Логарифмирование обеих частей уравнения

Математика 14 группа урок 17.04.2020

Тема: Решение логарифмических уравнений.

Цель: научиться решать простейшие логарифмические уравнения.

Задание:

Познакомиться с материалом.

Списать таблицу.

Решить уравнения.

 

Метод решения Пример Ответ
1)логарифмирование 9х =0,7 логарифмируем по основанию 9 log99х = log90,7 х*log99 = log90,7 х= log90,7
2)Определение логарифма а) log5х =2    х = 52 х = 25 Ответ: 25. б) log3(х2+6) = log35х х2 + 6 = 5х х2 - 5х + 6 = 0 х1 = 2 Є ОДЗ х2 = 3 Є ОДЗ Ответ: 2;3.  
3)Свойства логарифма а) log4х =log42 + log47 log4х =log42*7 х = 14 Є ОДЗ (14>0) Ответ: 14 б) log3х + log3(3х-2)= log35 log3(х *(3х-2))= log35 х *(3х-2) =  5 3х2 – 2 х – 5 = 0 х1 = -1 ОДЗ (- 1 < 0) х2 = 5/3 Є ОДЗ Ответ: 5/3.  
4)Основное логарифмическое тождество аlogав = в 7log7(2х+3) = 3х+8 2х +3 = 3х +8 х=-5 Проверка: х=-5: log7(2.(-5)+3)= log7 (-7) — не определен, значит х=-5 не является корнем уравнения. Ответ:корней нет
5)Введение новой переменной -   4log2 x  +3 = 0 2и8
6)Разложение на множители log32(2х-1) - 4 log2 (2х-1) = 0 1) О.Д.З.: 2х-1>0, х>1/2 2) х=1 Є ОДЗ,х=2,5 Є ОДЗ,х=7/8 Є ОДЗ,  

 

И 6 методы будут рассмотрены на следующем уроке.

Решить самостоятельно.

Найдите корень уравнения     

1. log2(4 - х) = 8                 2.    log3(х + 2) = 2         3. log4(х + 7) = 2

4. log2(-3х + 8) = 7       5.    log3(- 10х - 14) = 4   6. log2(12 - 4х) = 5

7. log5(-10 - 3х) = 3          8. log4(5 - х) = 2           9. log1/7(х + 7) = -2

     10. log5(х - 4) = 2            11.  log1/5(5 - х) = -2       12. log7(х - 6) = 2

Так как у многих из вас могут быть ошибки при решении простейших линейных уравнений, все уравнения делать с проверкой. (именно такие уравнения будут в экзаменационной работе)

Пример оформления:

log2(4 - х) = 8

4 – х = 28

4 – х = 256

- х = 256 – 4

 - х = 252

х = - 252

Проверка:

При х = - 252     log2(4 – (- 252)) = 8, log2256 = 8 – верно.

Ответ: - 256.

 

Для ознакомления и помощи.

Рассмотрим простейшее логарифмическое уравнение: logax = b (где а>0, a ≠ 1). Так как логарифмическая функция возрастает (или убывает) на множестве положительных чисел и принимает все действительные значения, то по теореме о корне следует, что для любого b данное уравнение имеет, и притом только одно, решение, причем положительное.

Вспомните определение логарифма. (Логарифм числа х по основанию а – это показатель степени, в которую надо возвести основание а, чтобы получить число х). Из определения логарифма сразу следует, что аb является таким решением.

Методы

1. По определению логарифма.

Так решаются простейшие уравнения вида .

Рассмотрим № 514(а): Решить уравнение

Как вы предлагаете его решать? (По определению логарифма)

Решение. , Отсюда 2х – 4 = 4; х = 4.

Ответ: 4.

В этом задании 2х – 4 > 0, так как > 0, поэтому посторонних корней появиться не может, и проверку нет необходимости делать. Условие 2х – 4 > 0 в этом задании выписывать не надо.

2. Потенцирование (переход от логарифма данного выражения к самому этому выражению).

Рассмотрим пример 2 (стр. 242):

Какую особенность вы заметили? (Основания одинаковы и логарифмы двух выражений равны). Что можно сделать? (Потенцировать).

При этом надо учитывать, что любое решение содержится среди всех х, для которых логарифмируемые выражение положительны.

Решение 1. ОДЗ:

Потенцируем исходное уравнение , получим уравнение 2x + 3 = х + 1. Решаем его: х = -2. Это решение не подходит ОДЗ, значит, данное уравнение корней не имеет.

Можно решить это уравнение иначе – переходом к равносильной системе:

Уравнение

(Система содержит избыточное условие – одно из неравенств можно не рассматривать).

Решение 2. Уравнение равносильно системе:

Эта система решений не имеет.

Есть еще один вариант решения – переход к следствию из данного уравнения. При неравносильных преобразованиях найденное решение необходимо проверить подстановкой в исходное уравнение.

Решение 3. . Сделаем проверку: неверно, так как не имеет смысла.

Ответ: корней нет.

Вопрос классу: Какое из этих трех решений вам больше всего понравилось? (Обсуждение способов).

Вы имеете право решать любым способом.

3. Введение новой переменной.

Рассмотрим № 520(г). .

Что вы заметили? (Это квадратное уравнение относительно log3x)

Решение. ОДЗ: х > 0.

Пусть , тогда уравнение примет вид: . Дискриминант D > 0. Корни по теореме Виета: .

Вернемся к замене: или .

Решив простейшие логарифмические уравнения, получим:

; .

Ответ: 27;

Логарифмирование обеих частей уравнения.

Решить уравнение: .

Решение: ОДЗ: х>0, прологарифмируем обе части уравнения по основанию 10:

. Применим свойство логарифма степени:

(lgx + 3) lgx =

(lgx + 3) lgx = 4

Пусть lgx = y, тогда (у + 3)у = 4

, (D > 0) корни по теореме Виета: у1 = -4 и у2 = 1.

Вернемся к замене, получим: lgx = -4, ; lgx = 1, .

Ответ: 0,0001; 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: