой частотой вращения коленчатого вала.
При движении поршня от ВМТ к НМТ, когда давление в цилиндре становится меньше давления во впускном трубопроводе, начинается процесс впуска. Под действием перепада давлений, вызванного движением поршня, скорость воздушного потока увеличивается и может составлять 80...150 м/с (в зависимости от быстроходности двигателя). Момент инерции воздушного потока используют для дозарядки цилиндра. Для этого впускной клапан закрывают позднее НМТ на угол δ.
Рис. 4.2. Диаграмма фаз газораспределения:
1 – 2 - фаза впуска; 3 — 4 — фаза выпуска