Жизнь человека – явление социальное. Человеку необходимо ощущать свою принадлежность к какой-либо группе. Вначале этой группой является семья, потом группа в детском саду, школе и внешкольном учреждении, впоследствии появляются группы по интересам, группы в трудовых коллективах, религиозные группы. «Любое общение всегда было полезно и выгодно для людей, по сравнению с его отсутствием. Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического и эмоционального контакта с людьми деградируют и, в конце концов погибают» (Э. Берн «Игры…» с.19). Погибают без общения не только младенцы. Без умения ладить друг с другом и общаться погибают целые государства. Известно, что общество, в котором сотрудничество и кооперация не имеют место, обречено на гибель. Достаточно вспомнить исторический пример монголо-татарского нашествия на Русь. 200 лет Русь находилась под гнетом монголо-татарского ига, пока не объединилась для борьбы с врагом.
А. Клизовский в книге «Основы миропонимания новой эпохи» (том 1, с.242) пишет:«Развитие жизни возможно лишь благодаря сотрудничеству и кооперации всех сил природы между собою. Если мы обратимся от человеческой жизни к жизни низших царств природы, то всюду увидим целесообразность и согласованность с общим течением космической жизни. Если в животном и растительном мирах мы видим борьбу отдельных видов между собою, то такая борьба является необходимой ступенью их эволюции, но каждый отдельный вид не вступает в борьбу с себе подобными и для защиты своих жизненных интересов и достижения более сложных задач собирается в группы, в стаи, в стада. То, что недоступно одному, доступно многим при сотрудничестве. Стремление найти в другом опору для своей слабости всегда побуждало более слабых в целях защиты себя от более сильных действовать против них сообща, организованно. Это было первой побудительной причиной для кооперативных выступлений. Вторым мотивом было желание достигнуть результатов непосильных и недоступных для одного человека.
Но для истинной кооперации этих двух мотивов недостаточно. Для сотрудничества более высокого необходима готовность отказа от личного эгоизма, личных выгод и преимуществ для общей цели и пользы. Необходима жертвенность и согласованность своих желаний и стремлений с желаниями и стремлениями других».
Как достигнуть сотрудничества и кооперации в обществе?
Как создать условия, в которых человек мог бы исправиться, получить возможность развиваться и расти духовно.
Ответы на эти вопросы я попытаюсь дать в следующих главах.
Изменение межличностных отношений в группе.
Согласно зороастрийскому учению создание на Земле идеального общества, состоящего исключительно из перевоспитанных, сознательных, бескорыстных и честных людей невозможно.
«В зороастризме считается, что жизнь человека, которую он должен пройти от начала и до конца – это работа, проверка, испытание и, самое главное, шанс для развития. А та работа, которую мы здесь должны делать – это выбор, выбор между добром и злом.
Мир Земли – место очищения и направлены мы сюда именно потому, что в прошлом мы сделали неправильный выбор, нарушив тем самым изначальную гармонию мира.
Пока наш мир в целом не преодолеет заключенное в нем зло, он будет использоваться только как место для исправления провинившихся. Изначально чистые сущности воплощаются у нас крайне редко, это единичные случаи. Очень мало также и тех, кто в течение жизни осознал свои ошибки, решительно встал на путь заметного продвижения. Тем более нелепо пытаться воплотить свою голубую мечту об идеальном устройстве общества насильственными средствами. Создать такое общество невозможно, его можно только объявить» (10, с.92).
Если рассматривать наш мир как место для исправления и работы, то самый лучший метод исправления – групповой.
«Обычно легче изменить индивидов собранных в группы, чем изменить любого из них по отдельности» (4, с. 15,Курт Левин).
«Постоянный контроль поступков, слов и мысли, без которого не может быть успеха на пути к совершенствованию, почти недоступен для находящихся в обычных условиях жизни, где тысячи внешних обстоятельств постоянно отвлекают стремящегося к цели. Жизнь же среди людей, объединенных одним устремлением, общими мыслями и привычками, была великой помощью, ибо давала возможность без потери энергии развиваться в желаемом направлении.». (Е.И. Рерих «Основы Буддизма», с.30).
Возможно, поэтому сегодня огромную популярность получили групповая психотерапия и группы психологической поддержки, возглавляемые квалифицированными психотерапевтами и психологами. «Основные задачи таких групп – взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, ее развитие и раскрытие».(Barrett-Lennard, 1975, 4, с. 15)
Цели различных групп отличаются друг от друга. «В терапевтической группе или группе личностного развития главным является душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть переживание радости и самоудовлетворения. В психотерапевтических группах задачи обычно связаны с самоисследованием и самопознанием. Цель участников – избавление от серьезных эмоциональных проблем или их предотвращение, а также достижение определенных изменений в поведении и психике». (Yalom, 1975, 4, с. 17)
«Группы встреч - одно из величайших социальных изобретений 60-х годов – в большей степени ориентированы на создание чувства общности и развития у участников способности к установлению близких межличностных отношений». (Kaplan and Sadock, 1972,.4, стр. 82)
. Человека формирует группа, она же и способна его изменить.
Вопрос лишь в том: «Как?» Ведь группа состоит из людей с проблемами. Что они могут дать друг другу? Не случайно, в обществе так много одиноких людей, которые чувствуют себя несчастными и больными от недостатка любви и тепла.
«Дэвид Ризман окрестил целое поколение «толпой одиночек», подчеркивая тем самым, что даже в присутствии других человек может чувствовать себя отрезанным от них, изолированным, одиноким». (К. Рудестам «Групповая психотерапия»)
Если группа, действительно, может изменить человека, то почему же тогда человечество так мало преуспело в своем духовном росте? По видимому, главную причину в позитивном изменении людей, нужно искать в поведении лидера группы, доказательства этому я попытаюсь дать в следующей главе.
О влиянии руководителя на формирование