Анализ понятия «конфликт» в научной литературе

Введение

 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что меняющаяся социальная ситуация в России актуализирует проблему конфликта. Как известно, до недавнего времени к конфликту относились как к явлению нежелательного характера, поэтому господствовала негативная оценка его последствий. Но, данное обстоятельство противоречит диалектическому пониманию процесса развития, так как развитие, несмотря на его содержание, можно представлять, как ряд разнообразных ступеней, которые связаны друг с другом.

Наличие и развитие личности связано с постоянным появлением противоречий, разрешением старых и новых, борьбой сторон. Диалектика развития принимает, как правило, острый характер, протекая в форме противоречий в конфликте. Сила личности заключается не в бесконфликтном поведении, а в продуктивном разрешении противоречий на пути достижения творческих и созидательных задач.

Актуальность данной темы обусловлена также тем, что в психологии личности, а также индивидуальности по сей день нет системного подхода к анализу поведения личности в конфликте, а также способов их разрешения в реальных ситуациях. Наиболее остра и значима данная проблема в образовательных и воспитательных системах, где, по мнению В.С. Мерлина, психологические конфликты играют существенную роль в формировании новейших черт характера и перестройке личности. 

На важность изучения конфликтов в педагогическом процессе обращали свое внимание такие исследователи как П.П. Блонский, А.С. Макаренко, А.Р. Лурия, В.С. Бехтерев и другие. Они предупреждали, что процесс конфликта трудно переносится детьми подросткового возраста. С одной стороны, конфликты усложняют психологическую жизнь, способствуя ее переходу на сложные и новые уровни функционирования, а с другой – приводят к нарушению гармонии отношений с окружающими людьми, задерживая процесс социализации личности, ведь в подростковом не до конца сформирована способность находить выход из неблагополучных ситуаций, снимая отрицательные эмоциональные переживания при помощи внутриличностной саморегуляции. Проблема влияния личностных качеств подросткового возраста на поведение в конфликтных ситуациях – это актуальная проблема психологии, так как определение факторов выбора школьниками стратегий поведения в разных сферах конфликта – это важное условие повышения эффективности системы обучения, а также воспитания в условиях семьи и школы.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал противоречие между запросом на знания по проблеме факторов, которые влияют на выбор подростками стратегий поведения в конфликтных ситуациях, а также недостаточным количеством эмпирических данных о влиянии личностных качеств на данный выбор. Поэтому, проблема данного исследования заключается в решении вопроса о влиянии личностных качеств подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Объект – конфликты подростков

Предмет – причины конфликтов в подростковом возрасте

Цель исследования: выявить причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте

Задачи:

1) Подобрать и проанализировать научную литературу по изучаемой проблеме

2) Раскрыть сущность понятия «конфликт», и т.д. (коротко задачи для первой главы)

3) Подобрать диагностические методики и провести эмпирическое исследование причин конфликтов у подростков

4) На основе анализа результатов исследования разработать памятку по профилактике конфликтов у подростков

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют достоверные связи между личностными качествами подростков и их стилем поведения в конфликтной ситуации.

База исследования: ГБОУ №332

Выборка испытуемых – 30 учеников 6 класса, из них 15 мальчиков и 15 девочек.

Методики исследования:

1. Тест Кеттела;

2. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях К.Томаса в адаптации Н.В Гришиной;

3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в образовательной и воспитательной работе с учащимися, а также для разработки коррекционных программ, которые будут направлены на обучение детей подросткового возраста навыкам конфликтного взаимодействия с целью оптимизации стилей их поведения.

 


 


Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликтов в подростковом возрасте

 

Анализ понятия «конфликт» в научной литературе

 

 

В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления мн. др.

В психологии нет общепризнанного определения термину конфликта, а также нет четкой классификации. Непосредственно термин конфликт, с латинского языка обозначает столкновение. Представители разнообразных школ в психологии по-разному понимают данный термин.

Важно сказать, что самыми ценными в данном направлении являются исследования:

- А.Я. Анцупова, А.В. Дмитриева, Н.В. Гришиной, В.П. Ратникова, А.Г. Здравомыслова, выделяющие проблему конфликтов в отдельную область, выстраивая систему знаний об этом направлении;

- Г. Дж. Скотта. Ф.Е. Василюка, А.И. Шипилова и других, усматривающих возможности изучения конфликтов в работе с личностью, а также параметрами внутреннего мира.

Обратимся к наиболее значимым и влиятельным исследованиям в области изучения понятия «конфликт».

В.Г. Казаков и К.К. Платонов определяли конфликт, как некое осознанное противоречие между несколькими общающимися личностями, сопровождающееся попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений. А.А.Ершов говорил, что конфликт – это действие противоположных и несовместимых в определенной ситуации интересов, мотивов и типов поведения. Е.И. Суименко и Д.П. Кайдалов отмечали, что конфликт – это столкновение взглядов, интересов, стремлений и установок личности[31, 100c.].

Важно отметить мнение А.Г. Ковалева, который считает, что конфликт – это явление групповых и межличностных отношений, а также проявление противоборства и активного столкновения принципов, оценок, характеров и мнений. Конфликт – это деструкция данных отношений на эмоциональном и когнитивном уровне. Если говорить с точки зрения психического состояния, то конфликт может быть защитной реакцией и ответной эмоционально-окрашенной реакцией[7, 65c.].

В.П. Ратников понимает под конфликтом трудно разрешимое противоречие, которое обусловлено острыми эмоциональными переживаниями. А.В. Дорохова считает, что конфликт нужно понимать как способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем[41, 111c.].

По мнению Н.В. Гришиной, конфликт – это, прежде всего, биполярное явление, т.е. противостояние двух начал, которое проявляет себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами)[16, 45c.].

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов отмечают, что конфликт – это наиболее острый способ решения значимых противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[4, 89c.].

Главной причиной конфликтов К. Лоренц считает агрессивность индивида и толпы. К. Лоренц отмечает, что агрессия – постоянное состояние живого организма. Но при этом он не усматривает внутренних особенностей человеческой природы, а объединяет проявления агрессии животных и человека в один разряд[38, 67c.].

Конфликт - это адаптационная реакция системы на неспецифическое возмущение внешней среды, которая происходит путем перестройки структуры системы. Данный общесистемный подход согласуется разнообразными взглядами психологов на суть как межличностного, так и внутриличностного конфликта. Существует мнение, что конфликт появляется тогда, когда есть рассогласование между возможностями субъекта (по сути, структурой его личности), а также конкретными условиями, где он действует.

В психологической науке традиционно выделяются следующие основные подходы к исследованию конфликта:

- психодинамический подход;

- бихевиористский подход;

- ситуационный подход;

- когнитивный подход.

В рамках психодинамического подхода сформировалось представление о конфликте как интрапсихическом явлении. Основная традиция подобного восприятия конфликта была предложена Зигмундом Фрейдом. Так, в психоаналитической концепции под конфликтом понимается важнейший теоретический конструкт, ключ к пониманию психической жизни человека. Конфликту приписывается изначальный характер в силу противоречивости самой природы человека. Основное внимание в психоаналитических работах уделялось внутренним конфликтам неосознаваемого характера. Конфликт с точки зрения психоанализа возникает в глубинах психики в качестве результата взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования. Только в рамках этих законов и можно адекватно объяснить и описать интрапсихический феномен. Интерперсональные конфликты в психоаналитической традиции также интерпретируются через внутриличностные особенности человека[7, 90c.].

Конфликт – это основное понятие в теории психоанализа, поэтому следует уделить описанию данной теории особое внимание. Анализируя работы З.Фрейда можно сделать вывод, что расщепление психики не от прирожденной недостаточности синтеза душевного аппарата, можно выделить конфликт, как итог расщепления душевных сил, то есть происходит активное стремление двух психических группировок одной против другой. Как правило, психоаналитическая концепция представляет личность, как конфликтную природу. При этом, суть конфликта представляю слои самой личности[58, 256c.].

Конфликт для человека - это не случайное состояние, а сущностное.

Ситуационный подход в изучении конфликтов был реализован, прежде всего, в бихевиористской традиции, которая делала акцент на внешних детерминантах их возникновения. Ситуационный подход в исследовании конфликтов сделал своим предметом изучения, прежде всего, внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие характеристики. В рамках ситуационных представлений конфликт понимается в качестве формы реакции на внешнюю ситуацию. Стойкая тенденция личности к конфликтному реагированию в поведенческих подходах является следствием закрепления соответствующих моделей в поведенческом репертуаре[34, 100c.].

Когнитивный подход к изучению конфликта рассматривал когнитивное измерение конфликта, а также предлагал его понимание как специфической когнитивной схемы, в соответствии с которой конфликт понимается не как свойство ситуации, но скорее как вывод, делаемый на его основе.

В понятии конфликта традиционно выделяют три главных элемента:

- цели, потребности, интересы, а также особенности мироощущения, как жизненно важных аспектов бытия человека, фактора и источника активности субъекта, его мотива и движущие силы конфликта;

- противоречия, противоборства, столкновение, которые воспринимаются как угроза своей идентичности;

- показывающая значимые смыслы проблемы развития, которые сопутствуют изменениям субъекта, определяющие потенциал жизненной энергии вовлекаемой в конфликт[56, 37c.].

Данные элементы определяются как базовые характеристики состояния субъекта конфликта, проявляющиеся в мотивации, а также в формах взаимодействия, в напряженности обозначающие актуальные проблемы его жизнедеятельности и развития. Поэтому, важно определить понятие «субъект конфликта», как активная сторона, которая способна создать конфликтную ситуацию, влияя на ход конфликта в зависимости от собственных интересов. Сюда относятся те субъекты взаимодействия, общения, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга. Субъектом конфликта может быть группа индивидов, отдельный индивид, нация, этнос, государство и другие.

Итак, в самом общем виде конфликт можно определить как многомерное полифункциональное, природное, социально-психологическое, психологическое явление.

К.Левин создал фундаментальный анализ природы конфликта, который оказал существенное влияние на другие исследования в данной области. Левин рассматривает три основные ситуации возникновения конфликта:

- человек располагается между двумя положительными валентностями;

- человек располагается между двумя негативными валентностями;

- человек может столкнуться с объектом, которые имеет одновременно положительную и отрицательную валентность[29].

При помощи данных типов, опираясь на мнение К.Левина, можно описать диапазон всех психологических конфликтов. В определенной степени материал, который анализируется автором относится к такому вида конфликта, определяющийся как внутриличностный, то есть интегрированный как некое противоречие внутриличностных структур. Также Левин описывает межличностные конфликты, то есть конфликты, которые возникают между внешней объективной вынуждающей силой и собственными потребностями человека[29].

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что в психологической науке наблюдается отсутствие единого научного представления о природе конфликта, а также о его сущностных характеристиках. Теоретической основой нашего исследования будет личностно-деятельностный подход, который можно наблюдать в определении таких исследователей, как Н.В. Гришина, А.Я. Анцупова и других.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: