ПРОФИЛАКТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ДИСГРАФИИ
Дисграфию не рассматривают как самостоятельное нарушение. Ей почти всегда сопутствуют различные неврологические расстройства, патологии зрительного, слухового, двигательного и речевого анализатора.
В зависимости от преобладающей причины определяют вид дисграфии:
артикуляторно-акустическая;
акустическая;
аграмматическая;
на почве нарушений языкового анализа и синтеза;
оптическая.
Первые 4 формы дисграфии так или иначе связаны с нарушением понимания и воспроизведения фонем, звуков, слов и их окончаний (дислексией). Ребенок неправильно говорит и так же неправильно пишет: «пелочка» вместо белочка, «кошун» вместо коршун. Он может писать слитно предлоги и неправильно менять окончания: «теплая одеяло», «отдвери». В этом случае важно уделить особое внимание развитию артикуляционного аппарата, словесно-логической памяти.
Профилактика дисграфии включает упражнения на узнавание букв, разделение слов на слоги, понимание построения предложений и слов.
Оптическая дисграфия несколько отличается от других видов: это симптом недоразвития зрительно-пространственного анализа. Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры строки и буквы. Он может писать в зеркальном отражении. Буквы часто имеют лишний элемент или не дописываются до конца: ш-и, л-м, ц-щ.
Профилактика оптической дисграфии основана на формировании пространственных представлений. Дошкольник учится соотносить размеры предметов, ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади-спереди), находить и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки.
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ
Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного возраста полезно: чтение скороговорок, поговорок, пословиц; чтение книг; пересказ прочитанного; заучивание стихов и песен; ритмичные танцы.
ИГРЫ И ЗАДАНИЯ
Игра – единственный эффективный метод обучения в дошкольном возрасте. Для профилактики дисграфии рекомендуется 2 раза в неделю выполнять следующие игровые задания:
Игры и упражнения
для профилактики дисграфии (ДГ)
· акустической
· ДГ на почве несформированности ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ.
· АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ
1. На дифференциацию свистящих и шипящих звуков
(презентация)
2. на выделение определенного звука из слова (в данном случае- звук [Н])
Презентация
Также на наличие звука в слове и еще на определение МЕСТА звука в слове
Презентация
Игры и упражнения на развитие