Тормозная система автомобиля КамАЗ – 5320 имеет пять контуров (рис. 22.10):
1) рабочая
2) стояночная
3) запасная
4) вспомогательная
5) контур быстрого растормаживания
Стояночная и запасная тормозные системы обеспечивают только торможение задних колёс. Вспомогательная – снижает скорость до 30 км/ч. (горный тормоз).
Контур I привода рабочих тормозных механизмов колес переднего моста и прицепа включает часть тройного защитного клапана 17, ресивер 24 объемом 20 л с краном 19 слива конденсата, часть двухстрелочного манометра 5, нижнюю секцию двухсекционного тормозного крана 16, клапан 8 ограничения давления, клапан 7 контрольного вывода, тормозные камеры 1 передних колес, трубопроводы от нижней секции двухсекционного тормозного крана 16 к нижней секции клапана 31 управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом и от него к клапану 34 управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом, к разобщительным кранам 37 и соединительным головкам 38 и 39.
|
|
Контур II привода рабочих тормозных механизмов колес задней тележки и прицепа включает часть тройного защитного клапана 17, ресиверы 22 общим объемом 40 л, часть двухстрелочного манометра 5, верхнюю секцию двухсекционного тормозного крана 16, автоматический регулятор 30 тормозных сил, четыре тормозных камеры 26 колес задней тележки, клапан 7 контрольного вывода, верхнюю секцию клапана 31 управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом, далее, те же узлы привода прицепа, что были перечислены в первом контуре, воздухопроводы и шланги между всеми перечисленными элементами.
Контур III привода тормозных механизмов стояночной и запасной тормозных систем тягача и прицепа, а также питания комбинированного привода тормозных механизмов прицепа включает часть двойного защитного клапана 13, два ресивера 25 общим объемом 40 л, клапан 7 контрольного вывода, кран 2 управления стояночной и запасной тормозными системами, ускорительный клапан 29, часть двухмагистрального перепускного клапана 32, четыре пружинных энергоаккумулятора 28, трубопроводы и шланги между названными узлами; трубопровод от крана стояночного и запасного тормозных механизмов к средней секции клапана 31 управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом, ресивер 25 к одинарному защитному клапану 35, к клапану 34 управления тормозными механизмами с однопроводным приводом и разобщительным клапаном 37, соединительным головкам 38 и 39 (головка 38 типа А однопроводного привода тормозных механизмов прицепа, головки 39 типа «Палм» двухпроводного привода).
|
|
Контур IV привода вспомогательной тормозной системы и питания потребителей включает конденсационный ресивер 20, часть двойного защитного клапана 13, два цилиндра 23 привода заслонки вспомогательной тормозной системы, трубопроводы и шланги между перечисленными приборами. От этого же контура сжатый воздух поступает к дополнительным потребителям (стеклоочистители, ппенмо - гидравлический усилитель сцепления и др.).
Контур V привода системы аварийного растормаживания тормозных механизмов стояночной тормозной системы включает: часть тройного защитного клапана 17, кран 3 системы аварийного растормаживания, часть перепускного клапана 32, воздушные ресиверы 22 и 24, воздухопроводы и шланги между перечисленными приборами.
Рис. 22.10. Тормозной пневмопривод автомобиля КамАЗ-5320:
1 —тормозные камеры передних колес; 2—кран управления стояночной и запасной тормозными системами; 3—кран аварийного растормаживания стояночного тормозного механизма; 4—кран вспомогательной тормозной системы; 5—двухстрелочный манометр; 6—контрольные лампы и звуковой сигнал; 7—клапаны контрольного вывода; 8—клапан ограничения давления; 9—компрессор; 10—пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 11 —регулятор давления; 12 —предохранитель от замерзания; 13 —двойной защитный клапан; 14 — датчик включения электромагнитного клапана тормозного механизма прицепа; 15 —аккумуляторные батареи; 16 —двухсекционный тормозной кран; 17 — тройной защитный клапан; /8—датчик падения давления в ресивере; 19 —краны слива конденсата; 20 —конденсационный ресивер; 21 —клапан отбора воздуха; 22 —ресиверы контура //; 23 —пневмоцилиндр привода заслонки вспомогательной тормозной системы; 24 и 25 —ресиверы контуров соответственно / и ///; 26 —тормозные камеры колес
задней тележки; 27 —датчик включения контрольной лампы стояночной тормозной системы; 28 —энергоаккумуляторы; 29 —ускорительный клапан; 30 —автоматический регулятор тормозных сил; 31 —клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; 32 —двухмагистральный клапан; 33 —датчик включения сигнала торможения; 34 —клапан управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом; 35—одинарный защитный клапан; 36—задние фонари>^7—разобщительные краны; 38 и 39 —соединительные головки соответственно типа А и типа «Палм»
Тормозные камеры служат для приведения в действие тормозных механизмов колес. Тормозные механизмы передних колес приводятся в действие тормозными камерами типа 24 (рис. 22.12, а), а задние — типа 20 (рис. 22.12, б). Цифры 24 и 20 означают активную площадь мембраны камер в квадратных дюймах.
Рис. 22.12. Тормозные камеры автомобилей семейства КамАЗ:
а —типа 24; б —типа 20 с энергоаккумулятором; в —схема работы камеры при отсутствии торможения; г —схема работы камеры при торможении рабочим тормозным механизмом; д —схема работы камеры при торможении запасным и стояночным тормозными механизмами; е —схема работы камеры при механическом растормаживании тормозных механизмов; 1 —шток; 2 —корпус; 3 —крышка корпуса; 4 —штуцер; 5—мембрана; 6 и 14 —пружины; 7—вилка; 8 -диск; 9 —фланец цилиндра; 10 —подпятник; 11 —цилиндр; 12 —поршень; 13 —уплотнитель поршня; 15 —винт; 16 —упорная шайба; 17— дренажная трубка; 18 —толкатель; 19 —подшипник; 20 —колпачковая гайка
Регулятор давления сжатого воздуха, поступающего от компрессора (рис. 22.13). При возрастании давления до 750 кПа регулятор сообщает пневмосистему с атмосферой и подача воздуха прекращается, а при падении давления до 620 кПа сжатый воздух вновь поступает в систему.
При давлении в системе менее 700 кПа воздух из компрессора поступает в вывод 1 регулятора, проходит через фильтр 2 в кольцевой канал 8 и через обратный клапан 9 в пневмосистему. Часть воздуха одновременно через канал 7 поступает в полость А под поршень 6, уравновешенный пружиной 5. Выпускной клапан 4, соединяющий полость Б над разгрузочным поршнем 12 с атмосферой через вывод 11, открыт, а впускной клапан 10, через который сжатый воздух поступает в полость Б, под действием пружины закрыт, так же как и разгрузочный клапан 1 (рис. 22.13, а).
|
|
Рис. 22.13. Регулятор давления:
а —схема работы при давлении в системе менее 700 кПа; б —схема работы при давлении в системе 700...750 кПа; 1 —разгрузочный клапан; 2 —фильтр; 3 —пробка канала отбора воздуха; 4— выпускной клапан; 5 —уравновешивающая пружина; 6— следящий поршень; 7 и 11 — каналы; 8 — кольцевой канал; 9- обратный клапан; 10— впускной клапан; 12 —разгрузочный поршень; 13 — седло разгрузочного клапана; 14 —клапан для накачивания шин; 15 —колпачок; А —полость под следящим поршнем; Б —полость над разгрузочным поршнем; /—вывод от компрессора; // и IV —выводы в атмосферу; ///—вывод в пневмосистему
Предохранитель от замерзания испарительного типа служит для защиты трубопроводов и приборов пневмопривода от замерзания конденсата.
В стакан 2 (рис. 22.14) в зависимости от его вместимости заливается 200 или 1000 см3 этилового спирта. С помощью штока 10 с рукояткой предохранитель может быть подключен к пневмосистеме при температуре ниже 5 °С или отключен при температуре выше 5 °С.
Рис. 22.14. Предохранитель от замерзания:
1- пружина фитиля; 2 —стакан; 3 —фитиль; 4 и 9 — уплотнительные кольца; 5 —жиклер; 6 —пробка с уплотнительным кольцом; 7 —крышка; 8 —запирающий штифт; 10 —шток с рукояткой
Двойной защитный клапан (рис. 22.15, а) служит для распределения поступающего из компрессора сжатого воздуха по двум контурам и поддержания давления водном контуре при повреждении другого.
Сжатый воздух из компрессора, пройдя регулятор давления и предохранитель от замерзания, через вывод /// поступает н центральную полость. Затем он, отжав клапаны 7 и 9, через вывод / проходит и контур вспомогательной тормозной системы, а через вывод //— в контур стояночной и запасной тормозных систем тягача и прицепа. Однако если давление в баллонах будет достигать значения, при котором регулятор давления отключает пневмосистему от компрессора, то клапаны 7 и 9 закроются.
|
|
Тройной защитный клапан (рис. 22.15, б) распределяет воздух, поступающий из компрессора, по трем контурам и при повреждении одного;', из них сохраняет давление в исправных контурах.
Сжатый воздух из компрессора через вывод /// поступает в полости А и Б и при возрастании давления до 520 кПа открывает клапаны 15 и 24, преодолевая сопротивление пружин 17 и 21 и прогибая мембраны, поступает через выводы IV и V соответственно в контуры рабочих тормозных механизмов колес переднего моста и прицепа, колес задней тележки и прицепа. В это же время сжатый воздух открывает перепускные клапаны 25 и 26, поступает в полость В и при давлении 510 кПа, открыв клапан 27, проходит через вывод VI в контур системы растормаживания.
Двухсекционный тормозной кран (рис. 22.16) служит для управления механизмами рабочей тормозной системы автомобиля и комбинированным приводом тормозных механизмов прицепа при наличии раздельного привода к тормозным механизмам передних и задних колес. В расторможенном состоянии (рис. 6.6, а) воздух из крана в контуры не поступает.
При торможении усилие от тормозной педали передается через упругий элемент 4 крана на ступенчатый поршень 3, который, перемещаясь вниз, закрывает выпускное отверстие клапана 2, разобщая вывод // с атмосферой. При движении поршня 3 вниз обеспечивается доступ сжатому воздуху из вывода /// к выводу // и далее к тормозным камерам задних колес (рис. 6.6, б). Действие сжатого воздуха и пружины 6 на поршень 3 снизу уравновешивает силу нажатия на педаль.
Ручной тормозной кран необходим (рис. 22.17) для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем. Он управляет пневматическими механизмами, работающими при выпуске сжатого воздуха.
Рис. 22.15. Защитные клапаны:
а —двойной; б —тройной; 1 —защитный чехол; 2 и 3 —уплотнительные кольца; 4 —упорное кольцо; 5 -упорный поршень; 6 —пружина; 7 и 9 —плоские клапаны; 8 —центральный поршень; 10 —крышка; 11 — регулировочные шайбы; 12 — пробка с дренажным отверстием; 13 —корпус; 14 —колпак; 15, 24, 27 - клапаны; 16, 22, и 29 —опорные диски; 17, 21 и 10 -пружины; 18 —заглушка; 19 —регулировочный пинт; 20, 23 и 28 —мембраны; 25 и 26 —перепуск-
ные клапаны; А, Б и В— полости; /- выпод в контур вспомогательной тормозной системы; //- вывод в контур стояночной и запасной тормозных систем тягача и прицепа; /// - вывод к компрессору; IV —вывод в контур рабочих тормозных механизмов колес переднего моста и прицепа; V —вывод в контур рабочего тормозного механизма
колес задней тележки и прицепа; VI- вывод и контур системы растормаживания
Рис. 22.16. Двухсекционный тормозной кран:
а - расторможенное состояние; б - торможение; 1 —ускорительный поршень; 2 и 9 —клапаны; 3 и 7 —ступенчатые поршни; 4 -упругий элемент; 5 — шпилька; 6 и 8 - пружины ступенчатых поршней; 10 толкатель; А — канал; / и //—выводы в контур рабочих тормозных механизмов передних колес и колес задней тележки; /// и IV —выводы к ресиверам; V - вывод к атмосферу
Рис. 22.17. Ручной тормозной кран управления стояночной и запасной тормозными системами:
а —расторможенное состояние; б —торможение; 1 — пружина выпускного клапана; 2 —уравновешивающая пружина; 3 и 5 —пружины штока; 4 —кулачок; 6 —направляющий колпачок; 7 —шток; 8— фиксатор рукоятки; 9—седло; 10 —выпускной клапан; 11 —поршень; А и Б —полости; /—вывод к энергоаккумуляторам через ускорительный клапан; //—вывод в атмосферу; ///—вывод к ресиверу